Некоммерческий маркетинг — это деятельность, предпринимаемая для создания и поддержания мнения у определенных групп населения к определенным туристским организациям и их профессиональной активности.
Все некоммерческие туристские субъекты можно разделить на три вида.
1. Государственные некоммерческие субъекты (органы государственной, исполнительной и судебной власти федерального уровня; местные органы государственной власти и управления; госбюджетные предприятия и организации науки и культуры и т.д.).
2. Негосударственные некоммерческие субъекты (движения; профсоюзные организации; некоммерческие благотворительные фонды и различные ассоциации и т.д.).
3. Физические лица, занимающиеся некоммерческой деятельностью (ученые, деятели искусства и культуры, миссионеры и т.д.).
Существует ряд принципиальных маркетинговых различий между коммерческими и некоммерческими туристскими организациями (табл. 4).
Таблица 4. Отличия между коммерческим и некоммерческим маркетингом
Некоммерческий маркетинг | Коммерческий маркетинг |
Связан с организациями, территориями и идеями, а также туристскими продуктами и услугами | Главным образом связан с туристскими продуктами и услугами |
Нетоварный характер обмена | Обмениваются деньги на туристские продукты и услуги |
Цели являются более сложными, поскольку успех или неудача не может измеряться с чисто финансовых позиций | Цели обычно касаются сбыта, прибылей и получения наличных денег |
Преимущества туристского некоммерческого маркетинга часто не связаны с выплатами потребителей | Преимущества коммерческого маркетинга обычно связаны с платежами потребителей |
От некоммерческих организаций могут ожидать или требовать обслуживания экономически невыгодных сегментов рынка | Коммерческий маркетинг ориентируется на обслуживание только прибыльных сегментов рынка |
Некоммерческие организации обычно имеют две категории клиентов: потребителей и спонсоров | Коммерческий маркетинг имеет только одну категорию клиентов — потребителей |
Некоммерческий туристский маркетинг представляет собой деятельность некоммерческих субъектов в конкурентной среде, основанную на принципах классического маркетинга. Результатом деятельности некоммерческого субъекта является социальный эффект направленный на благо общества в целом или отдельных групп населения, не связанный с получением прибыли. Точно так же, как коммерческая туристская фирма не может существовать и развиваться, не зарабатывая прибыли, не может существовать и развиваться некоммерческий субъект, не достигающий социального эффекта в результате своей деятельности.
Вместе с тем коммерческий и некоммерческий маркетинг имеют много общего. Так, некоммерческие туристские организации вынуждены изучать и применять маркетинговые подходы в целях интенсификации основных видов деятельности в плане достижения поставленных некоммерческих целей с большим управленческим и организационным эффектом. Общим является также и то, что потребители могут выбирать между предложениями различных некоммерческих туристских организаций и преимуществами, предлагаемыми конкурирующими организациями
Цель некоммерческой деятельности — это достижение социального эффекта, а некоммерческого туристского маркетинга — максимизация этого эффекта при рациональном использовании необходимых ограниченных ресурсов общества. Цели некоммерческих туристских организаций включают: количество клиентов, которых нужно обслужить; объем оказываемых услуг; их качество. Так, некоммерческая туристская организация может иметь следующую совокупность целей: получить 100 млн руб. правительственных субсидий, найти средства и способы повышения внутреннего туризма, изменить отношение к внутреннему туризму.
3. Специфика и тенденции развития маркетинга в сфере СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА
и туризма