№ 1. Какие из нижеприведённых статусов являются предписываемыми, а какие достигаемыми:
а) мужчина;
б) инженер;
в) капитан;
г) француз;
д) курящий;
е) водитель автомобиля;
ж) отец;
з) депутат.
№ 2. Составьте наиболее полный статусный набор учителя.
№ 3. Составьте ролевой набор студента.
№ 4. Обоснуйте, какие из перечисленных социальных институтов являются первичными, а какие вторичными в процессе социализации:
а) школа;
б) детский дом;
в) семья;
г) телевидение;
д) университет;
е) церковь.
№ 5. Приведите по три-четыре примера девиантного и делинквентного поведения и объясните их.
Тема 5. Социальная структура общества
Цель семинарского занятия: усвоить причины возникновения и сущность социальной структуры общества, ее элементы, исторические типы социальных структур, основные тенденции в развитии социальной структуры современного общества.
Основные понятия: социальная структура, класс, социальная общность, социальная группа, малая группа, сословие, публика, толпа, маргинал, маргинальная группа, квазигруппы.
План семинара
1. Понятие и основные элементы социальной структуры общества.
2. Сущность социально-классовой дифференциации общества.
3. Социальные группы и общности в социально-классовой структуре общества.
Темы докладов для обсуждения на семинарских занятиях
1. Исторические типы социально-классовых структур общества.
2. Классы и сословия в дореволюционной России.
3. Социально-демографическая структура современного российского общества и главные тенденции в ее развитии.
Вопросы для самоконтроля и контроля знаний
1. В чем сущность понятия «социальная структура» общества?
2. В чем сущность понятия «Социально-классовая структура» общества?
3. Что значит дифференциация общества, ее основные причины.
4. Тождественны ли понятия «социальная дифференциация» и «социальная стратификация» общества?
5. Что понимается под естественной дифференциацией общества?
6. В чем суть классовой парадигмы социальной структуры общества?
7. Какая дифференциация была в простых обществах?
8. Какие новые структурные социально-классовые элементы появляются в современном российском обществе и в силу каких причин?
9. Кто из философов впервые вводит в оборот понятие «средний элемент» и обосновывает его главный признак?
10. Современное понимание категории «средний класс».
11.Что называют малой группой, ее основные признаки?
12. Назовите основные формы малой группы, их структуру, приведите примеры.
13. В каких формальных малых группах Вы находитесь и состоите ли в неформальных малых группах?
14. Квазигруппы, их основные признаки.
15. Сущность понятия «публика» как социального образования.
16. Сущность толпы как кратковременного скопления людей.
17. Какие сословия в дореволюционной России относились к привилегированным?
18. Что общего и чем отличались крепостной крестьянин от батрака в дореволюционной России?
19. Обоснуйте, интеллигенция - это слой или класс?
20. Назовите основные составляющие социально-классовой структуры СССР.
21. Нужны ли олигархи в социально-классовой структуре современного общества? Ваша точка зрения.
22. Что понимается под социально-демографической структурой общества?
23. Какая тенденция является определяющей в половозрастной структуре современного российского общества?
24.Что означает простое воспроизводство общества?
25. Тождественны ли понятия «пролетарий» и «рабочий»? Обоснуйте свой ответ.
26. Нужны ли бюрократы как социальный слой общества? Да или нет, обоснуйте свой ответ.
27. Кто и почему относится к маргинальным слоям общества?
28. Как Вы объясните, почему деторождаемость в «бедных» обществах выше чем в «богатых»?