Примерный перечень тем курсовых работ по менеджменту

Г. М. МАЛУХИНА, Н. Р. МИЛЮТИНА

ВВЕДЕНИЕ В МЕТОДОЛОГИЮ

НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Учебно-методическое пособие

Для студентов специальности 053100 «Социально-культурная деятельность»

Рекомендовано Учебно-методическим советом ГОУ ВГИИК в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки и специальности «Социально-культурная деятельность»

ВОЛГОГРАД 2006

ББК

Р

Рецензенты:

кандидат педагогических наук, засл. работник культуры, профессор В.К. Крючек

кандидат социологических наук, доцент М.Е. Волчанский

Малухина Г.М., Милютина Н.Р.

Введение в методологию научного исследования.

Учебно-методическое пособие. Волгоград: Волгоградский гос. ин-т искусств и культуры, 2006. 71 с.

Учебное пособие предназначено для аудиторной и самостоятельной работы студентов специальности «Социально-культурная деятельность». Потребность в создании такого пособия определяется необходимостью формирования у будущих специалистов социально-культурной сферы научно-исследовательской культуры. Содержание пособия направлено на формирование умений в области методологии исследования, подготовку курсовых и дипломных работ.


От авторов……………………………………………………………………………………….4

Часть 1. Методологические характеристики исследования

в области социально-культурной деятельности………………………………………...….5

1.1. Понятийный аппарат научного исследования………………………………5

1.2. Жанры научно-исследовательской деятельности……………………..28

1.3. Вопросы и задания……………………………………………………….....42

Часть 2. Рекомендации к выполнению курсовых и дипломных проектов………44

2.1. Курсовая работа (проект): основные структурные элементы……....44

Примерный перечень тем курсовых работ по психологии

и педагогике…………………………………………………………………48

Примерный перечень тем курсовых работ

по социальной педагогике………………………………………………..50

Примерный перечень тем курсовых работ

по социально-культурной деятельности……………………………….………51

Примерный перечень тем курсовых работ по технологическим

основам социально-культурной деятельности………………………....51

Примерный перечень тем курсовых работ по менеджменту

социально-культурной деятельности……………………………..….…52

2.2. Выпускная квалификационная работа (дипломный проект):

основные структурные элементы………………………………………..…….53

2.2.1. Инструкция по выполнению выпускной

квалификационной работы…………………………………………….….54

2.2.2. Примерный перечень тем выпускных квалификационных работ….59

2.2.3. Оформление исследовательской работы………………………………..60

2.2.4. Публичная защита выпускной квалификационной работы...……….61

Литература………………………………………………………………………………..........63

Интернет-ресурсы…………………………………………………………………….…...64

Приложения………………………………………………………………………………..….65


E От авторов

Научно-исследовательская работа студентов является одним из приоритетных направлений в деятельности вуза. Эффективность любого исследования во многом зависит от его методологического обеспечения. Подготовка компетентного специалиста невозможна без овладения знаниями исследовательской деятельности.

Пособие предоставляет материалы по методологии исследований в социально-культурной деятельности. Оно адресовано студентам вузов искусств и культуры для аудиторной и самостоятельной работы с целью приобретения ими навыков ведения исследовательской деятельности, выполнения различных видов письменных работ.

В результате выполнения научной работы студент должен показать готовность к владению основными исследовательскими умениями. С этой целью ему необходимо:

· научиться пользоваться библиографическими указателями по культурологии, социально-культурной деятельности, педагогике, психологии, философии, социологии и т.д.;

· грамотно излагать состояние изучаемого вопроса в современной литературе на основе ее анализа;

· анализировать накопленный опыт работы различных типов социально-культурных учреждений (если это определяется темой);

· выполнить фрагмент опытно-экспериментальной работы, обработать полученный эмпирический материал, проанализировать, систематизировать, интерпретировать его и сделать выводы.

Пособие отражает содержание курса «Введение в методологию научного исследования» и состоит из двух частей. В первой части раскрываются особенности исследований в социально-культурной сфере, дается представление об этапах осуществления исследования, раскрывается содержание его понятийного аппарата, предлагается краткое описание исследовательских методов.

Вторая часть посвящена вопросам оформления результатов исследования. Здесь даются указания по подготовке курсовой и выпускной квалификационной работ, советы по организации презентаций на защите выпускной квалификационной работы.


Часть 1. Методологические характеристики исследования

в области социально-культурной деятельности

1.1. Понятийный аппарат научного исследования

Понятийный аппарат научного исследования образуют актуальность исследования, его цель, проблема, объект, предмет, гипотеза, задачи, методика, новизна, практическая значимость.

Актуальность темы исследования – это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблемы, вопроса или задачи. Освещение актуальности не должно быть многословным.

Цель и задачи исследования

Цель – это представление о результате. Ставя перед собой цель, человек ориентируется на свое представление о результате деятельности, каким бы он хотел видеть этот результат. Целью исследования являются, как правило, теоретический анализ и эмпирическое исследование выбранной проблемы, а также разработка рекомендаций для практического внедрения результатов исследования. Ставя перед собой цель, необходимо определить, ожидаемый результат, полученный в ходе исследования, а задачи дают представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.

При формулировании цели желательна следующая компоновка слов: определить (выявить, разработать, обозначить) средства[1] (тенденции, ресурсы, влияние, преимущества, особенности, программу, проект и др.) социально-культурной деятельности способствующие (имеющие воздействие, определяющие, усиливающие) культурному (эффективному, духовному) развитию (обслуживанию) клиентов (указать возрастную, профессиональную, социальную, этническую и др. категорию) в условиях социально-культурного пространства (региона, микрорайона, учреждения, Центра, интерната, семьи и др.).

Проблема

Исследование начинается с определения проблемы, которая выделяется для специального изучения. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?». «Знание о незнании» – в этом заключается суть научной проблемы. Проблема, при решении которой не возникает необходимость в критике, убедительных доказательствах, дискуссиях и спорах, не может быть плодотворной. Постановка проблемы считается удачной, если в ней отражено понимание цели, задач и направления исследования. В таком случае устанавливается внутренняя логическая связь между структурными элементами исследования.

Тема

Проблема должна найти отражение в теме исследования. Тематика исследовательской работы должна характеризоваться социальной значимостью, определяться заказами предприятий и организаций, отражать реальные потребности практики в решении актуальных проблем социально-культурной деятельности.

Студент может выбрать тему исследовательской работы из числа тем, предложенных выпускающей кафедрой, или выдвинуть ее самостоятельно с необходимым обоснованием. Тема должна иметь интегративный характер, отражающий содержание нескольких учебных дисциплин. Например, тема «Профилактика зависимых состояний в молодежной и подростковой среде средствами социально-культурной деятельности» охватывает знания по дисциплинам: «Социально-культурная деятельность», «Психология и педагогика», «Правоведение», «Технологические основы социально-культурной деятельности», «Основы коммуникативной культуры» и др.

Обоснование актуальности темы исследования – это объяснение, почему данную проблему нужно в настоящее время нужно изучать. Необходимо различать практическую и научную актуальность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: