Роль церкви в средние века

С конца IV в. христианская церковь постепенно укрепляет свои позиции, превращаясь в «государство в государстве».

Ос­новные функции церкви:

1) религиозная;

2) политическая (переговоры с варварами);

3) хозяйственная (распределение продовольствия и милостыни);

4) социальная (защита слабых и обездоленных);

5) военная (организация сопротивления варварским набегам);

6) культурно-просветительная (сохранение римского наследия, латинской грамотности, римского права и т. п.).

Именно церковь становится основным носителем бла­готворительности и призрения в период средневековья. Большую роль в жизни христиан­ской церкви играли монашеские ордена — сообщества людей, добровольно обрекающих себя на безбрачие и от­речение от всех благ мира, подчиняющихся обыкновенно определенному уставу и имеющих своей целью служение идеалам, достижимыми лишь путем самоотречения и уда­ления от мира. Как особое учреждение христианское мо­нашество появилось лишь в IV в.

Киновитное (или общежительное) монашество сложи­лось в следующей форме. Монахи поселялись по отдель­ным кельям, известное количество которых составляло лавру. В каждой лавре было общее место для трапезы, молитвы и иных собраний всех монахов. Работы распре­делялись между монахами сообразно с силами каждого. Одежда монахов была у всех одинаковая и состояла из длинной льняной или шерстяной рубашки, шерстяной перевязи под мышками, кожаного пояса, верхней накидки из белой козь­ей или овечьей шкуры, шапочки конической фор­мы и покрова на шапочку, вроде капюшона или башлыка. Никогда ни один монах не должен был прибли­жаться к другому ближе чем на локоть.

Серьезные изменения в устройстве монастырского общежития были внесены в VI в. провозглашались четыре обета: нестя­жание, целомудрие, повиновение и «постоянство» (то есть пожизненное пребывание монахов в одном и том же монастыре). Значительное место было отведено физическому труду и чтению.

В 11-12 вв. монашеские ордена разделились на два основных типа. Традиционные ордена (бенедиктинцы, францисканцы, доминиканцы, кармелиты и др.) имели целью служение Богу молитвой, проповедью, соблюдени­ем обетов. Обновленные ордена (антонины, тамплиеры, иоанниты и др.) ставили перед собой практические цели (уход за больными и ранеными, охрана паломников, осво­бождение силой оружия Святой земли).

Церкви в средние века переходит очень важная функция — поддерживать социальный мир и сглаживать социальные противоречия. Естественно, что церковь не разделяла от­крытой враждебности по отношению к обездоленным и нуждающимся, так как эта враждебность была бы несов­местима с проповедью смирения, любви к ближнему и равенства всех перед Богом. Поэтому, обращаясь к силь­ным мира сего, церковь взывала к милосердию.

Программа церкви фактически сво­дилась к требованию милостыни в пользу бедняков. О способах прекращения бедности и не помышляли,— по­даяние должно было ее увековечить, поскольку склоняло нищих к тому, чтобы оставаться в положении иждивенцев, кормящихся от крох, уделяемых зажиточными людьми. Более того, церковь всячески оправдывала сложившееся в обществе положение вещей. В бедняках в то же время видели не столько несчаст­ных, чью жалкую участь необходимо было облегчить, сколько спасителей богатых. Бедные существовали для того, чтобы богатые могли искупить свои грехи; богатые же нужны беднякам, дабы те могли кормиться около них. Подаваемая бедняку милостыня позволяет подающему попасть в рай. Таким обра­зом, бедность не осознавалась как социальная проблема, которую обществу надлежало решать. Тем самым сложились вполне определенные правила подачи милостыни:

1) ценна только непосредственная милостыня, подава­емая из рук в руки;

2) милостыня подавалась тайком, мимоходом;

3) важна «слепая» милостыня, без выяснения причин нищенства и тех обстоятельств, куда пойдет милостыня;

4) нищий должен знать имя нищелюбца, чтобы помо­литься за него в церкви, причем обратная связь здесь не обязательна (подающий может не знать имени принявше­го его милостыню нищего).

Таким образом, бедняк, с точки зрения церковного учения, становился одновременно и предметом сочувствия или сострадания, и образцом для подражания, в котором воплощался идеал средневековья. Церковь же считала себя ответственной по велению Божьему за защиту бедняков, а также и слабых (в том числе вдов и сирот).

В 798 г. епископы, собравшиеся на собор в Баварии заяви­ли, что их долг — уподобляться доброму пастырю, проти­востоять злым, дабы освобождать угнетенных из рук силь­ных и выступать в защиту бедняков, вдов и сирот. Роль же защитников «слабых» возлагалась на епископов, которые были обязаны изобличать злоупотребления, чинимые пра­вителями и судьями. На соборе в Баварии в 800г. епископов уже призвали защищать не только вдов, сирот и бедняков, но также хромых и слепых. Справедливости ради следует заметить, что церковь не ограничивалась лишь проповедями о необходимости милостыни, но стремилась на деле помочь нуждающим­ся. Так, до четверти церковных доходов употреблялись на культовые или благотворительные цели. Постепенно ук­репление церковной системы привело к тому, что раздача хлеба и составление списков нуждающихся в помощи ста­ло прерогативой церкви.

Больницы при монастырях появ­ляются в Италии (529г.), во Франции (651г.), в Англии (794г.). Конечно же первые монастырские больницы отлича­лись крайне низким уровнем лечения и ухода за больны­ми людьми: медицинская подготовка монахов была недо­статочной, а лечение «постом и молитвой» редко достига­ло своей цели. Кроме того, в периоды эпидемий больницы, строившиеся в отсутствие санитарно-гигиенических норм, при скученности больных превращались в рассадники заразных болезней. Не случайно больницы называли «домами страданий».

Объектом заботы католической церкви стали и бездом­ные. Так, в 542г. в Лионе был открыт особый приют, называвшийся «Домом Господа», где работали как монахи, так и добровольцы из горожан.

При Людовике Благочестивом (814-840) вопросы со­циальной защиты «слабых» поднимаются во многих капитуляриях. Так, капитулярий 823г. предписывал графам в своих владениях поддерживать и защищать вдов, сирот и бедняков, почитать церковь и ее служителей. В 829г. Людовик поручил расследовать, кто из графов не соблю­дал этих предписаний.

Важным явлением стало возникновение «нищенских» монашеских орденов, возводивших бедность в идеал, та­ких, как ордена францисканцев, доминиканцев, премонстратов, картезианцев и цистерцианцев. Названные ордена, также возникшие в 11-12 вв., противопоставляли себя монахам старых орденов (типа бенедиктинцев), более об­мирщенных и наживших несметные богатства. В то же время, понимая, какой популярностью среди бедняков пользуется проповедь нищеты, папа Иннокен­тий III, посчитав, что «апостольский образ жизни нужда­ется в приличном ему платье», одобрил мысль о создании специального монашеского ордена францисканцев. Монастыри ордена были созданы в Англии, Франции, Испании и других странах. Движение блюстителей идеалов нищенства, так назы­ваемых спиритуалов, приняло массовый характер во вто­рой половине XIII в. Волна благочестивого нищенства приняла настолько массовый характер, что папа Бонифа­ций VIII разослал всем епископам приказ заставить нищенствующих бродяг или отшельников либо изменить свой образ жизни, либо вступить в какой-нибудь признанный монашеский орден. Для достижения этой цели активно привлекалась монашеская инквизиция, созданная еще в 1233г. В конце концов спиритуалы были приравнены к еретикам, книги их сжигались.

По представлениям средневекового человека за его душу боролись Бог и дьявол. Средневековье изобиловало одержимыми, несчастны­ми жертвами колдовских чар или вошедшего в их тело дьявола, причем таковыми могли оказаться и люди, стра­дающие психическими заболеваниями. Одни лишь святые могли их спасти и заставить нечистого выпустить свою жертву из когтей. Изгнание беса было одной из главных функций святого.

Боязнь ада, желание избавиться от своих грехов ста­новилось основой не только для милостыни и доброволь­ного нищенства, но и для «приступов» благочестия, время от времени поражавших все общество, чаще всего после опустошительных эпидемий, и имевших целью поблаго­дарить Господа за то, что он снял свою кару. В XIII в. приступы благочестия были характерны для французского короля Людовика IX Святого (1226-1270), который собственноручно возил строительный материал в аббатстве Ройомон. Еще одним средством искупления грехов, начиная с X в., становится бичевание: люди стегали себя ремнями с железными остриями с такой силой, что иногда прихо­дилось с трудом извлекать острие из тела. Самобичевание особенно пропагандировалось нищенствующими ордена­ми, и даже короли прибегали к этому средству очищения.

В то же время церковь хорошо понимала, что сохра­нению социального мира должны способствовать и пери­одически устраиваемые народные праздники. Так, к XII в. широкое распространение в европейских странах получил «праздник дураков» (или: «праздник посоха», «шутовской праздник», «ослиный праздник» и пр.), устраивавшийся 1 января, в день Обрезания Господня, как для младшего клира (послушников, школяров, певчих), так и для мирян. Именно в этот день в церквах царила необузданная воль­ность: перед началом мессы к церкви подводили навьючен­ного осла, клирики выстраивались перед дверями с буты­лями вина в руках, осла торжественно вводили в церковь и ставили у алтаря, каждая часть богослужения, вместо «аминь», заканчивалась громогласным ржанием, а кое-где доходили и до того, что кадили не из кадильниц, а из ста­рых башмаков, на алтаре бросали игральные кости, разма­хивали колбасами и сосисками, клир и миряне менялись одеждой, пели и плясали в масках и т. д.— драки и крово­пролития были обычным явлением. Лишь го­раздо позднее (к XVI в.) христианская церковь запретила «праздник дураков».

Таким образом, в средние века функции церкви значительно расширяются и она становится основным носителем социального призрения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: