Роль даосизма в культуре Китая

Два ведущих религиозно-философских учения Китая, даосизм и конфуцианство, несмотря на существенные отличия, с разных сторон обосновывают идею возможного и желательного порядка. Правда, на разных уровнях.

Даосизм определяет фундаментальные основания порядка на природном уровне и в человеческой душе, опираясь на принцип естественности этого порядка и поэтому иногда выступая оппонентом искусственной социальной упорядоченности. В силу этого даосские идеи часто служили опорой восстаний и социального брожения. Человеку позволено не все ради его собственного блага, он должен стремиться принять мир таким, каков он есть, тогда только возникает подлинное понимание мира и действия приносят действительно благие результаты. Эти общие основы китайского миропонимания по-разному проявляются в даосизме. Даосизм /основатель - Лао-Цзы / зарождается в 6 в. до н.э., но наибольшее распространение получает лишь в эпоху Тан, в VII-X вв. н.э. "Дао" это предвечное, бесформенное, неизменное начало и завершение всего. Это и естественный закон свободного стихийного развития Вселенной, которому должен следовать и каждый человек ради гармонии с миром. Все, что идет вопреки "дао", в конечном счете, обречено на провал. В "дао" и пред "дао" равны все, этим обеспечивается единство мира. Поэтому предварительным условием действия, если оно нужно, является безмятежное, углубленное созерцание, отрешение от эгоизма собственного "Я".

Роль конфуцианства в культуре Китая

Конфуцианство больше интересует нравственная основа общественного устройства,и оно стремится к тщательно разработанной системе социальной гармонии. Но принципиальное сходство и интенция к упорядоченности жизни позволили двум течениям в основном мирно сосуществовать на всем протяжении китайской истории, дополняя друг друга и составляя внутреннюю альтернативу культурного мира китайца. Попытки так называемых легистов, законников, создать третье направление, доводящее стремление к социальному порядку почти до европейской идеи равенства всех, кроме императора, перед властью формального закона, оказались несовместимыми с китайскими представлениями о естественно-нравственном пути к гармонии.

Для Конфуция /551-497г до н.э./ естественное - это не космический закон, который его мало интересовал, так же как Будду и Сократа, а нравственное начало в человеке. Эта естественность основана на принципе семьи, включающем и единство, и равенство в определенных отношениях и иерархию, соподчинение. На этом строятся и межчеловеческие отношения и отношения в обществе. Такое подчинение не связано с господством, а с разделением ролей в заботе об общем благе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: