Лидерство - это процесс осуществления влияния на поведение участников группы, в основе которого лежит отношения доминирования и подчинения. Лидер не назначается формально на соответствующую позицию в группе, а выдвигается с открытого или скрытого согласия группы. Забота лидера – сплоченность и благополучие группы. Поведение лидера и пределы его власти определяются групповыми нормами и ситуацией.
Отношение к лидерам у учителя должно определяться следующими обстоятельствами:
ü следует учитывать, какова направленность лидера, какие цели и устремления он утверждает в группе;
ü чему объективно содействует его деятельность – единению или распаду группы;
ü какими методами он утверждает свой авторитет;
ü как он относится к учителю и его деятельности.
Все это спортивный педагог должен учесть, прежде чем опереться в руководстве классом, группой или командой на лидера и облечь официальными полномочиями старосты группы или капитан команды.
Правильная организация работы спортивного педагога со спортивной группой воспитывает у спортсменов те черты личности, которые нельзя сформировать при индивидуальном воспитании. Е.П. Ильин выделяет следующие такие черты:
|
|
1) сопереживание за успех или неудачу любого члена команды, то есть эмоциональное приобщение каждого занимающегося к группе как целому, отождествления себя с коллективом;
2) удовлетворенность пребыванием в данном коллективе через удовлетворенность общения с товарищами, социально-психологическим климатом;
3) коллективистическое самоопределение, то есть противодействие отрицательным влияниям извне, восприятие этих влияний сквозь призму идейных и нравственных установок коллектива;
4) оптимизм, вера всех членов коллектива в достижение поставленных целей;
5) общественная направленность мотивов занятий спортом и физической культурой [2].