Успех учебно-воспитательного процесса возможен при соблюдении основных методических принципов, определяющих практическую деятельность по физическому воспитанию. Это принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности и постепенного повышения требований. Большинство названных принципов совпадает по наименованию с общеизвестными общедидактическими принципами. Это и понятно. Поскольку физическое воспитание есть вид педагогического процесса, то на него распространяются общие принципы педагогики.
Принцип сознательности и активности раскрывается в следующих требованиях:
– формировать осмысленное отношение и устойчивый интерес к общей цели и конкретным задачам занятия;
– стимулировать сознательный анализ, самоконтроль и рациональное использование сил при выполнении физических упражнений;
– воспитывать инициативность, самостоятельность и творческое отношение к заданиям.
Принцип наглядности предполагает формирование представления о разучиваемом действии. Ни совершенствование двигательных навыков, ни развитие физических способностей немыслимы вне постоянной опоры на четкие ощущения, восприятия, наглядные представления. Наглядность в процессе физического воспитания осуществляется в таких формах, как зрительная (показ упражнения, демонстрация пособий, видеофильмов и др.), звуковая (музыкальное сопровождение, звуковые сигналы, показывающие ритмовую структуру упражнения), двигательная (мышечное ощущение движения, направляющая помощь, "проведение по движению").
|
|
Принцип доступности и индивидуализации называют также принципом учета особенностей воспитуемых и посильности предлагаемых им заданий. Суть данного принципа в области физического воспитания раскрывают следующие положения:
– определять меру доступного (программно-нормативная и индивидуальная доступность);
– не завышать посильную меру нагрузок.
Одно из решающих методических условий доступности в процессе физического воспитания — это преемственность физических упражнений. Она обеспечивается правилами: от известного к неизвестному; от освоенного к неосвоенному; от простого к сложному; от легкого к трудному.
Критериями для определения доступности нагрузок являются объективные показатели (показатели здоровья и тренированности) и субъективные (сон, аппетит, самочувствие и др.)
Принцип систематичности предполагает непрерывность процесса физического воспитания и оптимальное чередование нагрузок с отдыхом. Регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические. Вновь разучиваемое двигательное действие базируется на временных связях, закрепленных разучиванием предыдущего двигательного действия.
|
|
Принцип динамичности (постепенного повышения требований). Этот принцип выражает необходимость регулярного обновления заданий с общей тенденцией к росту нагрузок. По мере приспособления к нагрузке уменьшаются вызываемые ею биологические сдвиги. В связи с этим необходимо планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения по мере роста функциональных возможностей организма.