Практические домашние задачи. № 1. О каких исторических типах обществ идет речь?

№ 1. О каких исторических типах обществ идет речь? Как они называются в социологии? Раскройте их основные признаки:

а) основу этого общества составляет земледелие;

б) эти общества ничего не производили;

в) основу этого общества составляет промышленное производство;

г) определяющим фактором в этом обществе является информация, информационные системы.

№ 2. Теоретическую основу этого общества должен составить принцип «от каждого по возможности каждому – по потребностям». Кто разработал концепцию этого общества, его основные черты? Возможно ли такое общество? Обоснуйте свой ответ.

№ 3. Начертите схему современного общества и обоснуйте, как она отражает сущность общества как целостной социокультурной системы.

№ 4. Переходом, от какого общества, к какому явилась неолитическая революция? Обоснуйте свой ответ, раскройте сущность этой революции.

- охота и собирательство;

- социалистическое;

- индустриальное;

- традиционное;

- постиндустриальное.

№ 5. Какие из перечисленных положений правильнее и почему?

- социальный прогресс и социальная модернизация общества - процессы тождественные;

- абсолютно различные процессы;

- частично совпадающие.

№ 6. Рыночные отношения и социальные конфликты в современном российском обществе. Обоснуйте, какие новые конфликтные ситуации появились, между какими социальными структурами и почему?

№ 7. Какой из философских законов указывает на неизбежность социальных конфликтов в обществе? Обоснуйте свой ответ.

Тема 3. Общество и культура

Цель семинарского занятия: усвоить социологическое понятие культуры как многогранной деятельности человека в различные исторические эпохи по созданию материальных и духовных ценностей и их потреблению; понимать сущность и значение материальной и духовной культуры для жизнедеятельности общества, человечества и отдельного человека.

Основные понятия: культура, материальная культура, нематериальная (духовная) культура, этноцентризм, культурный релятивизм, элитарная, народная, массовая, доминирующая культура, субкульльтура.

План семинара

1. Социологический аспект культуры как системы ценностей, норм и образцов поведения человека во всей его многогранной деятельности..

2. Основные элементы культуры.

3. Функции культуры.

Темы докладов для обсуждения на семинарских занятиях

1. Культура и эпоха, их соотношение.

2. Элитарная, народная и массовая культура.

3. Культура как основной фактор образования, развития и жизнедеятельности человеческого общества.

Вопросы для самоконтроля и контроля знаний

1. Социологический смысл категории «культура».

2. Почему общество называют социокультурной системой?

3. Культура как «вторая природа».

4. Назовите основные виды культуры в обществе.

5. Назовите основные причины многогранной культурной деятельности человечества.

6. Обычаи как элементы культуры.

7. Язык – основной элемент культуры.

8. Институционные нормы как элементы культуры.

9. Нравственные нормы и их роль в жизнедеятельности общества, привести примеры.

10. Материальная культура общества, в чем ее сущность.

11. Нематериальная (духовная) культура.

12. Массовая культура.

13. Доминирующая культура.

14. Элитарная культура.

15. Субкультура, привести примеры.

16. Правовая культура.

17. Политическая культура.

18. Контркультура.

19. Агрокультура.

20. Производственная культура.

21. Возрастная субкультура.

22. Профессиональная субкультура, ее разновидности.

23. Металлисты, как разновидность молодежной субкультуры.

24. Назовите любую разновидность субкультуры и кратко охарактеризуйте ее.

25. Познавательная функция культуры.

26. Практически-преобразующая функция культуры.

27. Социализация и культура, как они взаимосвязаны?

28. Коммуникативная функция культуры.

29. Культура межличностного общения.

30. Сущность гуманистической концепции культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: