Специфика традиционного китайского мировоззрения

Мировоззрение Китая крестьянское, основанное на природных ритмах и циклах утверждает, что каждая из противоположностей, инь и янь, переходя за породивший их Вечный Предел, грань меры, превращается в противоположность. Это определяет своеобразный закон человеческой деятельности - необходимость соизмерять свои действия с естеством самих вещей, иначе результаты будут противоположны желаемым, дадут обратные, отчужденные и хаотические следствия. Все смешается в мире, исчезнет противоположность добра и зла, все утратит первоначальные качества. Из этого вытекает принцип "ву вэй", который означает не бездействие, как иногда считают, а действие, сообразное с законами и ритмами самих вещей и событий. Хорошим примером является описание Л. Толстым логики действий Кутузова в войне 1812г. в противоположность способу действий Наполеона. В Китае этот принцип проявляется во всем: в искусстве, в восточной медицине, которая в противоположность западной опирается на собственные силы организма, мягко регулируя его внутреннюю гармонию, в философии восточных единоборств и т.д. На нем же основана и роль ритуала в китайской культуре, как средства сделать поведение соразмерным и традиции и обстановке.

Общая идея мировоззрения заключается в необходимости соблюдения меры в желаниях и действиях и в этом явное совпадение с логикой буддизма.

Доминанты китайской культуры

Доминирующая в китайской культуре идея социального порядка и гармонии покоится на основах, природных и нравственных, являющихся своеобразным ограничителем, предохранителем от излишне жестких толкований в теории и практике. Именно этого долго не могла заметить европейская мысль, привыкшая все измерять формально – юридическими критериями и потому объявлявшая весь Восток царством деспотии и «тоталитаризма».

Аналогичная картина наблюдается и в социальной структуре китайского общества. С либеральной и формально-юридической точки зрения Китай – это жуткое и однообразное господство бюрократии на протяжении тысяч лет. Но при этом забывают, что бюрократия эта – особенная. Китай в каком-то смысле воплотил идею Платона о необходимости правления мудрецов, философов. Он сумел соединить традиционное почтение к культурному, ученому человеку с почтением к начальству, объединив их в одном лице, одном социальном слое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: