Понятие социального конфликта. Современные концепции управления конфликтами. Социально-психологическая модель трудового конфликта. Причины возникновения конфликта в трудовых организациях. Стадии развития социального конфликта.
Понятие социального конфликта. Особую группу методов социальной регуляции поведения работников составляют методы разрешения социальных конфликтов, под которыми понимают любые виды борьбы между индивидами, цель которых — достижение (либо сохранение) средств производства, экономической позиции, власти или других ценностей, пользующихся общественным признанием, а также подчинение, нейтрализация либо устранение действительного (или мнимого) противника. Как правило, конфликт развивается через конфронтацию частных и общественных интересов. При этом собственно конфликт надо отличать от других форм конфронтации, которые могут быть следствием:
1) отсутствия согласия (например, между участниками дискуссии);
2) противоречия интересов (различных групп или индивидов);
|
|
3) коллизий (моральных или правовых норм),
4) соперничества (например, в сфере экономики);
5) соревнования (например, за звание лучшего по профессии).
Ни одна из таких форм конфронтации сама по себе не есть проявление конфликта, хотя способна привести к его возникновению. Социальный конфликт — это всегда борьба, порожденная конфронтацией общественных и групповых интересов, а не индивидуальных.
Понятие «конфликт» несколько отличается по содержанию от терминов «конкуренция», «соперничество», «враждебность».
Конкуренция — особый тип конфликтов, цель которого — получение выгоды, прибыли либо благоприятного доступа к дефицитным материальным и духовным ценностям. Особенность конкуренции — в применении только тех форм борьбы, которые признаны в качестве морально-правовых в данном обществе. Это такой конфликт интересов, где противоборство сторон ведется по правилам «игры», одобряемым нормативной структурой и культурной системой определенного социума.
Для соперничества характерна демонстрация индивидами взаимного превосходства путем достижения общезначимых, престижных целей. Это борьба за признание личных достижений и творческих способностей со стороны общества, группы, коллектива, объектом которой бывают лучшие социальные или профессиональные позиции, награды, оценка подчиненных, признание коллег либо вышестоящего руководства.
Враждебность — это фиксированная психологическая установка, готовность к конфликтному поведению. Она не всегда выливается в конфликт. Не в любом социальном конфликте враждебность должна доминировать. Поэтому различные типы конфликтов и даже разные фазы одного и того же конфликтного процесса характеризуются неодинаковой степенью враждебности отношений сторон друг к другу.
|
|
Противоборство субъектов социального взаимодействия может принимать самые разные поведенческие формы. В частности, пассивное сопротивление (невыход бастующих шахтеров на рабочие места), прямые акции непосредственного протеста (митинги, демонстрации с выдвижением требований к местным органам власти), косвенные акции (подстрекательство колеблющихся к забастовке). Но в любом случае для возникновения полномасштабного конфликта необходимо, чтобы атака одной стороны нашла адекватный ответ с другой стороны.
Современные концепции управления конфликтами. Среди современных концепций управления конфликтами стоит выделить точку зрения Р. Дарендорфа. В своей теории он выделяет три ключевых момента: 1) каким образом в структуре общества возникают конфликтующие группы; 2) какие формы принимает борьба конфликтующих групп; 3) как влияет групповой конфликт на изменение социальной структуры. Концептуальная модель конфликта Р. Дарендорфа содержит три типа переменных: группа, вид разногласий, причина.
Группа — совокупность людей с реальными или потенциальными взаимоотношениями, включая цели, потребности и ресурсы. К типам группы относят отдельных индивидов, малые группы, организации, большие организованные группы, классы и нации. Конфликтующие группы — объединения, прямо или косвенно включенные в конфликт и ставящие перед собой социально значимые цели. К агентам конфликта причисляют:
а) первичные группы, чьи цели объективно или субъективно несовместимы, которые непосредственно взаимодействуют, стремясь удовлетворить эгоистические интересы. Если конфликтующие стороны — сложные организации, то они могут состоять из менее крупных единиц, различающихся по степени включенности и вкладу в конфликт;
б) вторичные стороны вносят косвенный вклад в разжигание конфликта и не стремятся быть замешанными в нем непосредственно. Вторичные стороны в период нарастания конфликта могут стать первичными;
в) третьи силы, заинтересованные в конфликте, — те, кто заинтересован в успешном решении конфликта.
