Вопрос 5. Современный урок права. Требования к нему. Основные структурные элементы урока права. Типы уроков права

Урок – основная форма обучения. Именно он обеспечивает системность в работе учителя по организации процесса обучения и воспитания по праву. Его сущностные признаки: продолжительность 40-45 минут, постоянный состав учащихся примерно одинакового возраста. Его количество в учебном году определяется учебным планом школы, содержание урока регламентируется Государственным образовательным стандартом, школьными программами и учебниками, включенными в федеральный комплект учебников. К уроку права применимы требования, сформулированные М.Т. Студеникиным: полноценность правового содержания и педагогического замысла урока, его соответствие поставленным задачам; научность знаний, достоверность правовых фактов; применение разнообразных источников знаний; отбор главного для формирования знаний; высокая степень самостоятельной мыслительной деятельности учащихся, их познавательной активности; охват работой всех учащихся на уроке; воспитание интереса к праву; правильный выбор типа урока, средств и методов его организации; единство деятельности учителя и ученика на уроке.

Структурные элементы урока выделены Е.Е Вяземским и О.Ю Стреловой. Структура урока – это совокупность его элементов, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных проявлений при различных вариантах. Основные элементы: 1.Организационая часть (приветствие, проверка готовности к уроку, выявление отсутствующих, сообщение плана урока. Создание рабочей обстановки). 2.Проверка домашнего задания. Подготовка к изучению нового материала. 3.Изучение нового материала. 4.Закрепление (первичное повторение и закрепление знаний и умений на уровне воспроизведения). 5.Систематизация и обобщение новых знаний и умений на преобразующем и творческом уровнях. 6.Задание на дом (объяснение сущности и запись на доске, учащиеся - в дневнике или в тетради). 7. Итоги урока (подводятся по содержанию урока и по участию учеников на уроке).

Типы уроков права. Большинство дидактов считают, что в основе классификации уроков по типам должна лежать основная дидактическая задача данного урока. Именно она определяет логику и структуру урока. В процессе обучения права может применяться классификация П.В.Горы. Он выделяет четыре типа урока: изучения нового материала, повторительно - обобщающий, комбинированный, контрольно-проверочный. Рассмотрим структуру каждого из них. I. Структура урока изучения нового материала: 1.Подготовка к изучению новой темы (актуализация ранее изученных знаний, предполагает воспроизведение и коррекцию опорных знаний учащихся). Сообщение темы, цели урока и мотивация учебной деятельности школьников. 2.Изучение нового материала (восприятие нового). 3. Обобщение и систематизация знаний (на трех уровнях познавательной деятельности). 4.Итоги урока 5.Задание на дом.

II. Структура комбинированного (составного) урока. Это самый распространенный тип урока. Его этапы: 1.Проверка домашнего задания. 2.Изучение нового материала. 3.Применение и закрепление знаний на воспроизводящем уровне. 4.Итоги урока. 5.Задание на дом.

III. Структура повторительно - обобщающего урока:

Целиком зависит от комплекса решаемых в ходе него задач: актуализация и упрочение знаний: понятий, терминов и фактов; упрочение умений и навыков; создание целостной картины процесса, изученного ранее по частям; систематизация и обобщение знаний и выделение главных понятий темы; углубленное объяснение уже известных сложных понятий; тренировочные работы учащихся. Тема и план повторительно – обобщающего урока даются заранее. Успех урока во многом зависит от разнообразия методических приемов и видов деятельности учащихся. Нельзя превращать урок в беседу или опрос репродуктивного характера. Основные этапы повторительно – обобщающего урока, включают: сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников; повторение и анализ основных понятий и фактов; повторение, обобщение и систематизация понятий, усвоение соответствующей системы знаний, ведущих идей и основных теорий.

IV. Структура контрольно – проверочного урока:

1.Краткое объяснение учителем сущности задания.

2.Выполнение письменного самостоятельного задания.

Задание для студента. 1. На материале педагогической печати подготовить сообщение, посвященное описанию технологии урока права из опыта инновационной деятельности учителей права в современной школе. 2.Разработать конспект комбинированного урока.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: