Принятие решения

Принятие решения происходит на основе разработки инновационной стратегии организации.

Развитие предприятия – это стратегия, определяющая перспективы развития предприятия на основе использования научных достижений в производстве продукции и его модернизации.

Инновационная составляющая присутствует в стратегиях любого уровня. Более того, такая базовая стратегия, как создание нового рынка, представляет сбой собственно инновационную стратегию.

Выбор стратегии является залогом успеха инновационной деятельности предприятия.

Стратегия определяет цели и основные пути их достижения так. Что организация получает единое направление действий.

Стратегия устанавливает границы возможных действий организации и принимаемых управленческих решений.

Принятие решения о выборе необходимой стратегии приводит к достижению желаемого результата деятельности предприятия

Таблица 2. Виды инновационных стратегий [43]

Цель стратегии Группа стратегий Вид инновации
1. Достижение лидирующего положения на рынке 2. Удержание завоеванных позиций Наступательные стратегии: стратегия создания нового рынка; стратегия приобретения компании; разбойничья стратегия; стратегия непрерывного совершенствования; стратегия сравнительных преимуществ; лицензионная стратегия Стабилизационные стратегии: оборонительная; оппортунистическая; зависимая; защитная; селективная (избирательная) Базисные инновации продукта и процесса его производства Улучшение продукции и/ или технологии его производства

Реализация принятого решения

Включает в себя несколько этапов

1. Планирование

Планированию инноваций в организации присущ ряд принципов, устанавливающих общие правила проектирования и эффективного функционирования этой подсистемы в инновационном менеджменте: единство научно-технических, социальных и экономических задач развития; научная обоснованность и оптимальность решений; доминирование стратегических аспектов, комплексности, непрерывности, гибкости и эластичности; бюджетная сбалансированность.

Перечисленные принципы составляют методическую основу формирования системы планирования инноваций и находят выражение в составе, содержании, порядке и методах разработки планов в организации.

Система планирования инноваций в организациях включает комплекс различных планов, направленных на осуществление основных функций и задач планирования, взаимодействующих друг с другом. Наиболее существенными факторами выступают организационная структура и профиль инновационной деятельности организации, состав осуществляемых инновационных процессов, уровень кооперации при их проведении, масштабы и постоянство инновационной деятельности. Виды планов различаются по целям, предмету, уровням, содержанию и периодам планирования.

По целевой ориентации различают стратегическое и оперативное планирование инноваций.

Процесс планирования состоит из отдельных фаз, стадий и этапов, которые находятся в определенной логической взаимосвязи и осуществляются в постоянно повторяющейся последовательности, образуя в организации специфический плановый цикл. Цикличность планирования инноваций обеспечивается прямыми и обратными связями и обусловливается, с одной стороны, необходимостью последовательной детализации плановых заданий по отдельным периодам времени, по иерархическим уровням планов и содержанию заданий, а с другой — требованиями актуализации планов в соответствии с возникающими отклонениями или новыми задачами менеджмента.

Процесс планирования независимо от вида планов делится на три формальные фазы:

• постановка задачи планирования;

• разработка плана;

• реализация планового решения.

Принятие планового решения осуществляется менеджером на основе всесторонней оценки обоснованного выбора наилучшего варианта плана. Решение о плане выступает как одно из важнейших управленческих решений в инновационном менеджменте. На форму его принятия влияет много факторов субъективного и объективного характера, в частности принятый в организации индивидуальный стиль руководства менеджера, система документооборота, структура менеджмента.

Реализация планового решения, доведение планового решения до исполнителей осуществляются с помощью методов и приемов коммуникаций, принятых в организации.[44]

2. Финансирование инноваций.

Инновационная деятельность требует значительных инвестиций, связанных с развитием ресурсного, кадрового и информационного потенциала организаций.

Эффективность инновационного процесса, представляющего собой совокупность стадий, обусловлена тем, насколько эти стадии интегрированы в единое целое и обеспечены финансированием. В свою очередь, разнообразие целей инновационного процесса, возможных альтернативных путей их реализации и применение одной и той же научно-технической идеи в разных отраслях с весьма различным результатом с точки зрения эффективности влияют на поиск и выбор потенциальных источников и методов финансирования. Поэтому финансовые ресурсы для осуществления инновационной деятельности могут быть привлечены лишь в том случае, если различные источники финансирования будут осознанно использованы применительно к различным этапам жизненного цикла инновации.

3. Стимулирование инновационной деятельности на предприятии

Важнейшим элементом системы управления персоналом инновационной организации являются стимулы. Наряду с ними множество других управленческих факторов воздействуют на заинтересованность работников в инновационной деятельности. Цели, положительные примеры развития персонала, системы оценивания — все это может воздействовать на желание работников рискнуть и попытаться сделать что-то новое. К тому же инновационные организации, таким образом, создают свои системы найма, чтобы привлекать работников, склонных к инновационной деятельности.

Системы управления персоналом могут также воздействовать на способности работников вести инновационную деятельность. Управление развитием персонала может иметь особенно большое влияние на способности работников генерировать новые идеи и развивать их.[45]

4. Организация реализации инновации

На этом этапе процесс разработки нововведения получает свое логическое завершение. Новая технология или усовершенствованный продукт готовы к расширенному воспроизводству и реализации.

На этом этапе разрабатывается система планов для каждого подразделения предприятия и проводится тщательное технико-экономическое и организационно-техническое обоснование выбранных стратегий по срокам, ресурсам и исполнителям. Для того чтобы снять неопределенность конечных результатов от внедрения новых технологий, на этом этапе необходимым представляется проведение тщательной пофункцио-нальной оценки разработанных стратегий. Основная задача здесь состоит в поиске резервов повышения эффективности инновационных проектов и снижения инвестиционных затрат.

Для выпуска нового продукта или реализации технологической инновации, как правило, организуется новое производственное подразделение или участок. Однако основным моментом данного этапа является не столько проведение индивидуальных структурных преобразований на предприятии, сколько регулирование совокупного спроса и предложения. Эффективность коммерциализации инновации во многом зависит от результативности маркетинговой поддержки процесса реализации, включая распределение, продвижение и непосредственно сбыт новой или усовершенствованной продукции или услуги.

Таким образом, организационно-экономическое обеспечение внедрения новых технологий зависит в основном от их типа и масштаба. Речь идет о разработке методов расчета совокупных затрат, которые необходимы предприятию для финансирования процессов вовлечения в хозяйственный оборот базисных и улучшающих инноваций. Формирование таких методических подходов необходимо, на наш взгляд, строить на основе основных экономических целей и задач.

Финансово-экономические ресурсы, необходимые для реализации той или иной стратегии инновационного развития, во многом зависят от типа и масштаба внедряемой технологии. Это еще раз подтверждает вывод о необходимости систематизации процессов стратегического и инновационного управления и изначального их ориентирования на вовлечение в хозяйственный оборот принципиально новых или только улучшающих технологий.

Этап реализации направлен на поиски ответов на вопросы о том, при помощи каких именно ресурсов, кем, когда и каким образом могут быть выполнены цели предприятия. Для этого необходимо осуществить распределение финансово-экономических ресурсов, согласовать по срокам и исполнителям основные мероприятия, а главное — представить стратегические цели и задачи в форме бизнес-планов или инновационных проектов.[46]

Этот этап включает в себя деятельность по установлению взаимосвязи и взаимодействия между целями предприятия и возможными способами их достижения.

Анализ теории и практики инновационного менеджмента свидетельствует, что одной из наиболее распространенных трудностей, связанных с разработкой и внедрением новых технологий, является так называемая временная проблема. Многие предприятия сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями (на этапах разработки или реализации) приводит к выпуску новых изделий, которые уже некоторым образом устарели и не являются принципиальными новинками для рынка.

Опыт успешно развивающихся в инновационном плане компаний показывает, что процесс разработки новой продукции должен пройти пошаговую схему, состоящую из множества последовательных этапов. Основной смысл такого подхода к выведению инновации на рынок заключается в тщательной проверке новинки на соответствие потребностям покупателей. Это позволяет, с одной стороны, значительно снизить рыночный риск или риск представления неудачной новинки, однако, с другой стороны, это приводит к возникновению опасности запоздалого вывода продукта на рынок.[47]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: