Основные формы свободомыслия

Религия, как специфическая форма общественного сознания, с закономерной необходимостью возникает в глубокой древности. Как уже отмечалось, основу религиозных идей и представлений составляет общественное бытие людей, своеобразное, неадекватное отражение этого бытия, окружающей их действительности: различных, недоступных, неподвластных им, неведомых и неосознаваемых ими таинственных, одновременно, враждебных им природных явлений и процессов.

Между тем, на определенной стадии развития общества, с развитием мышления, в особенности абстрактной его составляющей, человек, наблюдая, вникая в сущность и переосмысливая рационалистически тот же окружающий мир предметов, явлений и процессов, накапливая все больше подлинные знания, начинает обнаруживать несоответствия между сложившимися примитивными религиозными воззрениями и реальными, подтверждающимися общественной практикой, знаниями об окружающей действительности.

С развитием и накоплением рациональных, затем и научных, знаний, все больше и яснее обнаруживались противоречия между этими двумя формами общественного сознания. В результате этого, около пяти тысяч лет назад возникают первые робкие, альтернативные религиозным, представления о мире, о человеке, его сущности и месте в мироздании.

С этого времени, параллельно с развитием и трансформацией религиозных воззрений, возникновением и сменой в историческом процессе различных исторических типов религий, возникали и соответствующие формы свободомыслия, представителей которых, как правило называли вольнодумцами. Наиболее существенными, в мировоззренческом плане, историческими формами свободомыслия являются: скептицизм, деизм, дуализм, пантеизм, антиклерикализм, индифферентизм, нигилизм, натурализм и атеизм.

Скептицизм /греч. skeptikos – рассматривающий/ представляет собой отрицание не всей религии, а лишь ее отдельных сторон /элементов вероучения, отдельных обрядов и т.д./. Его представители разрушали господствующую схоластику, религиозный догматизм, теологическую ортодоксию. Скептицизм требовал не упразднения религии как таковой, а веротерпимости, равенства и свободы различных религиозных вероисповеданий, пытался вместо устаревшей создать новую «разумную» религию.

Деизм /лат. Dues – бог/ - это признание бога как творца мира при одновременном отрицании его роли как силы, управляющей миром. Деисты утверждали, что бог сотворил природу, но затем в ее дела не вмешивался. Деисты боролись против официальной религиозной идеологии феодального общества и устремились создать «естественную религию разума», которая стала бы своеобразной религией буржуазного общества.

Дуализм – учение, признающее бога и материю как два начала – равноправных и фактических. Дуалисты верят в существование бога, но считают материю несотворенной, вечной, как и бог.

Пантеизм /греч. pan – все, theos – бог/ оппозиционное религии идейное течение, которое признает бога не трансцендентным началом, стоящим над миром и человеком, не сущностью, полностью обособленной от материи, а силой, находящейся в неразрывном единстве с природой. В этом случае налицо отождествление бога и природы. Пантеисты говорят: природа и есть бог. Подобное растворение бога в природе подрывает одну из основных идей религии – деление мира на естественный и сверхъестественный. Однако пантеизм допускает возможность признания божественного присутствия в мире, что используют богословы для упрочения позиций религии.

Антиклерикализм – общественное движение, направленное на освобождение духовной и политической жизни, науки, культуры и образования от власти религии и церкви.

Индифферентизм (лат. indifferens – безразличный) – безразличие к религии и ее существенным идеям. Он существует как стихийный (отсутствие интереса к вере в Бога, так и к атеизму), так и сознательный (ставящий вопрос о необходимости игнорировать религию при решении социальных, научных и нравственных проблем). Вторая разновидность характеризует активную атеистическую позицию человека.

Нигилизм религиозный (лат. nihil – ничто) – бунт против религии с позиций индивида – эгоиста, выказывающего пренебрежительное отношение как к духовным ценностям общества вообще, так и в отрицании религии. Нигилисты, не связаны с какими - бы ни было положительными идеалами, не признавая их.

Натурализм (лат. naturalis – природный, естественный) – одна из форм свободомыслия, гласящая, что существует лишь представляющая собой всеохватывающее бытие природа. Натурализм не признает существования сверхприродного. Человек, общество и природа – неотделимы друг от друга и познать их можно естественными средствами.

Атеизм (греч. «а» - частица «не» и theos – бог; букв. –безбожие) система взглядов, отвергающая религию (веру в бога, бессмертие души, воскресение из мертвых и т.п.). Атеизм не является только научной критикой религии. Он раскрывает специфику и сущность религии, объясняет причины возникновения, источники веры, функции и социальную природу, условия и способы ее преодоления. Среди различных форм выделяется научный атеизм, как высшая, научная форма атеизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: