Личности учащихся при занятиях физической культурой

Основное формирование личности юного спортсмена проходит в спортивной группе. Спортивнаягруппа является важным фактором нравственного формирования личности юного спортсмена. Вгруппе спортсмен развивается всесторонне - в нравственном, умственном и физическом отношении, где возникают и проявляются разнообразные отношения: спортсмена к своему коллективу, между членами коллектива, между спортивными соперниками.Процессы развития личности и группы неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития группы, её уровня развития, структуры сложившихся в ней деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие группы. Развитие личности и группы - взаимообусловленные процессы. Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Богатство связей предопределяет богатство связей и общения, выражает общественную, коллективную силу человека.

С точки зрения социальной психологии, каждый учебный класс, спортивная секция и учебно-тренировочная группа представляет собой реальную внешне организованную группу, приближающуюся по своему численному составу к малой группе. Малой группой называют такую общность людей, которая имеет общую цель, взаимодействует ради достижения этой цели и имеет относительную автономию существования.

Таблица 10 - Стадии развития группы

Вхождение человека в группу Стадии развития группы
  Адаптация к существующей группе, групповым требованиям. Группа-конгломерат. «Песчаная россыпь». Адаптация членов группы друг к другу и требованиям, предъявляемых руководителем.
  Индивидуализация, проявления «Я» Группа-ассоциация. Конфронтация, «Буря и шторм». Конфронтация основана на проявлении индивидуализации большинства членов группы, идет борьба за лидерство и распределение ролей между членами группы. Группа-кооперация. Дифференциация, разделение на микрогруппы на основе симпатий и антипатий, общих интересов. Формирование единых норм поведения в микрогруппах.
  Интеграция в группе. Принятие групповых норм. Внесение своего вклада в достижение цели группы. Группа-автономия. Коллектив, команда. Волевое, эмоциональное и интеллектуальное единство группы. Волевое единство – способность группы решать поставленные задачи. Эмоциональное единство – положительный социально-психологический климат группы. Интеллектуальное единство группы проявляется в одинаковых взглядах на основные жизненные вопросы.
  Вторичная индивидуализация. Она связанна с тем, что пребывание человека в разных группах формирует взгляды, которые могут не совпадать с мнением большинства членов конкретной группы и ведет к конфликтному поведению. Старение и распад группы (для временных групп).

Степень социальной зрелости малых групп бывает разная. Низшая степень зрелости – это совмещение людей в одной группе ради общения, времяпровождения в связи с одинаковыми интересами. Такие группы называются диффузными. Например, ребята, собравшиеся во дворе поиграть в футбол, представляют такие группы [2]. Всякая вновь формируемая секция, группы начальной подготовки принадлежат к диффузным группам.В ней начинается процесс преобразования диффузной группы в коллектив( таблица10).

Подходов к вопросу этапов становления диффузной группы много. Рассмотрим взгляд, который считается общепринятым в менеджменте. В таблице представлены не только стадии развития группы, но стадии вхождения человека в группу.

Детский коллектив – основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается повсеместно: в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных группах, чтение книг, через средства массовой информации. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется спортивным педагогом. Как член общества и спортивной команды юный спортсмен вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Отсюда велика роль тренера, учителя физической культуры в формировании положительного ценностно-ориентационного единства группы. Он должен хорошо знать те процессы, которые происходят в команде, секции или классе и особенности формирования сплоченного коллектива.

Для практической работы спортивного педагога большое значение имеет вопрос о структуре группы и органах управления.Говоря о структуре группы, мы имеем в виду групповой статус занимающихся. В социальной психологии рассматривают следующие групповые статусы: лидеры («звезды»), предпочитаемые, принимаемые и отверженные. Подробнее этоможно изучить в психологической литературе.Учителю и тренеру важно знать групповой статус учащегося для решения педагогических задач, как отдельного занятия, так и для достижения цели учебно-тренировочного или учебного процесса. Если лидер отличается положительной, общественной направленностью, благотворно действует на группу, команду, то спортивный педагог должен привлечь его в качестве своего помощника.

Заслуживает особого внимания еще одна категория занимающихся – отвергаемые. По мнению Е.П.Ильина, причины того, что им отказывают в

дружбе, могут быть разными: из-за явного пренебрежения ими интересов группы, их избалованности и эгоизма, скрытности, замкнутости, нелюдимости. С такими учащимися не хотят выполнять упражнения в парах, не берут их в команду при спортивных и подвижных играх на уроке. Отвергаемые пытаются войти в группу, но не всегда это им удается. Тогда они либо смиряются со своим положением, либо озлобляются и становятся склонными к эмоциональным взрывам, либо ищут для себя такую социальную микросреду, где с ними бы считались.

Учителю в этих случаях нужно:

ü побеседовать с классом или спортивной командой, раскрыть положительные качества отвергаемого, показать, какую пользу он может принести группе;

ü дать небольшое общественное поручение отвергаемому, чтобы он мог проявить себя и повысить мнение о себе у товарищей;

ü провести беседу с отвергаемым, рассказать ему, почему одноклассники не хотят контактировать с ним, и помочь исправить имеющиеся у отвергаемого недостатки [2].

Успешное функционирование детского коллектива требует наличия в нем органов, координирующих и направляющих деятельность на достижение общих целей. Главным органом коллектива является собрание воспитанников. Для решения оперативных задач, как правило, формируется актив и избирается староста. Во многих случаях для организации и осуществления какого-либо мероприятия создаются временные коллективные органы (советы, штабы). В них входят избираемые или уполномоченные учащиеся, которым первичный коллектив поручает планирование, распределение поручений, проверку исполнения и другие управляющие функции.Для эффективной педагогической деятельности спортивный педагог должен знать, какие социально-психологические феномены существуют в классе, учебно-тренировочной группе и какими факторами они определяются. В социальной психологии выделяют следующие основные феномены:

ü сплоченность,

ü конформизм,

ü лидерство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: