Оценка русской культуры П.Я. Чаадаевым

Чаадаевым был поставлен вопрос, как соединить отступающую под натиском материальной цивилизации нового времени христианско-католическую культуры средневековья с западным совершенным строем социальной жизни.

Поставив эту проблему, Чаадаев, каким бы странным это ни казалось в контексте его критической части "Философических писем", обращается к России. К России, которая по мнению Чаадаева, ещё не доросла до собственной духовной стадии развитии её цивилизации, не вышла из поры "юности" в "зрелый" возраст, более того обратилась за христианским учением "к растленной Византии" и на этом пути создала лишь гигантскую государственность, поработившую каждую человеческую личность. Чем мотивирован столь неожиданный ход мысли Чаадаева?

Во-первых, надеждой на историческую молодость России, которая может избежать ошибок Запада и Востока. Во-вторых, уверенностью, что русский народ принадлежит к тем избранным народам, "которые нельзя объяснить нормальными законами нашего разума, но которые таинственно определяет верховная логика Провидения". В итоге философско-историческая концепция культуры Чаадаева представляет её развитие по двум основным руслам (Восток-Запад) и на двух основных этапах (древний мир – христианская эпоха). Высшими точками развития культуры в христианскую эпоху при этом являются католическое средневековье Западной Европы и будущий совершенной социальный строй христианского мира, связываемый, прежде всего, с вступлением на историческую сцену России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: