Личностные способности
Расположенность к детям. Под ним понимается любовь и привязанность к детям, желание и стремление работать и общаться с ними. Расположенность учителя к детям выражается в чувстве глубокого удовлетворения от педагогического общения с ними, от возможности проникнуть в своеобразный детский мир, во внимательном, доброжелательном и чутком отношении к ним, не перерастающем, однако, в мягкотелость, уступчивость, безответственную снисходительность и сентиментальность, в искренности и простоте обращения с детьми
Дидактические способности
Способность объяснять. Это способность делать свою мысль понятной для другого, пояснять и разъяснять трудное и непонятное. Учитель умеет в случае необходимости трудное делать легким, сложное — простым, непонятное — понятным. Учитель учитывает уровень их подготовки, развития.
Речевая способность
Это способность ясно и четко выражать свои мысли и чувства в речевой форме, сопровождаемой выразительной мимикой и пантомимикой. Речь учителя должна отличаться внутренней силой, убежденностью.
|
|
Академические способности
-способности в области соответствующего предмета, точнее, области науки. Способный в своей области учитель, с большой творческой инициативой, знающий и умеющий многое делать своими руками. Под академическими способностями также понимают эрудицию учителя, капитальность его знаний, широту его умственного кругозора.
Организационно-коммуникативные способности
Организаторские способности.
Виды:
1. способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач
2. способности правильно организовать собственную работу. Организация своей работы предполагает аккуратность и четкость, умение правильно планировать ее и осуществлять самоконтроль
Коммуникативная способность.
-способность устанавливать правильные взаимоотношения со школьниками (коллективом и отдельными учениками), учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.
Суггестивная способность
- (в переводе с латинского — «основанная на внушении»). Это способность эмоционально-волевого воздействия на учащихся, способность предъявлять требования и добиваться их выполнения. Суггестивная способность зависит от развития воли, глубокой уверенности в себе, чувства ответственности за обучение и воспитание школьников, от убежденности учителя в своей правоте.
Педагогический такт. Он проявляется в способности находить наиболее целесообразные меры воздействия на учащихся, принимая во внимание их возрастные и индивидуальные особенности и в зависимости от конкретной ситуации. Такт выражается в умелом сочетании уважения и требовательности к ученику, доверия и систематического контроля, в правильном использовании одобрения и осуждения
|
|
Педагогическое воображение. Оно выражается в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением, что и при каких условиях из ученика получится в будущем, в способности прогнозировать развитие тех или иных его качеств. Эта способность связана с педагогическим оптимизмом, верой в могущество воспитания, верой в человека