Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов

В студенческом возрасте завершается физическое созревание организма. Этот период характеризуется "пиками" развития физиологических потенциалов (максимальная реактивность организма, оптимальные уровни артериального давления, насыщения крови кислородом и др.).
К 17—18 годам процесс всестороннего совершенствования двигательной функции близок к завершению. Энергетические затраты на единицу массы тела составляют 22—24 ккал/кг в сутки, т. е. как у взрослого человека. К этому времени завершается формирование того соотношения топографии силы различных мышечных групп, которое типично для взрослых людей. Одновременное увеличение максимальных показателей силы (на 1 кг массы тела), скорости движений и других показателей свидетельствует о том, что развивающийся двигательный аппарат становится все более активным в различных функциональных параметрах. Формирование показателей скорости и силы мышечных сокращений идет не одновременно. Если картина относительных величин силы различных мышечных групп формируется к 17 годам, то скорость мышечных сокращений значительно раньше.

К 18—20 годам завершается формирование вегетативных функций и достигается высокий уровень их взаимодействия. К этому времени выносливость — одно из важнейших для реальной деятельности человека двигательных качеств — составляет 85% от величины этого показателя у взрослых лиц. В 20—29 лет ее развитие достигает наивысшего уровня. Поэтому в студенческом возрасте следует больше внимания обращать на развитие различных форм выносливости.

В этом возрастном диапазоне организм сохраняет относительно высокую работоспособность, общий высокий уровень функциональной активности.

Таким образом, студенческий возраст можно назвать заключительным этапом поступательного возрастного развития психофизиологических и двигательных возможностей организма. Молодые люди в этот период обладают большими возможностями для напряженного учебного труда, общественно-политической деятельности. Вот почему физическая культура и спорт становятся для них важнейшим средством укрепления здоровья, природной, биологической основой для формирования личности, эффективного учебного труда, овладения наукой и профессией.

Процесс перестройки высшего образования предусматривает активизацию и увеличение объема самостоятельного учебного труда студентов. Это приведет к интенсификации учебного труда. Фактор здоровья при этом играет все повышающуюся роль в успешном выполнении требований обучения.

Трудности обучения в вузе связаны не только с необходимостью творческого усвоения большого объема знаний, выработкой нужных для будущей профессии умений и навыков, их практическим применением. Это трудности явные. Но существуют еще и скрытые трудности, которые сказываются порой весьма существенно на учебе и психоэмоциональном состоянии студентов.

К ним относится целый ряд обстоятельств студенческой жизни, кажущихся малозначительными, когда они взяты в отдельности, но в совокупности дающих отрицательный эффект, который можно назвать неприспособленностью студентов к обучению в вузе. В числе причин такого явления наиболее значительными становятся следующие:

— резко отличающиеся от школьных методы и организация обучения, требующие значительного повышения самостоятельности в овладении учебным материалом;

— отсутствие хорошо налаженных межличностных отношений и группового контакта, что характерно для всякого формирующегося коллектива;

— ломка старого, сложившегося за годы учебы в школе или на производстве жизненного стереотипа и формирование нового, "вузовского";

— сопутствующие поступлению в вуз новые заботы, которые чаще возникают у проживающих в общежитии (самообслуживание, самостоятельное ведение бюджета, планирование своего учебного и свободного времени и др.).

Учебное время студентов, включая самоподготовку, составляет
52—58 ч в неделю, т.е. ежедневная учебная нагрузка равна 8—9 часам. Значительная часть студентов (около 57%), не умея планировать свой бюджет времени, занимаются самоподготовкой и по выходным дням. При этом восстановительные процессы у многих студентов проходят неполноценно по причине недостаточного сна, нерегулярного питания, малого пребывания на свежем воздухе, ограниченного использования средств физической культуры и спорта и других причин.

Особенно в затруднительном положении оказываются студенты младших курсов. С одной стороны, они должны сразу включиться в напряженную работу, требующую применения всех сил и способностей, с другой — само по себе преодоление новизны условий учебной работы требует значительной затраты сил организма. Включение студентов в новую систему жизнедеятельности может сопровождаться нервным напряжением, излишней раздражительностью, вялостью, снижением волевой активности, беспокойством и т. д. Происходящие явления связаны с трудностями процесса адаптации. Этот процесс следует рассматривать как активное, творческое приспособление студентов к условиям высшей школы, в процессе которого складывается коллектив, формируются навыки и умения по продуктивной организации умственной деятельности, призвание к избранной профессии, рациональный коллективный и личный режим учебного труда, быта и отдыха, система работы по профессиональному самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.

Среди средств адаптации видное место принадлежит физической культуре, влияние которой многофункционально. Она оказывает как непосредственное воздействие (например, повышая работоспособность, расширяя диапазон двигательных умений и навыков и др.), так и опосредованное (например, оптимальная физическая активность благотворно влияет на повышение устойчивости умственной работоспособности, рациональную организацию учебного труда, что, в конечном счете, сказывается на улучшении академической успеваемости и др.).

Специально проведенные исследования свидетельствуют, что объем учебных нагрузок легче переносят студенты с более крепким здоровьем. Важно учесть, что и степень восстановления работоспособности к очередному учебному дню у студентов также оказалась различной. Среди студентов специальной медицинской группы завершенного восстановления не наблюдалось у 19,4%, подготовительной — 10,7, основной — 5,2%. К началу следующей учебной недели недовосстановление составило, соответственно, 28,3, 12,9, 6,4%.

Следует учитывать и то обстоятельство, что два месяца в учебном году у студентов связаны с экзаменами (зимняя и весенняя сессии), которые являются своеобразным критическим моментом в учебной деятельности, в подведении итогов учебного труда за семестр. Они служат определенным стимулом к увеличению объема, продолжительности и интенсивности учебного труда студентов, мобилизации всех сил организма. В этот период при средней продолжительности самоподготовки 8—9 ч в день интенсивность учебного труда студентов повышается на 85—100%. Все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности студентов. У многих в этот период возникают отрицательные эмоции, неуверенность в своих силах, чрезмерное волнение, страх и др. Так, до 40% студентов испытывают перед экзаменом сильную эмоциональную напряженность, 60% — плохо спят накануне, пульс в покое может повыситься до 80—90 уд/мин. Многие студенты в этот период резко сокращают время пребывания на свежем воздухе. Отмечается систематическое недосыпание, нерегулярный прием пищи. Зачастую после сессии, из-за перенапряжения организма, возникают простудные заболевания, отклонения в состоянии здоровья.

Сам процесс экзамена также характеризуется значительными психоэмоциональными и энергетическими затратами. В то же время более высокий уровень физической подготовленности помогает организму студентов более экономично справиться с требованиями экзаменационного периода. В этот период необходимо особое внимание обратить на режим труда и отдыха.

Среди средств адаптации видное место занимают средства физической культуры. Они оказывают непосредственное воздействие на организм, проявляющееся в повышении работоспособности, расширении диапазона двигательных умений и навыков

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что студенты, состояние здоровья которых требует больших затрат времени на его коррекцию, прилагают для этого меньше усилии, так как у них не сформирована потребность в этой сфере деятельности. У студентов-спортсменов эта потребность развита лучше, о чем свидетельствуют затраты времени на ее реализацию. Средние затраты времени на физическую культуру и спорт в структуре свободного времени большинства студентов не превышают 5—7%. При этом, как правило, более высокие показатели наблюдаются на I—II курсах, а на старших — снижаются.
У женщин затраты времени на 18—33% ниже, чем у мужчин.

Так как в молодом возрасте защитно-компенсаторные силы организма более действенны, жизнеспособны, студенты до поры до времени как бы не ощущают отрицательных последствий пренебрежения здоровым образом жизни. Но на определенной стадии еще во время обучения в вузе могут наступить истощение защитных сил организма и серьезные нарушения в состоянии здоровья.

Существенным компонентом здорового образа жизни студентов является организация двигательной активности. Как гигиеническую норму можно рассматривать использование физической активности в объеме 1,3—1,8 ч в день. При этом не имеет принципиального значения, однократно или дробно в течение дня используются физические упражнения. В случаях правильного планирования двигательная активность выполняет поддерживающую или развивающую (тренирующую) функцию; при неправильном планировании — угнетающую по отношению к основным видам социальной деятельности (учебе, общественной, исследовательской деятельности и др.).

При этом положительные эмоции, вызванные хорошими взаимоотношениями с товарищами и преподавателями, оказывают стимулирующее влияние на жизненный тонус студента, состояние его психики. Такие психические переживания, как тоска, страх, зависть, тревога и др. вызывают эмоциональное напряжение, служат причиной возникновения и развития сердечно-сосудистых, нервных и других заболеваний. Лучшим способом разрядки эмоционального напряжения является мышечная деятельность; целесообразно использование средств психической саморегуляции. Ликвидация психического напряжения важна и по той причине, что студент, выведенный из психоэмоционального равновесия, может стать источником психического травмирования своего ближайшего окружения.

4.2. Работоспособность и влияние на нее
различных факторов

В динамике умственной работоспособности проявляется определенная ритмика. Наилучшие по работоспособности 3-й и 4-й часы после начала работы. Умственная работоспособность в это время повышается на 17% по сравнению с началом работы, а количество ошибок снижается на 28%. К 6-му часу работоспособность падает незначительно. Резкое снижение работоспособности отмечается к 8-му часу работы. При этом количественные показатели работоспособности снижаются на 9%, а качественные — на 39% по отношению к исходному уровню.

В недельном цикле работоспособность повышается к среде и четвергу и более низкая — в понедельник, пятницу и субботу. Подобная динамика работоспособности сохраняется и в течение семестра. Наиболее высокая работоспособность отмечается в середине семестра. В это время количественные показатели работоспособности увеличиваются на 5,5%, а качественные — на 22% по сравнению с началом семестра и, соответственно, на 5 и 15% — по сравнению с концом периода обучения.

Нервно-психическое (центральное) утомление приводит к снижению трудоспособности из-за нарушений центральной нервной регуляции. В головном мозге при утомлении наблюдается уменьшение концентрации аденазинтрифосфорной кислоты (АТФ), снижение активности окислительных ферментов и содержания основного энергетического субстрата — гликогена. Среди типичных симптомов следует отметить замедленную передачу информации, ухудшение мыслительных функций и процессов решения задач, ослабление сенсорного восприятия и сенсомоторной функции. Такое утомление сочетается с отвращением к работе и сниженной работоспособностью, а иногда при этом возникают склонность к депрессии, беспричинной тревоге или пониженной активности, а также раздражительность и эмоциональная лабильность.

Ситуации, вызывающие нервно-психическое утомление, включают:

1) длительную умственную работу, требующую усиленной концентрации, чрезвычайного внимания или тонкого навыка;

2) тяжелый физический труд;

3) однообразную работу в монотонном ритме;

4) шум, слабое освещение и температуры, неудобные для труда;

5) конфликты, озабоченность или отсутствие интереса к работе;

6) заболевание, боль и недостаточное питание.

Утомление центрального происхождения в отличие от мышечного утомления может исчезать мгновенно при некоторых условиях, например когда:

1) одна утомляющая деятельность сменяется другой;

2) изменяется обстановка;

3) организм попадает в состояние тревоги при страхе или угрожающей опасности;

4) интерес к работе возобновляется благодаря новой информации;

5) изменяется аффективное состояние (настроение).

Тот факт, что нервно-психическое утомление может исчезать столь внезапно, свидетельствует, что ни накопление "веществ утомления", ни исчерпание энергетических резервов не являются критическими факторами. Скорее нервно-психическое утомление связано с ретикулярной формацией (совокупность структур, расположенных в центральных отделах спинного мозга), активность которой изменяется не только при интенсивной умственной работе, но и под влиянием однообразной деятельности. Утомление, вызываемое однообразием, можно снизить путем изменения канала восприятия информации, хотя оно не способно предотвратить утомление при более длительных воздействиях. Например, при дальних поездках на автомобиле по шоссе нервно-психическому утомлению можно противостоять, слушая радио.

Переутомление является результатом неполноценного и недостаточного отдыха в процессе трудового и учебного года, неправильной организации труда. Выделяют четыре стадии переутомления.

1. Начинающееся — нет снижения умственной работоспособности, наблюдается временное падение интереса к работе. Эта стадия переутомления не сопровождается нарушением сна, аппетита и не опасна для здоровья, а желательна, так как является стимулом, ускоряющим восстановительные процессы.

2. Легкое — трудно сосредоточиться, трудно засыпать или просыпаться, временами неустойчивость настроения, снижение трудоспособности.

3. Выраженное — временами забывчивость, сонливость, раздражительность, выраженное снижение работоспособности, усталость при облегченных нагрузках.

4. Тяжелое — заметное ослабление внимания, бессонница, угнетение, резкая раздражительность, резко выраженное снижение трудоспособности, усталость без всякой нагрузки.

При 1-й и 2-й стадиях достаточно разумного режима труда и отдыха, при 3-й и, особенно, 4-й стадиях необходимо значительное снижение нагрузки и длительное лечение.

Физическая и умственная работоспособности являются обратным отражением состояния утомления — чем больше нарастает утомление, тем ниже становится работоспособность. Основным итогом утомления всегда является снижение эффективности труда, его продуктивности.

Все формы утомления проявляются в субъективном чувстве усталости, которое выражается в общей слабости, недомогании, чувстве тяжести в конечностях и т.д.

Общая работоспособность человека определяется тремя группами факторов: физиологические — состояние здоровья и функциональная подготовленность (тренированность), половая принадлежность, питание, сон, общая нагрузка, организация отдыха и др.; физические, воздействующие на организм через органы чувств, — степень и характер освещения рабочего места, температура воздуха, шум и др.; психические — самочувствие, настроение, мотивация и др. На работоспособность в определенный момент влияет не только каждый из них в отдельности, но и различные их сочетания.

Таким образом, профессиональная работоспособность человека зависит от многих факторов. Проявляется она в особенностях и степени утомления, в психологическом ощущении усталости, в снижении продуктивности труда. Естественно, что человек, имеющий более высокую разностороннюю физическую подготовленность, может более продолжительное время или более интенсивно выполнять одно и то же производственное задание, чем слабо подготовленный человек. Это положение подчеркивает роль заблаговременной физической подготовки к профессиональному труду.

Молодой возраст наиболее благоприятен для физической и умственной деятельности. Возможности молодого организма позволяют ему перерабатывать и усваивать огромный учебный материал в годы обучения и творчески его реализовывать в более зрелом возрасте. В пожилом возрасте это уже требует больших временных затрат и интеллектуальных усилий, привлечения жизненного и профессионального опыта.

В возрасте 18—20 лет у человека наблюдается высокая интенсивность интеллектуальных и логических процессов. Приняв этот уровень за 100%, умственная работоспособность 30-летнего человека оценивается в 96%, 40-летнего — 87%, 50-летнего — 80% и 60-летнего — 75%. Исследования, проведенные среди инженерно-технических работников, показывают, что в возрасте 20—29 лет у них наблюдается наиболее высокие показатели таких психических процессов, как интенсивность и устойчивость внимания, кратковременная память и ее объем, анализ и синтез в мыслительных операциях, наименьшее количество ошибок при вычислительных операциях и др.

Наивысший период творческой активности приходится на 30—35 лет, к 50 годам происходит спад до половины от максимума, а к 70 годам она сохраняется на уровне 5—10%. После 50 лет начинается ослабление функциональных возможностей организма, которое компенсируется за счет приобретенного социального и профессионального опыта. В профессиях, не связанных с выраженными неблагоприятными факторами среды, профессиональная работоспособность остается высокой до 60 лет, а иногда и старше.

Однако, несмотря на изложенные примеры о более высокой работоспособности человека в молодые годы, необходимо помнить, что в каждой возрастной группе сама способность организма к противостоянию утомлению имеет очень много общих положений.

Физическое утомление возникает как при локальной, так и при общей физической нагрузке. Это связано с изменением функциональной активности нервных центров и их взаимосвязей, с нарушением функций передачи нервных импульсов, а также с истощением функциональных резервов в самой мышце.

Умственное утомление и связанное с ним снижение работоспособности имеют свои специфические особенности. Оно, как правило, появляется при длительной и достаточно напряженной работе и связано с чрезмерным повышением или ослаблением деятельности внешних органов чувств. При умственном утомлении снижается сила памяти, вследствие чего возникает "убегание мыслей", быстрое исчезновение из памяти того, что незадолго до этого было усвоено.

При умственной работе может возникать и субъективное чувство. Умственная усталость может нарастать при неудовлетворенности работой, неудаче в ней. И, наоборот, в возбужденном состоянии, при повышенном интересе к работе чувство усталости может не появиться даже тогда, когда объективные, в том числе и внешние, показатели и признаки говорят о фактическом наступлении состояния утомления у человека.

В этом случае показатели работоспособности, в частности, продуктивность труда, могут не снижаться, но работа проводится на фоне фактического утомления, что не является положительным для организма человека. Вообще умственная работоспособность, умственное утомление, в сравнении с физическим, где действуют природные охранительные барьеры, имеют существенные отличия.

После тяжелого физического труда утомление длится 3—4 дня, а после напряженного умственного даже 10—12 дней. Каникулы после зимней экзаменационной сессии — слишком малый срок для полноценного восстановления. И если не предпринимать профилактических мер (увеличение двигательной активности и сроков пребывания на открытом воздухе и т. д.), то утомление к концу второго полугодия становится значительным. А это уже может помешать успешной учебе.

То же происходит во время профессиональной работы. При напряженном умственном труде в течение часа энергопотери определяются всего в 30—40 ккал, однако физиологические и биохимические изменения, наблюдавшиеся при утомлении от такого труда, ликвидируются значительно медленнее, чем после физической работы.

Снижение работоспособности в одном виде умственного труда может сопровождаться сохранением его эффективности в другом. Поэтому, устав заниматься вычислительными операциями, можно иногда успешно заниматься чтением. Таким образом, наступление нервно-эмоционального умственного утомления в отличие от физического (мышечного) не приводит к автоматическому прекращению работы. Оно не всегда обнаруживается через ощущение усталости, что может привести к различным степеням переутомления, к невротическим сдвигам.

Кроме того, следует учитывать то, что при длительном занятии профессиональным умственным трудом в организме могут возникать функциональные изменения, обусловленные, главным образом, малой подвижностью. Выражается это в ухудшении работы сердца, склеротических изменениях кровеносных сосудов, проявлении гипотонии (у молодых) и гипертонии (у пожилых), возникновении неврозов. Недостаток движений приводит также к ослаблению дыхания. В нижних отделах легких, в полости живота и ногах застаивается кровь. Возникает атония кишечника, в организме накапливаются продукты гниения, появляются головные боли. Снижение окислительных процессов в организме влечет за собой малокровие, а в некоторых случаях и ожирение.

Известно, что эмоциональные реакции приводят к повышению уровня холестерина в крови в связи с увеличением выделения ряда гормонов, например, у докладчиков перед докладом, у артистов перед выходом на сцену, у летчиков перед полетом, у студентов перед экзаменом и т. п. Если принять во внимание, что этому химическому веществу приписывают важную роль в развитии склеротических изменений кровеносных сосудов, то станет понятным особое значение и профилактики сердечно-сосудистых патологий различными средствами, в том числе и средствами физической культуры и спорта.

Все сказанное подчеркивает значение правильной организации умственного труда, обязательного использования дополнительных физических нагрузок. Рационально подобранный режим рабочего дня, послерабочий отдых, физкультурно-спортивные занятия существенно помогут в снятии утомления и профилактике невротических и психологических заболеваний. Специальные исследования показали, что снижение работоспособности под влиянием экзаменов существенно ниже у студентов с комплексно упорядоченным образом жизни, соблюдающих режим дня и включающих в распорядок дня физическую активность. Однако интенсивность занятий в период экзаменов должна быть снижена до 60—70% от привычной и не следует в это время изучать технику новых упражнений.

Высокая общая работоспособность обеспечивается только в том случае, если жизненный ритм правильно согласуется с индивидуальными биологическими ритмами человека. Наибольшее значение имеют суточные ритмы, в процессе которых изменяется более 50 функций организма. Показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы, эндокринной, мышечной, выделительной и других систем достигают максимальных значений в период бодрствования, в то время как ночью происходят в основном восстановительные процессы. Чем точнее совпадает начало умственного труда с подъемом жизненно важных

функций организма, тем продуктивнее он выполняется. Естественные для человека природные биоритмы функционирования организма таковы: наибольшая активность и работоспособность утром (8—12 ч), затем некоторый спад в середине дня (12—16 ч), снова некоторый подъем вечером (16—22 ч) и резкое снижение ночью (22—8 ч). Чем точнее учебно-трудовая деятельность совпадает с жизненными ритмами человека, тем выше используются потенциальные возможности его организма. Наряду с так называемыми "жаворонками", которые встают рано, с утра бодры и жизнерадостны, наиболее работоспособны с 9 до 14 ч, немало людей вечернего типа — "сов", которые наиболее работоспособны после 18 ч, поздно отходят ко сну, встают заторможенными, нередко с головной болью.

Исследованиями установлено, что ощущение повышенной работоспособности в вечерние часы у "сов" не опирается на суточную ритмику функциональной работоспособности. Это расхождение у отдельных лиц может достигать 8 ч, что неблагоприятно для человека. Не случайно именно среди "сов" наиболее часты существенные отклонения в функционировании сердечно-сосудистой системы. "Совы" формируются в результате определенных условий жизни, труда и быта вопреки жизненным ритмам человека. Отсутствие должного режима во многих общежитиях вузов, двухсменная учеба в некоторых учебных заведениях, неравномерность самостоятельной работы над учебным материалом и некоторые другие причины способствуют формированию "сов". В таких случаях требуется сознательное исправление этого отклонения от нормы.

Народная мудрость, гласящая, что "утро вечера мудренее", опирается на оптимальную возбудимость коры головного мозга в утренние часы. Значит, надо так распределять нагрузку, чтобы решение самой трудной задачи приходилось на те часы, когда мозг функционирует на полную мощность, а период спада работоспособности использовать для отдыха, в том числе активного, или для выполнения менее сложного труда.

Ошибочно поступают те, кто в поисках тишины, уединения откладывают выполнение работы на ночь. Ведь это самое непродуктивное время, когда снижены все функции организма и от него требуются нервные усилия гораздо большие, чем днем. И, кроме того, высокая продуктивность, достигнутая однажды, не оправдывает того ущерба, который наносится человеку нарушением нормального суточного ритма. После эпизодической работы ночью люди обычно недостаточно отдыхают днем, что приводит к перенапряжению нервной системы и к хроническому переутомлению.

4.3. Средства физической культуры
в регулировании психоэмоционального
и функционального состояния студентов

Использование "малых форм" физической культуры в учебном труде студентов играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособности. К ним следует отнести утреннюю гимнастику и физкультурную паузу.

Утренняя гимнастика эффективна для активного включения в учебно-трудовой день за счет мобилизации вегетативных функций, активизации деятельности центральной нервной системы, создания положительного эмоционального фона.

Физкультурная пауза является действенным и доступным видов активного отдыха. Ее проведение эффективно после 4 ч аудиторных занятий в течение 8—10 мин, а в период самоподготовки — после 1,5—2 ч работы в течение 5 мин.

Формами физической рекреации могут быть различные спортивные игры, общеразвивающие физические упражнения, тесты уровня физической подготовленности, бег, походы и т.д. Основная задача рекреационной деятельности — разумное использование свободного времени для воспроизводства духовной и физической сущности человека.

Обычный отдых, "отключающий" от деятельности мышцы, ничего не дает для восстановления клеток коры головного мозга, которые при этом продолжают интенсивно работать. Вот почему для борьбы с умственным утомлением особенно ценными оказываются активный отдых и специальные физические упражнения, которые обладают способностями стимулировать восстановительные процессы в центральной нервной системе. Благотворное влияние на функциональное состояние нервных центров оказывает не всякая мышечная деятельность. Так, крайне утомительные физические нагрузки, а также однообразная мышечная работа, особенно с нагрузкой на небольшие группы мышц, не только не стимулируют умственную работоспособность, но, напротив, подавляют ее.

Наиболее эффективной для отдыха нервной системы является такая физическая нагрузка, которая не приводит к крайней степени утомления, вовлекает в работу различные группы мышц и предусматривает их попеременную деятельность. Следовательно, улучшить умственную работоспособность можно при помощи специально подобранных физических упражнений.

Из нефизкультурных форм двигательной активности сильным стимулирующим влиянием обладают виды физического труда, которые вовлекают в деятельность крупные группы мышц и позволяют увидеть конкретный результат (столярные, переплетные работы, кладка кирпичей и др.). Если это происходит еще и на свежем воздухе, то благотворное влияние их возрастает. Высокая эффективность таких видов труда как средства улучшения умственной работоспособности связана не только с движениями (не слишком утомительная работа крупных мышечных групп, "рассеивание" нагрузки на разные звенья аппарата движения и опоры), но и с наличием цели, достижение которой делает работу интересной, творческой.

Напротив, механическое, бессмысленное выполнение физических упражнений не дает того эффекта, который свойственен оптимально организованным двигательным нагрузкам. Вот почему следует всячески стремиться к тому, чтобы любые воздействия, применяемые для улучшения функционального состояния организма и восстановления его работоспособности, были эмоциональными. Эмоциональная насыщенность пауз отдыха, отводимых для занятий физическими упражнениями, не должна быть предельной. Так, например, спортивный поединок в виде игры в настольный теннис или бадминтон, а также любое соревнование, сопровождающееся азартом (сильное волнение), не способствуют готовности центральной нервной системы к восприятию информации, ее переработке и хранению. Любое чрезмерное возбуждение неблагоприятно сказывается на настроенности нервных центров на работу.

К физическим упражнениям, которые в наибольшей степени стимулируют психоэмоциональное состояние организма и обеспечивают его готовность к выполнению учебной деятельности, относятся:

1. Упражнения в потягивании. Они отличаются малой утомляемостью и способностью вызывать мощные потоки импульсов от напрягающихся крупных групп мышц.

2. Упражнения для мышц шеи — наклоны, повороты и вращения головой, которые способствуют усилению кровообращения в сосудах, питающих головной мозг, и тем самым улучшают функциональное состояние работающих нервных центров. Кроме того, упражнения для мышц шеи вызывают раздражение вестибулярного аппарата, регулирующего положение тела в пространстве. Импульсы, возникающие при этом, являются дополнительным стимулятором центральной нервной системы.

3. Упражнения в перемене положения тела. Изменяя кровенаполнение различных областей тела, такие упражнения сопровождаются раздражением чувствительных нервных окончаний, находящихся в стенке сосудов. Среди этих упражнений особенно полезны наклоны туловища, а также кратковременное принятие антиортостатического положения: "березка" обеспечивает усиленный приток крови к голове, что способствует снижению утомления в нервных клетках головного мозга. Однако при заболевании сосудов мозга это упражнение противопоказано.

4. Виброгимнастика по А. А. Микулину также рекомендуется для стимуляции умственной работоспособности. При резком опускании на пятки из положения стоя с выпрямленными ногами на носках (повторяя это упражнение несколько раз) можно достигнуть некоторого усиления кровенаполнения сосудов головного мозга (своего рода гидравлический эффект), что нормализует тонус этих сосудов и улучшает питание нервных центров. Однако при тромбофлебите такое упражнение не рекомендуется.

Показатели эффективного проведения занятий по физической культуре подразделяются на субъективные и объективные. К субъективным относятся сон, аппетит, работоспособность, желание заниматься физической культурой, настроение. Объективные включают показатели динамометрии, частоту пульса, артериальное давление, вес, пробы Штанге (задержка дыхания на вдохе) и Генче (задержка дыхания после выдоха), орто- и клиностатические пробы и др.

Эффективной формой рекреации является массаж. Массаж давно используется как средство восстановления и лечения. В древних китайских книгах приемы массажа описаны 3000 лет до н.э. Массаж и самомассаж относятся к сильным видам воздействия на организм. Оздоровительное влияние они оказывают только при правильной дозировке и точном соблюдении методики проведения массажа. Наиболее эффективно применение массажа с отдельными физическими упражнениями.

Массаж выполняется чистыми руками по обнаженному телу с использованием талька или крема для лучшего скольжения рук. Может выполняться и массаж через простынь. Начинают и заканчивают массаж приемами поглаживания. При этом движения выполняются по ходу лимфатических путей. Кроме поглаживания в процессе массажа выполняются приемы растирания, разминания, выжимания, приемы вибрации.

Не всегда можно побывать у массажиста, но если овладеть приемами массажа, то всегда можно сделать себе самомассаж. Конечно, эффективность его значительно ниже, поскольку нельзя использовать некоторые приемы и достигнуть полного расслабления мышц, но несмотря на это самомассаж принесет немалую пользу. Делать его нетрудно и времени он требует немного — 10—15 мин. Самомассаж затылочной области способствует улучшению кровообращения в сосудах головного мозга. Поглаживание, а затем разминание мышц шеи и затылочной области кончиками II—IV пальцев обеих рук, а также больших пальцев, массирующих нижнюю часть шеи, помимо влияния на сосуды этой области, обеспечивают приток в центральную нервную систему раздражении от кожи и мышц, улучшающих функциональное состояние нервных центров.

Высокой эффективностью обладает сегментарный самомассаж. Он применяется для снятия головной боли, вызванной нервно-психическим перенапряжением и переутомлением. Упражнения, выполняемые в процессе сегментарного самомассажа, "гасят" очаги возбуждения в коре головного мозга, снимают спазмы мозговых артерий.

1. Вращение пальца в кулаке — "муфта". По 5 раз каждый палец.

2. Круговое растирание запястья. 5—10 раз.

3. Предплечье и плечо — поглаживание, разминание в виде спирали, разминание выжиманием. Все приемы по 5 раз.

4. Плечевой сустав. Поглаживание, разминание. По 5 раз.

5. Голова и шея. Глубокое поглаживание от лба к затылку и шее. 20 раз.

6. Лоб. Поглаживание от переносицы к вискам. 10 раз.

7. Надплечье. Глубокое поглаживание вперед-назад слева от шеи, затем справа, доставая сзади до лопатки, спереди — ключицы. По 15 раз.

8. Живот. Кругообразные поглаживания по ходу часовой стрелки. 20 раз.

9. Коленный сустав. Кругообразные поглаживания ладонью, растирание встречными движениями ладоней, разминание, положив кисть на кисть. По 5 раз.

10. Бедра. Легкие поглаживания к себе.

Кроме физических упражнений и самомассажа, с целью повышения умственной работоспособности и устранения развившегося утомления могут быть использованы рефлекторные воздействия, осуществляемые при помощи точечного массажа (акупрессуры) биологически активных точек. В качестве наиболее общего из таких воздействий рекомендуется кратковременное (20—30 с) хождение без обуви по специальному резиновому коврику с небольшими отростками. При этом стимулируются чувствительные нервные окончания кожи подошвенной поверхности ног, в которой находятся биологически активные точки, связанные с нервными центрами многих функций организма. Результатом такого воздействия является улучшение общего состояния и самочувствия организма. Особенно эффективно его использование после утомительной умственной деятельности. Возвратившись домой и походив по такому коврику, можно быстро ощутить прилив сил, бодрости и вместо того, чтобы отдыхать сидя или лежа, легко переключиться на выполнение очередных дел.

ГЛАВА 5. Общая физическая и спортивная
подготовка в системе
физического воспитания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: