Педагогические способности, их структура

Личностные способности

Расположенность к детям. Под ним понимается любовь и привязанность к детям, желание и стремление работать и общаться с ними. Расположенность учителя к детям выражается в чувстве глубокого удовлетворения от педагогического общения с ними, от возможности проникнуть в своеобразный детский мир, во внимательном, доброжелательном и чутком отношении к ним, не перерастающем, однако, в мягкотелость, уступчивость, безот­ветственную снисходительность и сентиментальность, в искрен­ности и простоте обращения с детьми

Дидактические способности

Способность объяснять. Это способность делать свою мысль понятной для другого, пояснять и разъяснять трудное и непонят­ное. Учитель умеет в случае необходимости трудное делать легким, сложное — простым, непонятное — понятным. Учитель учитывает уровень их подготовки, развития.

Речевая способность

Это способность ясно и четко выражать свои мысли и чувства в речевой форме, сопровождаемой выра­зительной мимикой и пантомимикой. Речь учителя должна отличаться внутренней силой, убежденностью.

Академические способности

-способности в области соответствующего предмета, точнее, области науки. Способный в своей области учитель, с большой творческой ини­циативой, знающий и умеющий многое делать своими руками. Под академическими способностями также понимают эруди­цию учителя, капитальность его знаний, широту его умствен­ного кругозора.

Организационно-коммуникативные способности

Организаторские способности.

Виды:

1. способность организовать ученический коллек­тив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач

2. способности правильно организовать собственную работу. Организация своей работы предполагает аккуратность и четкость, умение правильно планировать ее и осуществлять само­контроль

Коммуникативная способность.

-способность устанавливать правильные взаимоотношения со школьниками (коллективом и отдельными учениками), учитывая их возрастные и индивидуаль­ные особенности.

Суггестивная способность

- (в переводе с латинского — «осно­ванная на внушении»). Это способность эмоционально-волевого воздействия на учащихся, способность предъявлять требования и добиваться их выполнения. Суггестивная способность зависит от развития воли, глубокой уверенности в себе, чувства ответст­венности за обучение и воспитание школьников, от убежденности учителя в своей правоте.

Педагогический такт. Он проявляется в способности нахо­дить наиболее целесообразные меры воздействия на учащихся, принимая во внимание их возрастные и индивидуальные особенности и в зависимости от конкретной ситуации. Такт выражается в умелом сочетании уважения и требовательности к ученику, доверия и систематического контроля, в правильном использо­вании одобрения и осуждения

Педагогическое воображение. Оно выражается в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением, что и при ка­ких условиях из ученика получится в будущем, в способности прогнозировать развитие тех или иных его качеств. Эта способ­ность связана с педагогическим оптимизмом, верой в могущество воспитания, верой в человека


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: