Организация познавательной деятельности учащихся в процессе изучения права

Познавательная деятельность – это процесс систематического усвоения учащимися знаний, умений, социального опыта. Она строится на трех уровнях. Для каждого из них характерны свои приемы и задания организации самостоятельной работы. Самостоятельная работа с учебником, источниками будет более успешной, если в ее основе лежит конкретная программа действий ученика. Она должна быть выстроена в соответствии с определенной дидактической задачей и содержанием учебного материала. Целесообразно использовать систему заданий, ориентированных на три уровня познавательной деятельности. Выбор уровней определяется как познавательными возможностями ученика, так и целями обучения.

1. Воспроизводящий уровень познавательной деятельности. Самый простой. Учащийся повторяет то, что делает учитель: отвечает на простые, репродуктивные вопросы, требующие уточнения или пересказа текста, узнавание в нем изученных фактов, понятий. Дает определение понятий, делает из учебника выписки основных понятий, их определений, выводов. Под руководством учителя составляет простой план, заполняет таблицу, схему по образцу в ходе коллективного разбора документа, ориентированного на понимание текста и т.д. При воспроизводящем уровне школьник повторяет за учителем правовую информацию. Например, после объяснения понятия «договор» школьник рассказывает об этой дефиниции своими словами, передавая ее юридический смысл.

2. Преобразующий уровень познавательной деятельности. Вопросы и задания этого уровня могут включать: рассказ ученика по документу, сопровождающийся анализом текста, выделением в нем основной идеи, вывода, синтезом положений источника с другим теоретическим материалом (самостоятельный отбор, группировка фактов, идей и привлечение их учеником для раскрытия изучаемой темы); составление развернутого плана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц, схем; подготовка небольших рефератов, докладов. Составление плана рассказа самостоятельно, составление таблицы по параграфам учебника. В условиях преобразующего уровня познания обучаемый, прослушав определение понятия, выписывает самостоятельно его ведущие признаки и сопоставляет их с уже ранее изученным понятием.

3. Творческо – поисковый уровень познавательной деятельности. Предлагаются познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения мыслителей, положений нескольких документов; задания на аргументацию своей точки зрения; привлечение к самостоятельной поисковой исследовательской работе, организация социологических исследований, самостоятельный анализ документа, самостоятельное формулирование выводов. Творческо-поисковый уровень предполагает деятельность ученика по анализу статей закона, разрешению правового конфликта и проч.

От уровня познавательной деятельности учащихся зависит выбор методических приемов обучения. За приемами работы скрыты соответствующие умственные действия. Осуществляя прием, ученик реализует умственные действия (анализ, синтез, обобщение, сравнение, конкретизация, абстрагирование) Установлено, что дети 5 –7 классов лучше устанавливают различия, чем сходство; легче определяют или только особенное или только общее. Черты сходства видят на фоне различий. Учащиеся должны овладеть приемами устного изложения. Они последовательно формируются в ходе изучения всех школьных предметов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: