Вопросы
1.Задачи и содержание воспитательной работы в первом классе
2. Формирование у учащихся элементарных культурных навыков и привычек
3. Особенности работы с родителями первоклассников.
1.Задачи и содержание воспитательной работы в первом классе.
Воспитательные задачи интегрированного курса «Введение в школьную жизнь». Знакомство учителя с первоклассниками и их семьями, знакомство учащихся с классом, школой, одноклассниками, элементарными нормами и правилами поведения в школе. Овладение учащимися простейшими общеучебными умениями и навыками. Создание в классе благоприятного морального климата и культурной среды жизнедеятельности. Реализация воспитательных технологий работы с группой с первоначальный период, предъявления требования, создания морально-психологического климата (см. приложение 3). Предупреждение утомления, обеспечение двигательной активности.
2.Формирование у младших школьников элементарных культурных навыков и привычек.
В культурных навыках и привычках отражаются нормы общественного сознания и поведения.
|
|
Навык – действие, доведенное до автоматизма, формируемое путем многократного повторения, состоит в том, чтобы разработать систему последовательных действий, которые в целом должны сформировать стремление в сходных условиях поступать определенным образом.
Привычка – сложившийся способ поведения, осуществление которого приобретает для человека характер потребности. Устойчивые привычки перерастают в черты характера, они могут складываться стихийно и в результате целенаправленного воспитания.
Элементарная повседневная культура включает: культуру внешнего вида, гигиеническую культуру, культуру речи и общения, самообслуживание, культуру поведения в общественных местах и в природе, бережное отношение к личным вещам и общественной собственности и др.
Для привития элементарной поведенческой культуры эффективно использование следующих методов: режим, разъяснение, беседа, приучение, упражнение, игровое упражнение, драматизация, поручение, педагогическая ситуация. Ввиду подражательности младших школьников особую роль играет пример взрослых, родителей, старшеклассников.
Значительным воспитательным эффектом обладает игровое упражнение, систематически и целенаправленно применяемое для выработки устойчивых навыков и привычек поведения.
Этапы организации упражнения: вызвать у учащихся положительное отношение к вырабатываемой норме; показать образец поведения; повторить образец; провести отработку навыка путем многократных действий; использовать стимулирующие приемы. Организуя систему нравственных игровых упражнений, воспитатель должен стремиться заключить его в яркие, необычные, увлекательные формы, синтезирующие игру и упражнение (примеры игровых упражнений см. в приложении 11).
|
|
А.С.Белкин для выработки устойчивых навыков поведения предлагает прием «Тренировка». Суть приема состоит в том, чтобы разработать систему последовательных действий, которые в целом должны сформировать стремление в сходных ситуациях и условиях поступать соответствующим образом, пока не сформируется определенный стереотип поступка. Создать поведенческую цепь – значит определить цель (какой именно элемент поведения нужно сформировать). Далее нужно разбить процесс достижения цели на отдельные этапы, на каждом этапе выделить именно те поведенческие акты, которые реальны в данный момент, добиться их усиления приемом положительного или отрицательного подкрепления.
Тренировка (упражнение) в поведенческой цепи отличается тем, что речь идет не о формировании поведения в целом, а об отдельном элементе поведения: о цепи действий, составляющих поступок (т.е. социально значимый акт).
3.Особенности работы с родителями первоклассников.
Посещение семей учащихся – необходимое условие установления контакта с родителями, выяснения особенностей семейного воспитания (см. приложение 15). На первом родительском собрании происходит знакомство родителей класса друг с другом, организуется беседа «Создадим содружество» (программа «Ориентир»). Обсуждаются задачи и содержание совместной работы, правила взаимоотношений, организационные вопросы.
Целесообразно оформление «Уголка для родителей», где помещается необходимая информация об уроках и внеклассных мероприятиях, объявления, памятки и рекомендации, благодарности родителям за оказанную помощь школе.
План проведения первого родительского собрания может быть таким:
1.Представление учителя родителям, небольшой рассказ о себе.
2.Знакомство родителей друг с другом.
3.Выступление учителя перед родителями о задачах обучения в первом классе, особенностях контингента учащихся, своей педагогической позиции в отношении детей и родителей.
4.Обсуждение организационных вопросов (о расписании, учебных принадлежностях, питании детей, группе продленного дня и др.)
5.Анкетирование родителей.