Вопросы
1. Сущность и задачи формирования культуры здорового образа жизни.
2. Функции и формы организации физкультурно-оздоровительной деятельности.
3.Современные здоровьесберегающие технологии.
4.Особенности и методика организации физкультурно-оздоровительных дел в начальной школе.
1.Сущность и задачи формирования культуры здорового образа жизни
В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь отмечается, что воспитание культуры здорового образа жизни направлено на осознание значимости своего здоровья и здоровья других людей как ценности, формирование навыков здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни проявляется в отношении к своему здоровью и здоровью окружающих как к ценности и осознании своей ответственности не только за свое здоровье, но и за здоровье будущих поколений; умении противостоять разрушительным для здоровья формам поведения; сформированности навыков личной гигиены; наличии умений и навыков сохранения и укрепление здоровья.
|
|
Критерии сформированности культуры здорового образа жизни:
- отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как к ценности;
-наличие умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;
- сформированность гигиенических навыков и привычек;
- наличие физической и умственной активности;
- умение противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.
У младших школьников формируются прежде всего представления об основных способах и методах сохранения и укрепления здоровья. Учащиеся привлекаются к занятиям в спортивных кружках и секциях, участию в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
Для детей данного возраста важно понимание значения физических упражнений и прогулок на свежем воздухе, соблюдение режима дня,
правил личной гигиены, культуры питания.
2. Функции и формы организации физкультурно-оздоровительной деятельности
Физкультурно-оздоровительная деятельность выполняет следующие функции: дает детям возможность для проявления физической активности, наполняет досуг полезными для здоровья занятиями, укрепляет здоровье школьников, формирует интерес к физической культуре и спорту, ценностное отношение к здоровому образу жизни.
Направления и формы организации физкультурно-оздоровительной деятельности:
-ежедневные физические упражнения (ритмическая гимнастика, физкультминутки, подвижные перемены, игры, прогулки);
- организация спортивно-оздоровительных коллективных дел;
- занятия в спортивных кружках и секциях;
- туризм;
- санитарно-гигиеническое просвещение.
|
|
3.Современные здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии – это психолого-педагогические методы работы, технологии, система воспитательного взаимодействия, направленная на сохранение и укрепление здоровье участников педагогического процесса.
По характеру действия их делят на 4 группы:
- защитно-профилактические (соблюдение санитарно-гигиенических норм);
- компенсаторно-нейтрализующие (витаминизация, физкультпаузы, эмоциональные разрядки);
- стимулирующие (закаливание, психотерапевтические упражнения);
- информационно-обучающие (система просвещения, направленная на формирование ценностного отношения к здоровью, противодействие распространению вредных зависимостей).
Психолого-педагогические здоровьесберегающие технологии связаны непосредственно с работой учителя на уроке и сопровождением всех элементов образовательного процесса. Они предполагают организацию учебного процесса, не допускающую чрезмерной интеллектуальной, эмоциональной нагрузки, оптимизацию необходимых затрат времени и сил учащихся и педагогов, обеспечение и поддержание благоприятного морально-психологического климата в классе, укрепление психического здоровья, обучение учащихся способам психологической защиты и сохранения здоровья. С этой целью используются физкультминутки, подвижные игры, арт-терапия, сказкотерапия и др. В России получила широкое распространение технология В.Ф.Базарного (использование динамических поз в процессе обучения, расширение зрительно-пространственной активности учащихся и др.)
4.Особенности и методика организации физкультурно-оздоровительных дел в начальной школе
Методика организации физкультурно-оздоровительных воспитательных дел предполагает учет возрастных особенностей младших школьников. Проводятся разнообразные мероприятия: «Веселые старты», «День здоровья», «Праздник Мойдодыра», «Сюита народных игр», «Спортландия» и др. Важно соблюдать следующие педагогические условия:
- соблюдение гигиенических и физиологических требований (удобная обувь и одежда, проветриваемое помещение, физиологически оправданные нагрузки и др.);
- активное участие всех детей в деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей;
- разнообразие форм физкультурно-оздоровительной деятельности, их насыщенность интересным, развивающим содержанием;
- создание возможности для познания себя, своего тела, организма;
- направленность всех дел и занятий на осознание ценности здорового образа жизни;
- положительная эмоциональная насыщенность всей физкультурно-оздоровительной деятельности;
- положительный пример педагогов и родителей.
Тема 10. Методика формирования эстетической культуры младших школьников
Вопросы
1. Понятие «эстетическая культура личности»
2. Задачи и критерии сформированности основ эстетической культуры
3. Художественно-эстетическая деятельность как средство эстетического воспитания
4. Особенности и методика организации художественно-эстетических воспитательных дел в начальной школе
1. Понятие «эстетическая культура личности»
Эстетическая культура – компонент общей культуры личности. Структура эстетической культуры личности: эстетические чувства, знания, ценностные ориентации, эстетические идеалы, вкус, потребности, опыт эстетической деятельности.
2.Задачи и критерии сформированности основ эстетической культуры
Задачи и содержание воспитательной работы по формированию эстетической культуры младшего школьника: усвоение художественных и искусствоведческих знаний, воспитание эстетического отношения к природе и искусству, развитие эмоциональной сферы личности художественными средствами, приобщение к отечественной и мировой художественной культуре.
|
|
Критерии сформированности эстетической культуры личности: наличие стремления к общению с искусством и природой; проявление потребности в преобразовании окружающей действительности по законам красоты; умение воспринимать искусство, сопереживать и получать наслаждение от высокохудожественных образцов; умение дать эстетическую оценку произведению искусства и объекту природы; способность к художественно-творческому самовыражению; эстетизация отношений с окружающими людьми; знание основ народного искусства, историко-культурных традиций своей страны, стремление к их творческому освоению и сохранению.
3. Художественно-эстетическая деятельность как средство эстетического воспитания
Средства эстетического воспитания: природа, искусство, быт, национальная культура.
Художественно-эстетическая деятельность – это организованное взаимодействие ребенка с объектами окружающего мира через художественные образы. Цель данной деятельности – формирование отношения к искусству, прекрасному. Художественно-эстетическая деятельность включает прежде всего практические занятия каким-либо видом искусства, художественное творчество, обращение к произведениям искусства и художественной литературы, созерцание красоты: в природе, в поступках людей, в окружающем мире.
4. Особенности и методика организации художественно-эстетических воспитательных дел в начальной школе.
При организации художественно-эстетической деятельности младших школьников необходимо учитывать особенности их эстетических отношений: целостность восприятия художественного образа, его формы и содержания, склонность к сопереживанию, способность к перевоплощению, яркость и непосредственность воображения. Младших школьников больше интересует сам процесс творчества, чем результат.
Формы эстетического воспитания младших школьников на уроках и во внеклассной работе разнообразны: драматизации, конкурсы плакатов, рисунков, художественной самодеятельности, смотры инсценированной песни, фестивали искусств, утренники и праздники, культпоходы в театр и др.
|
|
Методические условия организации художественно-эстетической деятельности младших школьников:
- использовать многообразие видов, форм и жанров искусства;
- целенаправленно формировать потребность общения с искусством, умение правильно его воспринимать;
- создавать возможности для самовыражения каждого ребенка;
- воспитывать эстетический вкус, используя только высокохудожественные произведения искусства и литературы;
- вовлекать детей в активную художественную самодеятельность, поощрять их попытки выразить себя в разнообразных занятиях искусством;
- создавать красивую, уютную обстановку в классе, школе, благоприятный моральный климат и стиль общения (подробнее методику организации театрализованной деятельности, праздника в начальных классах см. в приложениях 7, 8).