Все типы конфликта включают особую переменную — разногласие, т.е. характеристику, которая формирует отношение к конфликту. Конфликт существует в том случае, когда налицо устранимые разногласия или же противоречие интересов (К. Томас. Г. Аксельрод), он возникает в тех ситуациях, когда разногласия предполагают противоборствующие типы поведения (JI. Козер, Р. Шмидт, X. Обершалл), проявляются различия взглядов (процессуальная модель JI. Понди). В целом конфликтующие группировки могут выбирать следующие программы поведения:
1) достигнуть целей за счет другой группы и тем самым довести конфликт до более высокой стадии;
2) подчиниться другой группе, несколько снизив уровень напряженности, но сохранив сам конфликт, переведя его в латентную форму;
3) мирно завершить конфликт, по возможности покинув опасную зону агрессивности;
4) активно сотрудничать в выработке решения, которое полностью удовлетворяло бы обе стороны (прекращение конфликта без перевода его в поведенческую стадию открытой борьбы).
Дифференциация взглядов персонализирует конфликт, но благодаря дифференциации индивиды приобретают деперсонализированное видение конфликта, и, однажды возникнув, он становится затем основой для достижения взаимопонимания в группе, т.е. началом интегративной фазы.
Причины выступают важным элементом концептуальной схемы при объяснении конфликта. К ним относят:
|
|
1) условия, усиливающие или поощряющие несовместимость ценностных различий;
2) агрессивные установки, прямо ведущие к конфликтному поведению (JI. Козер);
3) психологические процессы, влекущие за собой уверенность в несовместимости различий (А. Рапопорт, К. Томас).
Условия выступают базой конфликта и включают:
1) структурную дифференциацию (Д. Марч и Г. Саймон, Ж. Пиаже);
2) личностные различия и коммуникацию (Р. Робине);
3) дефицит ресурсов (С. Керр, К. Боулдинг);
4) идеологические различия (Р. Конверс)
5) доминирование (И. Галтунг).
При этом «социальное доминирование» предлагает следующую систему суждений:
1) человеческие существа от природы склонны формировать иерархии социального доминирования и бороться за приоритетные позиции;
2) иерархии социального доминирования включают в себя определенную степень статусного а) притяжения, б) напряжения;
3) природная предрасположенность к социальному доминированию вынуждает людей вступать в конкуренцию за право обладать лучшей позицией непосредственно в трудовых организациях;
4) действия с целью достижения социального доминирования могут привести к индустриальному конфликту.
Действие, как и противодействие, в конфликте основано на способности и желании его участников использовать силу. Сила конкретизируется через такие понятия, как «наглядная мощь статуса», «деньги», «союзники». Действия и контрдействия выступают «средствами силы»; они конституируют «силу в действии». Чтобы усилить степень сопротивления, надо увеличить количество ресурсов, находящихся в распоряжении социальных групп. У забастовщиков такими ресурсами выступают пожертвованные им деньги, касса взаимопомощи, профсоюзные фонды. В число потенциальных ресурсов социологи включают социальные навыки индивидов, личную привлекательность, контроль за поощрениями и наказаниями, формальные позиции в группе лояльных союзников, умение убеждать, способность охранять групповое имущество (казну). Все, что мешает индивидам реализовать их цели или позволяет вмешиваться в действия других людей, есть потенциальный ресурс; в ходе конфликта всегда истощаются деньги, время, энергия.
|
|
Согласно бихевиористской (поведенческой) концепции, конфликт понимается как осознанное противоборство индивидов или групп с противоречивыми интересами. Цель одна — осуществление собственного интереса за счет интересов других, при этом выделяются две формы конфликта.
Полномасштабный конфликт — открытая социальная борьба, в которой четко представлены противоборствующие стороны их интересы, объект борьбы, стратегия и тактика поведения. Неполный конфликт вовлекает меньшее число участников, у него слабо структурированы интересы и состав сталкивающихся сторон, он в меньшей степени легализован и не отличается открытым поведением. Таков скрытый (или вялотекущий) конфликт интересов администрации предприятия и рабочих, не принимающий формы массовой забастовки (как в полном конфликте), но трансформирующийся в косвенные формы действия (групповой рестрикционизм, нарушения трудовой дисциплины). Социальная напряженность и усиление фрустрации среди рабочих представляет собой начальную стадию массового трудового конфликта.
Социально-психологическая модель трудового конфликта. Социально-психологическая модель трудового конфликта акцентирует внимание на анормальном характере чувств, установок и отношений между враждующими сторонами. Негативную роль в деформации существовавших прежде нормальных взаимоотношений в коллективе играет психологический образ противника, который, если он вовремя не устранен, углубляет трещину будущего раскола. Психологические конфликты возникают даже тогда, когда отсутствует реальный повод — противоречие интересов. Речь идет о так называемых «нереалистических» конфликтах, или квазиконфликтах. У них нет объективного предмета спора, но существуют превращенные его формы — дефекты восприятия, нарушения коммуникации, недоступность источников и способов обработки информации, индивидуальные особенности конфликтантов.
В социологии конфликта принят онтологический подход, признающий реальные противоречия интересов больших социальных групп людей, которые диктуют сторонам логику, продолжительность, степень напряженности и риска борьбы за удовлетворение приоритетных потребностей. В такой ситуации невозможно одновременное удовлетворение интересов двух или более групп людей, стремящихся к разным целям. Поэтому конфликт принято изучать в тесной связи с понятиями кризиса и противоречий. Если конфликт вызван к жизни столкновением противоположных тенденций, то его надо рассматривать в качестве индикатора субъективного осознания людьми противоречивости своих интересов как членов больших социальных групп. Кризис в обществе — это результат патологических изменений в содержании и формах жизни населения, серьезных нарушений механизма контроля в политике, экономике и культуре, взрыва массового недовольства граждан, наконец, радикального разрыва с традиционными нормами и ценностями. Если общественный кризис подразумевает предшествующие ему социальные конфликты, то далеко не каждая конфликтная структура порождает кризис.
Противоречие динамичнее конфликта. Оно представляет собой движущую силу развития, а конфликт демонстрирует подвижное равновесие, всего лишь «игру» противоречивых интересов, ценностей и сил. Обостренные противоречия порождают скрытые или открытые конфликты, ибо они глубоко переживаются, осознаются как раз и навсегда данная несовместимость интересов. Участники расходятся в разные стороны и формируют противодействующие группировки. Конфликт двух сторон — конфронтация — характеризуется не только стремлением одной из них удовлетворить интересы, противоположные интересам противника, но и практическими действиями по устранению или ограничению его прежней роли, позиции, потенциала.
Феномен конфликта может быть описан посредством трех типов переменных:
1) исходящие из конфликта противоречия;
2) осознание ситуации взаимодействия как конфликтной;
3) накопление элементов негативной кооперации.
Стороны, готовясь к противоборству, принимают в расчет возможность разрешения конфликта путем позитивной кооперации или взаимовыгодного сотрудничества.
Следует различать понятия «противоречие интересов» и «конфликт интересов». Первое описывает противоположность неосознанных, а второе — осознанных интересов. Поэтому конфликт интересов — прежде всего противоборство групповых субъектов, оно осуществляется в таких формах, как пассивное сопротивление, стихийный протест или осознанная целевая деятельность.
Говорят, что в основе конфликта интересов лежит некая социальная неудовлетворенность, т.е. резкое расхождение между достигнутым уровнем обладания социальными благами и убеждениями в том, что этого явно мало, могло быть больше или доступ к ним искусственно ограничен. Формируется устойчивое чувство социальной несправедливости, оно порождает фрустрацию, которая приводит в действие конфликтное поведение (агрессию).
Различают два вида борьбы, возникающей на основе противоречия интересов. Первый тип — социальное противоборство индивидов или групп за изменение принципов распределения материальных благ, второй — за изменение критериев их распределения в рамках сложившейся общественной системы. Борьба за изменение принципов распределения — результат фундаментального конфликта, преобразующего основы социального порядка. Борьба за изменение критериев распределения экономических ценностей нацелена на то, чтобы оказать давление на ключевые институты власти ради обеспечения социальной справедливости. Давление выражается в прямых акциях, например забастовках, в предъявлении требований органам политической власти со стороны недовольных социальных групп, в мобилизации общественного мнения в поддержку альтернативной программы.
В социологии используется понятие «группы давления». Оно обозначает социальные силы, играющие заметную роль в организации общественных протестов как форме борьбы за свои жизненные интересы. Выделяются группы давления, объединяющие людей по экономическим целям, профессиональным, образовательным, политическим, религиозным и культурным интересам. Важнейший признак давления — стремление использовать в конфликте свои достоинства или преимущества перед противником. К примеру, бастующие шахтеры прекрасно понимают, что их некем заменить на столь тяжелой работе. Не секрет, что их отрасль — ключевая в энергетическом комплексе страны. Подобные факторы применяются для оказания силового давления на министерство и правительство. Работники торговли имеют непосредственный доступ к дефицитным товарам и в случае обострения экономической ситуации стремятся обеспечить себе наиболее благоприятные условия при распределении материальных благ.
Наряду с группами давления, большое значение приобретает общественный протест, его цель — улучшение экономического, политического или культурного положения недовольной группы, которая считает себя несправедливо обделенной. Предварительное условие для появления протеста — конфликтная, критическая или кризисная ситуация, непосредственно угрожающая жизненным интересам индивидов, что вовсе не означает, будто массовый протест должен принимать характер насилия или общественной угрозы. Хотя сопровождающий фактор — накаленная до предела психологическая атмосфера, массовое недовольство, проявление группового негативизма. Протест как активную форму конфликтного поведения «обездоленных групп» можно описывать в терминах индивидуального и коллективного, организованного и стихийного, открытого и скрытого, прямого и косвенного, целевого и иррационального действия.
Зыбкое равновесие социальных интересов всегда неустойчиво, оно подвержено колебаниям, и при серьезном перекосе в пользу интересов одной группы обязательно возникает социальная напряженность. Формой такого рода деформации является групповой, коллективный либо индивидуальный эгоизм, выражающийся в завышении претензий на получение социальных льгот и в занижении своих трудовых обязанностей перед обществом. Другим фактором дисбалланса групповых интересов выступают просчеты органов государственного управления в процессе стратегического планирования и принятие таких решений, которые не учитывают специфики потребностей социальных групп и слоев.
Причины возникновения конфликта в трудовых организациях. Возникла даже самостоятельная область исследований — конфликтология, применяющая достаточно изощренную социотехнику. В теоретическом плане главным оружием познания являются объяснительные модели возникновения конфликта в трудовых организациях.
Первая концепция объясняет конфликт двумя причинами — структурно-организационными и социально-психологическими. Типичная психологическая причина, которая чаще всего называется, — усиление уровня неудовлетворенности и фрустрации. Они могут быть вызваны, например, тем обстоятельством, что работник не получает за свой труд того, что, по его мнению, ему полагается. Причина фрустрации — неспособность общественного производства удовлетворить ожидания людей. Если уровень их запросов растет, то относительно высокие заработки одних усиливают ожидания других. То же самое происходит при успешной забастовке на одном предприятии или в одной отрасли. Она служит примером, стимулирует возникновение забастовок в других местах. Индивиды оценивают свое положение как относительно благоприятное, если оно значительно не ухудшилось по сравнению с прошлым либо в сравнении с другими предприятиями. Субъективное сравнение определяет степень неудовлетворенности, которая зависит не только от эмоциональных, но и от социальных факторов, например, места социальной группы на иерархической лестнице: чем оно ниже, тем меньше возможностей для удовлетворения ее потребностей и ожиданий, тем выше вероятность конфликта.
Господствовавшая долгое время в отечественной социологии нормативно-институциональная модель коллектива оказалась некорректной. Если верить такой модели, то рабочие, провозглашенные хозяевами производства, бастуют, протестуя против самих себя. Чтобы объяснить подобное противоречие, нужно выдвинуть две версии: модель верна, но она искажена на практике, или ошибочны отдельные положения теории. Более правильной представляется вторая позиция. Нельзя исходить из постулата органического, недифференцированного единства интересов всех членов трудового коллектива. Предприятие представляет собой такую систему, в которой функционируют различные по своим социально-экономическим и организационным интересам группы. У них разное положение в иерархии управления, уровень образования, доход, наконец, объем ответственности и круг полномочий. Поэтому можно говорить о том, что противоположные и конфликтные интересы существуют объективно, а представление о бесконфликтности производственного коллектива, о том, что отклонения, напряженность и стрессы суть нечто побочное или производное, надо признать субъективным, ошибочным.
К числу конфликтогенных факторов необходимо отнести отраслевую специфику производства. Социологи обнаружили известную корреляцию: к забастовкам тяготеют рабочие тех отраслей, где они сконцентрированы в относительно компактные и однородные профессиональные группы. Уже в силу профессиональной солидарности они демонстрируют большую способность к единству в организации массовых действий. Речь идет о горняках, металлургах, транспортниках. Не меньшую роль играет и содержание конкретного вида труда. Известно, что чаще бастуют работники, занятые физически тяжелым, малоквалифицированным и потому непривлекательным трудом. Нельзя игнорировать и другие факторы: экономическое положение отрасли и ее финансовые возможности, норму прибыли, размеры предприятия и перспективы его развития, динамику внедрения новой технологии и социальных инноваций, отношение персонала к забастовке как форме защиты своих интересов, способность руководства компетентно выполнять административные функции. Вероятность забастовок увеличивается на восходящей или нисходящей стадии цикла экономического развития отдельного предприятия или отрасли в целом.
Наряду с конфликтами «рабочие — администрация» конфликтные ситуации могут вспыхивать между администрацией и инженерно-техническим персоналом. Причины — различия в источниках и степени властных полномочий, уровне образования, возрасте (конфликт поколений). Руководители и специалисты суть разные социальные группы, имеющие разный социальный и организационный статус. Пока что на отечественных предприятиях подобные конфликты сохраняют форму скорее потенциальных» нежели актуальных акций.
Возможность разрешения трудовых конфликтов во многом зависит от степени взаимоисключаемости интересов; противоположные взгляды, позиции, стереотипы увеличивают остроту конфликтных отношений. Тогда в случае противоположных, но не взаимоисключающих интересов взаимодействие противников помогает и облегчает установление доверия, выработку взаимоприемлемых альтернатив.
Конфликт — свойство социальных систем, обусловленное природой общественной жизни. Он порождает разрушение, но может быть интегративным, т.е. усиливать внутригрупповое единство, облегчая согласие в понимании жизненно важных проблем и способов их решения, повышает инновационный потенциал малой группы или организации в целом.
В сложных системах внутригрупповой конфликт одновременно является межгрупповым. Он способствует интенсификации взаимодействия людей в организации и тем самым их интеграции. При эскалации конфликта, в ходе которого силовой акт вызывает еще более сильную ответную реакцию, на каждой новой фазе обе стороны причиняют друг другу ощутимый и возрастающий ущерб. Конечный результат подобных акций — преобладание дезинтегративных тенденций (вплоть до разрушения системы). Для того чтобы минимизировать экономические и социальные издержки эскалации конфликта, необходимо уметь регулировать динамику процесса, используя его позитивные начала.
Имеет смысл система производственного самоуправления на основе коллективного договора, предусматривающая базовую ориентацию всей системы, определение ролей и ожиданий, доминирующего социального процесса, использование властных структур, создание и использование механизма санкций. Система коллективного договора конфликтна по самой своей сути, т.к. конфликт, соперничество и компромиссы между противоборствующими участниками — естественная часть процесса переговоров и рациональное ядро всей трудовой организации. В системе коллективного договора социальные роли сторон дифференцированы: администрация — с одной стороны, профсоюз, защищающий интересы персонала, — с другой, однако на основе участия работников в управлении предприятием удается преодолеть конфликт интересов.
В системе коллективного договора запланированы специальные механизмы реализации договора: смешанные комитеты и процедура обжалования. Если они не срабатывают, то остаются крайние меры — локаут и забастовка в рамках закона.
Устранению противоречий потенциально способствует участие работников в собственности предприятия, которое позволяет акционерам участвовать в процедурах контроля за деятельностью администрации и выбора хозяйственных руководителей. Конфликт внутри системы коллективного договора ослабляют следующие факторы:
1) сокращаются возможные притязания одной из сторон на полную ликвидацию противника;
2) проявляется реалистическое отношение к массовым трудовым конфликтам, забастовкам;
3) четко формулируются требования сторон и связанные с ними ожидания, что уменьшает вероятность возникновения трудового конфликта, делает переговоры запрограммированной социальной игрой, где действия сторон воспринимаются как сугубо рациональные;
4) сам процесс переговоров упорядочивает поведение сторон, удерживая конфликт в оговоренных рамках;
5) механизмы и процедуры выполнения договора способствуют систематическому рассасыванию конфликтогенных ситуаций, замедляя темпы концентрации социальной неудовлетворенности сторон.
В системе коллективного договора способствуют конфликтам:
1) ориентация на соперничество, которая стимулирует повышение уровня конфликтности даже при сходстве интересов;
2) механизм распределения социоэкономических ролей, который выступает структурным источником трудового конфликта (так как его основные субъекты испытывают со стороны своих заинтересованных единомышленников определенное давление ожиданий, которое первые должны подтвердить).
В системе производственного самоуправления конфликт смягчается действием следующих факторов:
1) ориентацией на кооперацию, сотрудничество и взаимопомощь как ценности уравнительного коллективизма;
2) участием работников в коллективном принятии решений, что также позволяет удерживать конфликт в допустимых границах;
3) переплетением ролевых позиций, исключающих структурный источник конфликта.
Однако существуют характеристики самоуправления, которые содействуют возникновению трудовых конфликтов:
1) утопический тип идеологических ориентаций на уравнительный коммунизм, который обостряет неудовлетворенность тех, кто, считая всех равными, видит себя социально обделенным. Сама идеология становится катализатором агрессивного поведения людей;
2) нереалистическое отношение к конфликту со стороны сотрудников администрации и рабочих предприятия. Первые считают забастовку недопустимой, незаконной мерой, а вторые — единственно возможным средством защитить свои права, отсюда и препятствия на пути институциализации конфликта как легального акта;
3) неразработанность процедуры переговоров, что способствует стихийному развитию массовых конфликтов с преобладанием деструктивных функций над конструктивными;
4) не всегда обоснованное перекладывание на плечи администрации тех социальных проблем, которые надо решать государству или совместными усилиями администрации и рабочих.
Часто администрация предприятий выполняет традиционную роль работодателя, но роль работодателя берется чисто формально, ибо администрация принимает на себя властные полномочия работодателя, но отказывается от его обязанностей и ответственности. Тогда речь идет о ее конфликте с неформальной группой недовольных — рабочих-лидеров, образующих ядро бастующих.
Открытый, конструктивный конфликт в системе коллективного договора порождает «эффект катарсиса» (очищения), повышает производительность труда, ослабляет социальную напряженность, улучшает психологический климат. Практика разрешения трудовых конфликтов в рамках этой системы распространяет ценности, процедуры и правила деловых переговоров на те сферы, где раньше их не было. Отсюда их профилактический эффект. Устранение главных причин трудового конфликта невозможно без его формализации и развитой практики переговоров, в том числе формализованной процедуры обжалования.
Стадии развития социального конфликта. В развитии социального конфликта выделяют три стадии: 1) предконфликтную, 2) конфликтную и 3) послеконфликтную.
Первая стадия разбивается на следующие фазы:
а) начальную фазу накопления и обострения противоречий в системе межличностных и групповых отношений (причина — резкое расхождение интересов, ценностей и установок конфликтантов);
б) последующие фазы описывают социальную напряженность в терминах начинающейся фрустрации, усиливающегося чувства неудовлетворенности и угрозы. Социальная напряженность закрепляет психологические барьеры и негативные стереотипы, которые препятствуют нормальному человеческому общению и способствуют экстраполяции, переносу конфликтных интересов из сферы деловых отношений в личную и наоборот.
Вторая стадия подразделяется на две фазы:
а) конфликт интересов принимает форму острых разногласий, которые индивиды не только не стремятся урегулировать, но и всячески усугубляют, продолжая разрушать прежнюю структуру нормальных связей. Взаимоотношения людей эволюционируют от негативных эмоций, предубежденности и неприязни до откровенной враждебности, которая психологически закрепляется в «образе противника»;
б) одна из сторон атакует своего противника с целью разрешения кон- фликтогенного противоречия, но делает это через открытое противоборство. Последнее принимает форму явной или замаскированной агрессии. При массовых конфликтах это: общезаводская забастовка, саботаж распоряжений администрации, голодовки, требование уволить конкретных руководителей, пикетирование и митинги протеста.
Третья стадия также подразумевает несколько этапов:
а) вначале намечается тенденция к нормализации конфликта и ликвидации его как такового. Подобное происходит вследствие явной победы одной из сторон, опасений противника понести чрезмерный ущерб. Субъекты конфликта в такой степени истощают свои ресурсы, участвуя в ожесточенной борьбе и не достигая запланированных целей, что поневоле приходят к мысли о взаимном компромиссе, необходимости переговоров или между собой непосредственно, или при помощи третьей стороны;
б) настроения участников некоторое время еще подогреваются воспоминаниями о причиненных друг другу неприятностях. Нужны профилактические меры для нейтрализации или снятия стресса;
в) полное разрешение конфликта, подразумевающее не только решение предметной проблемы, но и нормализацию эмоционально-волевой сферы человека. Данные процессы образуют содержание постконфликтной ситуации, в которой уже устранено конфликтное противоречие интересов, целей и установок, ликвидирована социально-психологическая напряженность и прекращена любая форма борьбы, хотя и после этого некоторое время сохраняется осадок неприязни и настороженности.
Социальный конфликт оставляет после себя социально-психологические последствия — это совокупность элементов структуры и функций организации трудового коллектива, в рамках которых он сформировался.
Производственный конфликт выполняет ряд специфических функций, которые не поддаются однозначной оценке. Они, безусловно, влияют на соотношение индивидуальных, групповых, коллективных интересов и в этом смысле вносят вклад в интеграцию социальной организации предприятия. Так, конфликт рабочих с администрацией по поводу зарплаты или расценок труда, с одной стороны, усиливает их взаимную конфронтацию, а с другой — повышает сплоченность самих рабочих на основе общности интересов и предъявляемых требований.
Трудовые конфликты выполняют функцию сигнализации, т.е. обнаружения нетерпимых условий труда, административного произвола, злоупотребления служебным положением и т.п. Конфликт в том или ином подразделении с заводским руководством вынуждает работников смежных участков не только обсуждать его причины и вероятный исход, но и в случае необходимости поддержать коллег по работе. Администрация, ранее не обращавшая внимание на человеческий фактор, как бы просыпается. Стремясь избежать эскалации конфликта, она прислушивается к сигналам злоупотребления или нарушения прав работников. И хотя основным мотивом переориентации административного персонала по-прежнему остается сохранение власти, объективно он принимает необходимые меры, препятствующие перерастанию ситуации в деструктивный конфликт.
Инновационная, творческая функция конфликта позволяет преодолеть препятствия на пути экономического, социального или духовного развития коллектива. В результате прекращения противоборства происходит известная трансформация состояния межличностных отношений. Конфликт внутри первичного производственного коллектива по поводу значимых групповых ценностей и норм приводит к изменению социально-психологического климата — авторитета, уровня сплоченности, идентификации с общими целями и удовлетворенности членством в организации, взаимного доверия и уважения. Урегулированный конфликт улучшает психологические характеристики коллектива и вызывает интенсификацию социальной активности.
Основной и рациональный путь разрешения конфликта — переговоры, стремление придерживаться мирной стратегии достижения взаимоприемлемых решений, перевод конфликта из опасной зоны недоброжелательства в сферу обоюдовыгодной заинтересованности.
Не следует пренебрегать информационной функцией социальных конфликтов. Она определяется необходимостью для обеих сторон обеспечить полную и достоверную информацию, позволяющую сделать вывод о наиболее вероятной стратегии и тактике, которую противник может применить в ходе дальнейшей борьбы при имеющихся у него ресурсах.
Не последнее место в структуре функций социальных конфликтов занимает их стабилизирующий вклад. Социальный конфликт выполняет также функции познания и обучения сторонами друг друга.
Социальный конфликт производственных отношений вызывает как консервативные, так и прогрессивные, как полезные, так и вредные изменения. Но, будучи по природе своей комплексным и гетерогенным, он не может быть односторонним: только негативным или позитивным.
Заключительная стадия конфликтного процесса — его разрешение, которое осуществляется либо через изменение объективной ситуации, либо ценой психологической перестройки субъективного образа ситуации, который сложился у враждующих сторон. В обоих случаях возможно двоякое разрешение социального конфликта — полное и частичное.
Полное разрешение означает прекращение конфликта на уровне внешнего и внутриличностного противоборства, когда «образ противника» трансформируется в «образ партнера», а установка на борьбу сменяется ориентацией на сотрудничество. При частичном рассасывании коллизии исчезает только открытое конфликтное поведение, но сохраняется внутреннее побуждение к продолжению антагонизма, сдерживаемое волей, разумными аргументами либо опасениями санкций третьей стороны. Примером полного разрешения трудового конфликта служит дистанцирование «противников», работавших в одном коллективе, путем перевода одного из них в другой. При ограниченных ресурсах — как объекта противоборства — к полному решению приводит нахождение дополнительных средств (финансовых, организационных, информационных), снижающих социальную неудовлетворенность.
Частичное снятие остроты осуществляется при помощи наложения административных санкций на одну или обе стороны конфликта. Однако должного эффекта подобный тип властного воздействия, если, конечно, наказание не воспринимается как справедливое, как правило, не дает.
По отношению к конфликту можно занимать одну из трех позиций: игнорирование, силовое решение (или давление), продуктивный компромисс. Только две последние ориентированы на выработку альтернативных стратегий разрешения конфликтов. Игнорирование свидетельствует об отсутствии у одной из сторон, чаще всего у властных структур, продуманной стратегии поведения, что усиливает стихийность конфликта, его обострение и эскалацию. Речь идет о расширении зоны действия, при котором локальные столкновения работников с руководством в первичном коллективе выливаются в массовый конфликт коллектива предприятия с дирекцией, далее — рабочие выходят на улицу и т.д.
Разрешение конфликтов, вызванных объективными противоречиями, предполагает своевременный и точный диагноз, совместный поиск путей их преодоления. Для этого надо освободиться от накопившихся стереотипов борьбы, «образа противника», враждебности и недоверия друг к другу. Достигается это на основе цели, значимой для каждой группы и в то же время объединяющей оппонентов на более широкой платформе. Кроме того, стороны должны понять, что интегрирующую цель, основанную на обоюдовыгодном интересе, можно реализовать лишь совместными усилиями.
В арсенале методов разрешения социальных конфликтов в сфере производства есть следующее: компромисс, переговоры, прямой диалог, применение силы (власти, закона, традиции), отступление.
Компромисс представляет собой такой способ решения проблемы, когда оппоненты реализуют свои интересы путем взаимных уступок — либо уступок более слабой стороны, либо той, которая сумела доказать обоснованность своих требований тому, кто добровольно отказался от части своих притязаний. Такое встречается редко, поэтому чаще всего компромисс — следствие трудовых деловых переговоров.
Применение силы происходит всякий раз, когда стороны уверены в своих силах, т.е. в том, что они способны навязать оппоненту свое решение. Поэтому продолжительность конфликта определяется периодом сопротивления более слабой стороны (при этом нет необходимости во взаимопонимании, общем языке, посреднике). Опытный переговорщик всегда знает, каким силовым ресурсом он располагает и насколько его можно расходовать в данной ситуации. Различают следующие формы применения силы: информация, опыт общения с разными партнерами, социальный статус переговорщика, официальные полномочия в принятии решений, репутация, личностный потенциал. Не следует забывать, что силовая стратегия предполагает сознательное причинение ущерба оппоненту или ликвидацию поддержки ему третьей стороной, что в любой момент переговоры могут сорваться. Возможно правовое разрешение конфликта, когда судья применяет силу закона в пользу одной из сторон.
Отступление полезно, если одна из сторон может потерять все, поэтому умение своевременно уступить — признак высокой культуры конфликтного поведения.
Переговоры — специфический тип регулирования институционализированного конфликта. Механизм регулирования отношения между социальными субъектами основан на том, что в одно и то же время существует взаимозависимость и расхождение интересов, которые можно согласовать. Переговорам способствуют следующие моменты:
1) участие сторон, обладающих различными системами ценностей и стремящихся к взаимно противоположным или резко различающимся целям;
2) стороны включены в конкретную сферу деятельности, где у них есть зона общих интересов;
3) отношение сторон к предмету переговоров неодинаково, т.е. наблюдается серьезное различие в подходах к решению конфликта вплоть до их противоположности;
4) стороны испытывают большое желание достичь взаимоприемлемого соглашения;
5) они осознают необходимость учета интересов и позиций друг друга;
6) стороны по-разному оценивают ситуацию, желаемый результат переговоров, соотношение сил своих и противника.
Правильно проведенные переговоры разрешают социальный конфликт. Они базируются на гибком равновесии интересов и ресурсов сторон, на их стремлении к компромиссу. Свою роль играют и элементы вербальной коммуникации (спора, дискуссии), цель которой состоит в защите собственных интересов и изменении позиции оппонента.