Структура и принципы составления

Процесс бюджетирования является составной частью финансо­вого планирования, т. е. процесса определения будущих действий по формированию и использованию финансовых ресурсов. Финан­совые планы обеспечивают взаимосвязь доходов и расходов на основании взаимоувязки показателей развития предприятия с его финансовыми ресурсами.

Цель финансового планирования — обеспечение воспроизводст­венного процесса соответствующими как по объему, так и по структуре финансовыми ресурсами. В ходе достижения этой цели выделяются следующие основные задачи финансового планирования:

определение объекта планирования;

разработка системы финансовых планов с выделением опера­тивных, административных и стратегических планов;

расчет необходимых финансовых ресурсов;

расчет объемов и структуры внутреннего и внешнего финан­сирования, выявление резервов и определение объемов до­полнительного финансирования;

прогноз доходов и расходов предприятия.

Обычно составляются планы стратегические, текущие и опера­тивные.

Стратегические планы это планы генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры организации. В финансовом аспекте стратегические планы определяют важнейшие финансо­вые показатели и пропорции воспроизводства, характеризуют ин­вестиционные стратегии и возможности реинвестирования и на­копления. Такие планы определяют объем и структуру финансо­вых ресурсов, необходимых для сохранения предприятия как биз­нес-единицы.

Текущие планы разрабатываются на основе стратегических пу­тем их детализации, т. е., если первый вид планов дает примерный перечень финансовых ресурсов, их объем и направления исполь­зования, то в рамках текущего планирования проводится взаимо­увязка каждого вида вложений с источниками финансирования. Таким образом, стратегические планы дают «макроструктуру» фи­нансовых ресурсов (перспективы изменения структуры капитала, приоритетные направления вложения и заимствования средств), а текущие — характеризуют эффективность каждого из возмож­ных источников финансирования, содержат расчет цены капитала и его составляющих (акционерного капитала, кредитов, займов и т. п.), а также финансовую оценку основных направлений дея­тельности предприятия и путей получения дохода.

Оперативные планы это краткосрочные тактические планы, непосредственно связанные с достижением целей фирмы, напри­мер, план производства, план закупки материалов и т. п. Опера­тивные планы входят составной частью в годовой или кварталь­ный общий бюджет предприятия.

Процесс бюджетирования на предприятии объединяет работу по составлению оперативного, финансового и общего бюджетов, управлению и контролю за выполнением бюджетных показателей.

Бюджет — это количественное воплощение плана, характери­зующее доходы и расходы на определенный период, и капитал, ко­торый необходимо привлечь для достижения заданных планом це­лей. Данные бюджета планируют будущие финансовые операции, т. е. бюджет создается ДО выполнения предполагаемых действий. Это и определяет роль бюджета как основы для контроля и оценки эффективности деятельности предприятия.

Бюджеты имеют множество видов и форм; отдельные бюджеты, характеризующие промежуточные операции (закупка сырья и ма­териалов, бюджет производства и т. п.), могут нести информацию только о расходах или только о доходах (бюджет продаж), а укруп­ненные бюджеты (бюджетный отчет о прибылях и убытках, бюд­жет денежных средств) показывают как расходы, так и доходы организации.

Основные требования к информации, содержащейся в бюдже­те, следующие: достаточность, неизбыточность, ясность и доступ­ность. Конкретные формы составления бюджета каждое предпри­ятие выбирает самостоятельно.

Бюджетный период, как правило, охватывает краткосрочный аспект планирования (год, квартал), однако, бюджеты, связанные с капитальными вложениями, составляются и на более длитель­ный период — пять, десять лет.

Роль и место бюджетирования в общей системе финансового планирования достаточно полно характеризуются функциями бюджета:

1. Планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации. Составление бюджета основано на уточнении и де-; тализации стратегических планов на заданный бюджетом период.

2. Коммуникация и координация различных подразделений предприятия и видов деятельности, подразумевающие согласование интересов отдельных работников и групп в целом по предприятию для достижения намеченных целей. Бюджет способствует выявлению слабых звеньев в организационной структуре, реше­нию проблем коммуникации и распределения ответственности между исполнителями.

3. Ориентация руководителей всех рангов на достижение задач, поставленных перед их центрами ответственности.

4. Контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дис­циплины. В качестве основы для оценки выполнения плана цент­рами ответственности лучше использовать именно бюджетные данные, а не отчетные данные прошлых лет. Это связано с тем, что текущая деятельность может отличаться от прошлой измене­ниями в технологии, составе персонала, ассортименте продукции или новыми общеэкономическими условиями.

5. Повышение профессионализма менеджеров. Составление бюджетов способствует детальному изучению деятельности своих подразделений и взаимоотношений между центрами ответствен­ности на предприятии.

Работа по составлению бюджета предполагает несколько этапов:

I. Подготовка прогноза и бюджета продаж.

II. Определение ожидаемого объема производства.

III. Расчет затрат, связанных с производством и реализа­цией продукции.

IV. Расчет и анализ денежных потоков.

V. Составление плановых финансовых отчетов. Несмотря на то, что бюджет не имеет стандартизированных форм, определяемых государственными органами, наиболее ши­роко используется структура общего бюджета с выделением опе­ративного и финансового бюджетов.

Общий бюджет (основной бюджет) это скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом, объединяющий блоки отдельных бюджетов и характери­зующий информационный поток для принятия и контроля управ­ленческих решений в области финансового планирования. Струк­тура общего бюджета представлена на рис. 3.

Операционный (текущий, периодический, оперативный) бюджет это система бюджетов, характеризующих доходы и расходы по операциям, планируемым на предстоящий период для сегмента или отдельной функции организации. Составление общего бюд­жета начинается именно с операционного бюджета, первым ша­гом в котором является бюджет продаж. Целью и заключительным этапом процесса составления операционного бюджета выступает бюджетный отчет о прибылях и убытках. В ходе составления опе­рационного бюджета формируются бюджеты различных расходов (на закупку сырья и материалов, коммерческих и административ­ных расходов и т. п.).

Бюджет продаж объединяет информацию об объемах реализа­ции, ценах и, соответственно, о выручке от реализации. Он явля­ется отправной точкой всего процесса бюджетирования и наибо­лее спорным моментом. Термин «планирование продаж» необхо­димо отличать от термина «прогнозирование продаж». Последний термин отражает оценку, предсказание, которое впоследствии мо­жет стать, а может и не стать бюджетом продаж. Прогноз превра­щается в бюджет, если допускается его реальность. Сложность окончательного расчета бюджета продаж связана с тем, что объем реализации определяется не только производственными возмож­ностями предприятия, но и факторами конъюнктуры:

деятельностью конкурентов;

общим положением на национальном и мировом рынках;

политикой ценообразования;

сезонными колебаниями спроса и поставок;

объемом платежеспособного спроса;

результативностью рекламы;

качеством продукции и т. д.

Условные обозначения:

- информационные потоки

Рис. 3. Структура общего бюджета предприятия

Расчет объема реализации осуществляется на основе статисти­ческих методов с использованием экономико-математических мо­делей, а также на основе экспертных оценок.

На базе бюджета продаж формируются бюджеты, характери­зующие затраты на производство и реализацию продукции или на внедрение нового технологического процесса (бюджет закупки сырья и материалов, бюджеты коммерческих и административных расходов, бюджет по труду и т. п.). Для составления этих бюдже­тов необходимо:

1) определить объем затрат;

2) сгруппировать затраты с учетом специфики процесса произ­водства и изменений объема реализации продукции;

3) вычислить нормативы (стандарты) общепроизводственных, коммерческих и административных расходов на предстоящий пе­риод.

Бюджет производства показывает, сколько единиц продукции или услуг необходимо произвести, чтобы обеспечить запланиро­ванные продажи и требуемый уровень запасов.

На основе оперативных бюджетов составляется бюджетный отчет о прибылях и убытках. Информация о доходах берется из бюджета продаж.

Финансовый бюджет это план, в котором отражаются объем и структура предполагаемых источников средств и планируемые направления их использования. Финансовый бюджет состоит из бюджета денежных средств, бюджета капитальных вложений и бюджетного баланса. Взаимосвязь финансового и операционного бюджетов показана на рис. 3. Финансовый бюджет составляется с учетом информации, содержащейся в бюджетном отчете о прибы­лях и убытках.

               
   
 
 
   
 
 
   


Условные обозначения:

- информационный поток;

- возможность корректировки информационного потока при изменении параметров планирования.

Бюджет капитальных вложений на основе выбранного крите­рия рентабельности инвестиций определяет, какие долгосрочные активы необходимо приобрести или построить. Информация, со­держащаяся в этом бюджете, влияет на бюджет движения денеж­ных средств (затрагивая вопросы выплаты процентов), на бюджетный отчет о прибылях и убытках, на бюджетный бухгалтерский баланс (изменяя величину основных средств и других долгосроч­ных активов).

Бюджет движения денежных средств — это план денежных по­ступлений и платежей. При расчете бюджета движения денежных средств принципиально важно определить время фактических по­ступлений и платежей, а не время исполнения хозяйственных операций.

Завершающим шагом в процессе подготовки общего бюджета служит разработка бюджетного бухгалтерского баланса, который характеризует изменения в финансовом и имущественном поло­жении предприятия при условии выполнения запланированных в предыдущих бюджетах хозяйственных и финансовых операций.

На рис. 4 схематически представлен процесс формирования об­щего бюджета.

В рамках же управления оборотным капиталом основное вни­мание уделяется анализу и планированию движения денежных средств. Этому вопросу посвящен следующий раздел.

3.5. Анализ и планирование движения денежных средств


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: