Социологическая концепция

Социологическая концепция разрабатывалась и сложилась в конце XIX- нач.XX в. Ее основателями считаются немецкий философ и социолог М. Вебер(1864-1920) и французский философ и социолог Э. Дюркгейм ( 1858 - 191 7).

Корни, предпосылки возникновения и сущность религии Макс Вебер выводит из проблемы смыслов, которые возникают и образуются из переживания иррациональности мира и человеческой жизни. В экстремальном виде эта иррациональность проявляется в смерти, страдании, гибели, нравственной испорченности. М. Вебер характеризует религию как способ выражения соответствия смысла социальному действию: в качестве явления культуры она задает и поддерживает соответствующие смыслы, тем самым вносит рациональность в объяснение мира и в повседневную этику. Далее, религия концентрирует значения, на ее основе переживание мира переходит в мироосознание, в котором вещам придается определенное значение. Мир становится ареной действия демонов, душ, богов, сверхъестественных сил. Неоднородные элементы действительности сплетаются в систематизированный космос. Данные эмпирического опыта объединяются более или менее рациональным способом в представление о мире. Особое значение в человеческой жизни имеют отдаленные цели, и прежде всего цель всех целей, которая предлагает основополагающая нравственно-религиозная идея спасения, воздаяние за беды, невзгоды и несчастья, пережитые человеком в жизни.

Таким образом, религиозность выступает побудительной силой, мотивом определенного рода социального действия, направленного на овладение миром, она задает иерархически построенную систему норм, в соответствии с которой одни действия разрешены, другие запрещены, и тем самым определяет моральные позиции в обществе и по отношению к миру в целом.

Эмиль Дюркгейм руководствовался принципом социологизма, согласно которому общество представляет собой особую реальность, включающую социальные факты, которые существуют независимо от индивида и имеют принудительную силу по отношению к нему. Иначе говоря, он считал религию, как и другие формы общественного сознания (право, мораль, чувства, привычки и пр.), коллективным представлением, которое общественная среда навязывает сознанию людей. Рассматривая религию общественным явлением, само общество он рассматривал как особую реальность, как нечто большее, чем совокупность человеческих индивидов. Исходя из этого, он отрицал применимость законов индивидуальной психологии к объяснению религиозных верований. Он доказывал, что никакие наблюдения человека ни над внешней природой, ни над собственной природой не могли породить религиозных верований. Эти верования могли зародиться только в обществе, в сфере тех коллективных представлений, которые вообще не заимствуются из опыта, а навязываются принудительно. В религии общество как бы обожествляет само себя.

Таким образом, Дюркгейм отводил религии важную роль, рассматривал ее неотъемлемым атрибутом общества. Отсюда делается важный вывод, что религия будет существовать, пока существует общество. С течением времени она лишь меняет свои формы в зависимости от стадии развития общество. Дюркгейм исходил из того, что основой, обеспечивающей целостность любого общества, является общественное сознание: общие нормы, ценности, верования, чувства. Трактуя религию расширительно, отождествляя ее с общественным сознанием в целом, рассматривая как религиозные любые идеи, представления и верования, если они носят обязательный для всех членов общества характер и связывают индивида с обществом, и поскольку такие идеи и представления будут возникать и существовать всегда, делается вывод о вечности и незыблемости религии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: