Средства и приемы, побуждающие воспитанников к добросовестному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего дела:
- увлечение добрым сюрпризом (выполнение микроколлективом части общего дела по секрету от других);
- помощь товарищеским советом (предложение нескольких вариантов выполнения - на выбор);
- увлечение «секретным договором» («Давайте вместе подготовим это по секрету от всех?!»);
- доверие ответственным поручением («Только ты это можешь сделать»);
- обращение к воспитанникам за помощью, с просьбой научить («Покажи мне, пожалуйста, как это лучше сделать…»);
- товарищеское требование от имени коллектива («Раз решили все вместе, то надо…»);
- товарищеский контроль (как правило, незаметный), товарищеское осуждение, порицание (в случае необходимости – критикой);
- товарищеское поощрение всеми формами одобрения, а также похвалой (развернутым одобрением) и наградой морального характера от имени коллектива.
В товарищеском общении воспитателей и воспитанников на первый план выступает обмен опытом – впечатлениями, знаниями, мыслями, чувствами, интересами, умениями и т.п. В этом обмене опытом и проявляется по преимуществу как общая практическая, так и организаторская работа, незаметная и открытая забота воспитателей о воспитанниках.
|
|
В воспитательной работе товарищеское общение проявляется тремя видами:
во-первых, как повседневное общение воспитателей и воспитанников во внеучебной жизни – на переменах, после уроков и т.д.;
во-вторых, как организованные встречи воспитателей и воспитанников для совместного решения каких-либо практических задач (например, сборы микроколлективов в гостях у старших друзей для выполнения поручений, подготовка сюрпризов и т.д.);
в-третьих, как организованные встречи воспитателей и воспитанников с новыми и для детей и для взрослых явлениями в окружающей жизни (в природе, искусстве, технике, спорте) – прогулки, поездки, посещение музеев, стадионов и т.п.
Для того чтобы богатые воспитательные возможности КТД проявились наиболее полно, при их проведении необходимо соблюдать определенные условия:
Первое. Нельзя нарушать последовательность действий при подготовке и проведении любого КТД и, что чрезвычайно важно, нельзя допускать извращения позиции, роли, которая определена старшему товарищу, воспитателю.
Второе. Нельзя рассматривать каждое из видов КТД в «чистом» варианте. Планирование, подготовка и проведение любого из них требует того, чтобы взрослые вместе с детьми, во-первых, опирались на опыт предшествующих дел и, во-вторых, чтобы в каждое вносились элементы КТД того или иного вида: в общественно-политическое – художественное, в художественное – трудовое и т.д. Такая взаимосвязь обеспечит больший воспитательный эффект.
|
|
Третье. Рассматривая коллективные творческие дела как основное средство воспитательной работы, нельзя недооценивать также коллективную организаторскую деятельность, товарищеские игры, творческие праздники. Если коллективные творческие дела осуществляются прежде всего на пользу коллективу и окружающим людям, то жизненно-практический смысл творческих праздников в той радости, которую они должны приносить всем их участникам. Коллективная организаторская деятельность создает и раскрывает условия для решения жизненно-практических задач, а коллективные творческие дела представляют собой само решение этих задач. От творческих игр коллективные творческие дела отличает первостепенная значимость не процесса деятельности, а ее результатов.
Успешное использование системы коллективных творческих дел, а значит, и реализация их воспитательных возможностей определяются все более целеустремленным, полным и глубоким воплощением в воспитательной работе трех основных условий:
- всемерное развитие отношений творческого содружества воспитателей и воспитанников как старших и младших товарищей по общей гражданской заботе, направляемой товарищеской воспитательной заботой педагогов; подкрепление этого типа отношений отношениями товарищеского творческого обучения; преодоление традиций чрезмерной опеки над воспитанниками;
- всемерное развитие отношений творческого содружества между воспитанниками старших и младших поколений; подкрепление этих отношений отношениями товарищеского творческого обучения старшими воспитанниками младших, младшими – друг друга и старшими – друг друга;
- всемерное развитие отношений творческого содружества между самими воспитателями как старшими товарищами воспитанников, как сотрудниками по товарищеской воспитательной заботе о них.
Приложение 11