Китайская социокультурная динамика развития

Исконная китайская традиция всегда предостерегала от излишнего рвения в реформаторстве и переустройстве мира пусть даже на самых рациональных, но искусственных основаниях. В связи с этим вырисовывается проблема способа деятельности, характерного для всего Востока в отличие от Запада. Это особенно наглядно видно на примере Китая. Если культура Запада с самого начала в каком-то смысле противостоит Природе /и даже само определение культуры выводится из этой противоположности/. Начиная с эпохи Возрождения Запад, стремится переделать мир и подчинить его своей воле, этому соответствует и определенный способ деятельности. Например, применение как можно более радикальных, мощных, иногда - разрушительных средств для достижения максимального эффекта в минимальное время. Этим определяется и соответствующая динамика культуры: резкая, порывистая, с войнами, революциями, качественными скачками и т.д. В XX в. обнаруживается, что такой тип развития, конечно, дает мощное ускорение, но и приводит к отчуждению: масштабы, характер, направленность человеческой деятельности начинают угрожать природным основам бытия в мире и природе самого человека.

Восток же опирается на природу и стремится к динамике, напоминающей естественный рост растений, когда новое постепенно "нарастает" на старое, не меняя основы, а развивая их. В итоге - более медленное, но более гармоничное развитие с минимальными эффектами отчуждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: