Во II половине XIX в. наметился кризис мифологической школы: она зашла в тупик вследствие безнадежности попыток объяснить все верования, народные обычаи и традиции, фольклор на основе древней астральной мифологии.
В этих условиях выдающийся представитель немецкой классической философии Людвиг Фейербах попытался найти и обосновать антропологическую сущность религии. Выдвигая в качестве предмета религии человеческие потребности и интересы, философ утверждал, что «боги – воплощенные… осуществленные желания человек»1 т.е. сущность религии сводил к сущности человека, видя во всякой религии отражение человеческого бытия. Фейербах выдвинул идею, согласно которой не бог создал человека, а напротив, человек, создал бога по своему образу и подобию таким образом, что в сфере религии человек отделяет от себя собственные качества и свойства и переносит их в гипертрофированном виде на воображаемое существо – бога.
Фейербах стремился также выяснить, как в сознании человека формируется религия, какая роль в этом процессе принадлежит сознанию, его отдельным сторонам. По его мнению, религиозные образы создаются фантазией, но она не создает религиозный мир из ничего, а исходит из конкретной действительности, но, при этом, искажая эту действительность: фантазия загорается лишь от естественных и исторических предметов. Разделяя упомянутые выше теории невежества, обмана и страха, Фейербах утверждал, что эти стороны в совокупности с абстрагирующей деятельностью мышления и эмоциями порождают и воспроизводят религию на протяжении всей истории. Но эти факторы реализуются тогда, когда человек испытывают чувство зависимости от природы.
|
|
На основе антропологической теории Фейербаха, на той же идее человеческой природы, как источника религии, позднее возникает антропологическая школа, иначе называемая «анимистической теорией». Наиболее яркий и продуктивный представитель этой школы английский ученый Эдуард Тайлор (1832-1917) в качестве «минимума религии» рассматривал веру в «духовные существа», в души, духов и т.п. Зародилась же эта вера потому, что первобытного человека особенно интересовали те особые состояния, которые переживают временами он сам и его окружающие: сон, обморок, галлюцинации, болезни, смерть. Из этой веры в душу постепенно развились другие представления: о душах животных, растений, о душах умерших, об их судьбе, о переселении душ в новые тела или об особом загробном мире, где обитают души умерших. Души превращаются постепенно в духов, затем в богов, или в единого бога – вседержателя. Так из первобытного анимизма в ходе постепенной эволюции развились все разнообразные формы религии.