Метод обучения праву – способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на достижение целей правового обучения, воспитания и развития. Приём обучения – составная часть метода обучения. Приём – это действие, направленное на решение какой – либо конкретной задачи.
В педагогической науке сложились разные классификации методов обучения.
Ю.К.Бабанский классифицирует методы на основе целостного деятельностного подхода и выделяет следующие группы методов:
1) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; 2) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.
Т.А. Ильина выделяет:
1) методы сообщения новых знаний: объяснение, рассказ, лекции.
2) методы приобретения новых знаний: экскурсия, самостоятельная работа с книгой, упражнения и др.
3) методы работы с техническими средствами.
4) самостоятельная работа.
Вагин А.А. и Есипов Б.П. классифицируют методы обучения в зависимости от источников знаний и выделяют следующие группы: словесные методы, наглядное обучение, практический метод.
|
|
В классификации И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина выделены общедидактические методы обучения в зависимости от типа (уровня) познавательной деятельности учащихся (воспроизводящий, преобразующий, творческо – поисковый): объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный, частично – поисковый, проблемное изложение, исследовательский метод
Методические приёмы правового обучения характеризует Певцова Е.А. Многие юридические понятия раскрываются путём объяснения, в ходе которого выявляется сущность, смысл понятия, взаимосвязь его основных признаков. Другим распространенным методическим приемом является рассуждение. Оно сопровождается разъяснением отдельных положений, подведением к выводам и заключениям.
Певцова Е.А. выделяет приёмы словесной коммуникации (диалога): 1. Логическое осмысление правового явления.
В этом случае учитель систематизирует яркие факты, характеризующие
данное юридическое явление. Учитель раскрывает процесс складывания юридических норм. Например, в нынешнем семейном кодексе есть норма,
запрещающая брак между людьми, имеющими близкое родство. Учитель приводит примеры из истории о вредных последствиях родственного кровосмешения, тем самым актуализирует межпредметные связи с историей.
2. Разъяснение (объяснение). В этом случае раскрывается сущность того или иного юридического правила. Целесообразна иллюстрация его примерами.
Например, при составлении искового заявления в суд по защите прав потребителя. Предваряя эту работу, учитель должен объяснить особенности такого документа, принципы и правила его составления.
|
|
3. Детализация. Объясняя сущность определённого правового явления, учитель обращает внимание на отдельные его части. Например, объясняя понятие
«преступление», учитель обращает внимание на элементы, образующие его состав.
4. Разносторонняя оценка. Предполагает показ положительных и отрицательных сторон правового явления.
5. Обнаружение тенденции. Этот прием п редполагает использование исторического анализа. Например, развитие современной системы права связано с усилением человековедческих подходов законодателя при создании норм права: расширение частного права, интеграция с международными нормами права.
6. В процессе изучения права применяются приемы доказательства, проблемного изложения, сравнения, прием выделения особенного значения факта. Выбор методов и методических приемов обучения зависит от цели урока, его задач, от познавательных возможностей учащихся, дидактической совместимости методов, педагогического замысла урока.