Проблема эпидемий в средние века. Становление санитарного законодательства

Средневековый мир — это мир, посто­янно находящийся на грани голода, недоедающий и упот­ребляющий скверную пищу. В этом корень эпидемий, вы­зываемых употреблением в пищу непригодных продуктов.

Способствовало беспрепятственному распространению эпидемий и тогдашнее состояние городов, не имевших канав и мостовых, где дома были не более, чем протекаю­щими трущобами, а улицы — клоаками. Плохое питание и жалкое состояние медицины, час­тые эпидемии порождали страшные физические страдания и высокую смертность населения. Средняя продолжитель­ность жизни была очень низкой и не превышала тридцати лет.

Не случайно, следовательно, и резкое снижение брачного возраста — до 12-14 лет. Детство оказывалось всего лишь переходным периодом, память о котором не стоило фиксировать, а в случае смер­ти ребенка его ранний конец не заслуживал запоминания: детей много и далеко не все переживут критический воз­раст. Это отношение к детству оказывалось преобладаю­щим и люди старались родить побольше детей, дабы со­хранить из них хотя бы нескольких.

Среди наиболее распро­страненных болезней выделялись: туберкулез, гангрена, чесотка, опухоли, экзема («огонь святого Лаврентия»), рожистое воспаление («огонь святого Сильвиана»). Но все же наибольшую опасность представляли мас­совые эпидемические заболевания. Прежде всего это эпи­демии «горячки», которую, как ныне считается, вызывало употребление в пищу зерна, испорченного грибком споры­ньи — эта болезнь появилась в Европе в конце X в. Именно горячечная болезнь лежала в основе появле­ния особого культа, который привел к основанию нового монашеского ордена и к появлению, тем самым, нового типа орденов — госпитальеров.

Антониты (или антонины) принимали в своих аббат­ствах-госпиталях больных. Снедаемых жаром боль­ных пользовали всегда одними и теми же средствами: кре­стными ходами, молебнами, проповедями в церквах, мо­литвами, обращенными к святым целителям и т. п.

На рубеже 11-12 вв. эпидемия горячки постепенно сошла на нет, что было связано с достижениями аграрной революции, в частности — с увеличением периода продо­вольственного предвидения и снижением опасности упот­ребления в пищу суррогатов и ядовитых трав и кореньев. Кроме того, с 1150 по 1300 гг. происходило потепление кли­мата, что благоприятствовало развитию сельского хозяйства.

Однако на смену горячечной болезни пришла не ме­нее страшная эпидемия другой болезни — проказы (или лепры), причиной появления которой в Европе считается начавшееся в результате крестовых походов обще­ние с очагами инфекции на Востоке. Проказа обрекала че­ловека на медленную, мучительную смерть посредством постепенного отмирания органов, обреченный человек умирал в течение нескольких лет. Следствием распространения проказы стало появле­ние специальных изоляторов для больных — лепрозори­ев, организованных специально учрежденным католичес­кой церковью для призрения прокаженных орденом св.Лазаря (отсюда — лазареты). Всего в Западной Европе в XIII в. насчитывалось не менее 19 тыс. лепрозориев для больных проказой. В XII в. в Англии и Шотландии с их полуторамиллионным насе­лением было открыто 220 лепрозориев.

Отношение к увечным, прокаженным, вообще к пост­радавшим от всяческих болезней людям оказывалось край­не неоднозначным, двойственным, включавшим самые разнообразные чувства — от ужаса до восхищения. Так, лепрозории должны были находиться на рассто­янии «полета камня» (выпущенного из метательной маши­ны) от города с тем, чтобы могло осуществляться «братс­кое милосердие» по отношению к прокаженным. Страх перед прокаженным проявился и в его фактическом изгна­нии из мира людей. Прокаженным запрещалось также посещать мельницы, пекарни, булочные, колодцы и источники (то есть места изготовления и продажи пищи и источники питьевой воды). С другой стороны, средневековое общество нужда­лось в этих людях: их подавляли, поскольку они представ­ляли опасность, но одновременно не выпускали из поля зрения; даже в проявляемой заботе чувствовалось осознан­ное стремление мистически перенести на них все то зло, от которого общество тщетно пыталось избавиться. Леп­розории устраивались хотя и за пределами городской сте­ны, но невдалеке от нее.

В число отверженных входили и убогие, калеки. Урод­ство являлось внешним знаком греховности, а те, кто был поражен физическими недугами, был проклят Богом, а следовательно, и людьми. Церковь могла временно при­нимать их в своих госпиталях и кормить в дни праздников, а в остальное время убогим оставалось только нищенство­вать и бродяжничать. Сами госпитали чаще всего размещались у мостов, на перевалах, то есть в местах, где обязательно проходили эти скитальцы.

В середине XIV в. в Европу пришла еще более страш­ная эпидемическая болезнь, поставившая западный мир на грань жизни и смерти, — чума. В 1348 г. случилась вели­кая эпидемия «черной смерти», которую средневековье не умело ни предупреждать, ни лечить. В Париже больных чумой несли в собор св. Женевьевы или в собор Богома­тери, распространяя заразу еще больше. Эпидемия 1348 г., по разным оценкам, унесла жизни от четверти до трети населения (около 50 млн человек). Европа обезлюдела, пре­кратились войны, так как некому стало воевать. В крупных европейских городах (Вена, Прага, Лондон, Париж, Мар­сель, Амстердам и др.) вымерло тогда от половины до 90 процентов населения. Эпидемии чумы, периодически повторявшиеся на протяжении полутора веков (вплоть до начала XVI в.).

В условиях повторяющихся эпидемий именно монас­тыри как места относительной стабильности превращают­ся в центры раздачи милостыни. Роль монастырей в этот период трудно переоценить: помимо раздач милостыни они организовывали постоян­ную помощь нуждающимся через устройство монастырс­ких госпиталей. Монастырские госпитали также предоставляли ночлег бедствующим паломникам.

В то же время благотворительность играла здесь и негативную роль: критики отмечали, что обильная милос­тыня имела деморализующее влияние и возбуждала к без­делью. Не случайно в связи с этим отмечаются первые попытки установить светский контроль за деятельностью госпиталей при соединении усилий с духовными властя­ми. Так, в Милане, по инициативе герцога Жана Вискон­ти, в конце XIV в. была создана специальная комиссия, включавшая в свой состав как духовных, так и светских лиц, целью которой стало изучение ситуации в городе, проведение переписи нищих и «недужных» бедняков и устройство для них помещений в госпиталях. Уже к 1406г. комиссия контролировала всю организацию помощи ми­ланским беднякам.

Эпидемии чумы положили также начало становлению санитарного законодательства и городской санитарии. В 1348г. в Венеции был организован санитарный совет, в ряде итальянских портов появились особые надзирате­ли — «попечители здоровья». В 1374г. власти Милана со­здали за пределами города «чумной дом» для изоляции больных и подозрительных. В Модене, Венеции, Генуе, Рагузе, Марселе путешественники и купцы подвергались изо­ляции и наблюдению (карантину) в течение 40 дней «на воздухе и под солнечным светом». В начале XV в. в ряде крупных европейских городов (Париж, Лондон, Нюрнберг и др.) были учреждены должности «городских физиков» (врачей), выполнявших противоэпидемические функции, выработаны правила («регламенты»), имевшие целью пре­дотвратить занесение и распространение заразных болез­ней. В связи с задачей предупреждения эпидемий проводились некоторые общесанитарные мероприятия — удаление падали и нечистот, обеспечение городов добро­качественной водой.

Таким образом, средние века по различным причинам характеризуются периодически возникающими голодом и эпидемиями, с которыми общество и государство не могло бороться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: