Общая характеристика социальной работы в странах Азии в ХХ в.: Китай, Япония

Выделение самостоятельной японской модели социаль­ной работы объясняется особой социально-экономической и духовной средой жизнедеятельности, характерной для этой страны. Государство несет на себе основную финансовую нагрузку по оказанию им помощи, а с другой, осуществляет­ся эта деятельность преимущественно на муниципальном уровне. Уже многие годы в каждой японской префектуре дей­ствует консультативное бюро для инвалидов. По своим фун­кциям оно во многом схоже с нашими территориальными бюро медико-социальной экспертизы. Работники японских консультативных бюро не только определяют характер и тя­жесть инвалидности человека, но и разрабатывают индиви­дуальные программы восстановления трудоспособности (ре­абилитации) инвалидов.

В течение последних десятилетий вопросами стратегии и общегосударственной политики в сфере социальной защи­ты инвалидов активно занимались в Японии такие структу­ры, как Национальный совет по трудоустройству инвалидов, Совет по защите инвалидов с физическими недостатками и Национальный совет социальной защиты, находящиеся в введении государственных органов власти. Деятельность всех организаций и учреждений социальной защиты инвалидов координировал Национальный совет социальной защиты. Специализированными структурами совета были: Комитет по защите детства, Комитет по реабилитации инвалидов с физическими недостатками, Комитет защиты престарелых. В их работе принимали участие и благотворительные орга­низации.

На государственные и муниципальные органы в Японии ложится основной объем финансовой помощи, направляемой на нужды инвалидов. Причем помощь государства по своим размерам в несколько раз больше, чем та, которую ока­зывают местные органы самоуправления. В 1970—1990-е гг. это соотношение составляло примерно один к четырем.

Государство в Японии не только финансирует разнообраз­ные программы помощи инвалидам, но и устанавливает для них льготы. В частности, инвалидам предоставляется пре­имущественное право на открытие и эксплуатацию магази­нов в зданиях, занятых административными органами. Выделяя особенности японской модели социальной ра­боты, отмечая действенность различных ее звеньев, не сле­дует идеализировать практику социальной защиты и в целом социальную сферу этого государства. С начала 90-х гг. XX в. и по сей день страна находится в непростом положении про­должающегося экономического спада. В результате разруша­ется традиционная система пожизненного найма и продви­жения по службе в зависимости от стажа, разрабатываются непопулярные меры в сфере пенсионного обеспечения. По­жизненный найм придавал работникам уверенность в завт­рашнем дне, хотя в определенной мере сдерживал продви­жение по служебной лестнице молодых людей. В целом названная система обеспечивала занятость многих работников, гарантируя стабильность их положения. Упразднение ее обер­нулось усилением социальной неуверенности части населения.

В Китае семей­ное обеспечение сохраняет доминирующее положение, яв­ляясь, кроме прочего, и культурным наследием нации.

Наряду с семейным фактором в социальной сфере Китая продолжает играть важную роль принцип коллективной по­мощи, широко применяемый на местном уровне (в селах, в рамках городских улиц, кварталов и пр.). Поэтому правомер­но утверждать, что местную систему социальной защиты от­личает не просто традиционный, а семейно-коллективный характер социальной помощи и поддержки.

Китайские экономические реформы последней четверти XX в. способствовали ускоренному социальному развитию страны, создав условия для роста доходов населения и эф­фективного функционирования системы социальной помощи нуждающимся. Повышение доходов населения, изменения в мировосприятии и экономическом мышлении народа актуа­лизировали проблему формирования системы социального страхования рыночного типа. Все это нашло отражение в ныне действующей китайской модели социальной защиты. К числу важнейших ее компонентов можно отнести:

— приоритетную роль традиционно-семейного фактора в оказании социальной поддержки;

—особое значение государственных и коллективных форм помощи нуждающимся;

—усиление влияния страховых механизмов социальной
защиты;

—вспомогательную роль благотворительной помощи и
платных услуг в социальной работе.

Основную ответственность за обеспечение престарелых китайцев и сегодня несет семья. Как и в Японии, главную роль здесь играет женщина (дочь или невестка). Причем в условиях все большего числа однодетных семей нагрузка по уходу за стариками на нее возрастает. Если раньше тяжесть ухода за престарелыми лежала на жене старшего сына, кото­рая жила вместе с родителями мужа, то теперь женщинам из однодетных семей приходится одновременно ухаживать за несколькими пожилыми людьми (своими родителями и ро­дителями мужа).

Как уже отмечалось, общегосударственная система соци­ального страхования и, в частности, пенсионного страхова­ния сегодня в Китае только складывается. Реалии таковы, что большая часть престарелых китайцев не охвачена пен­сионным обеспечением. В начале 2000-х гг. не более 1/4 лиц старше 60 лет получали пенсии. Более 2/3 лиц пенсионного возраста, особенно в сельской местности, не имели пенсион­ного обеспечения, завися от финансовой поддержки своих взрослых детей. В связи с недостаточной развитостью соци­альных служб престарелые китайцы, нуждающиеся в уходе, реально могут рассчитывать на помощь детей, а также род­ственников и соседей. Кроме поддержки со стороны семьи престарелые, тяжело больные, бедные люди получают определенную помощь со стороны китайского государства, коллективных органов ме­стного управления — деревенских, районных, уличных, квар­тальных комитетов. Что касается государственной помощи, то ее предоставление предусмотрено новой структурой со­циального обеспечения, разработанной в 90-е гг. Она состо­ит из четырех основных уровней: 1-й уровень — социальная помощь бедным слоям населения и их семьям, доход кото­рых ниже официального прожиточного минимума; 2-й уровень — социальное страхование, включающее пенсионное страхование, страхование по безработице, страхование рис­ка, при рождении ребенка, болезни, инвалидности, потере трудоспособности, смерти; 3-й уровень — социальное бла­госостояние, направленное на частичное или полное покры­тие расходов китайских граждан на образование, улучшение жилищных условий; 4-й уровень — социальная забота, ко­торая предоставляется исключительно военнослужащим и их иждивенцам, особой группе граждан, пользующихся уваже­нием общества. Такая забота предполагает систему опреде­ленных скидок, выдачу пайков и надлежащее устройство во­еннослужащих после их демобилизации. Названные уровни соцобеспечения, за исключением второго, напрямую связа­ны с государственным участием в сфере социальной помо­щи и поддержки.

В современном Китае страхование рассматривается как ядро всей системы соцобеспечения. Оно включает в себя пен­сионное страхование, страхование медицинского обслужи­вания, от безработицы и производственных травм, материн­ства и детства. Социальным страхованием предусмотрены гарантии в случае основных рисков, возможных среди актив­ного населения. Распространяется оно прежде всего на город­ских жителей, наиболее вовлеченных в рыночное хозяйство. В 1986г. после двух лет экспе­римента китайским правительством было принято решение о постепенном переходе к централизованной, многоуровне­вой системе пенсионного обеспечения. Предприятия в со­ответствии с установленными нормативами стали отчислять средства в городские и провинциальные пенсионные фон­ды. По новой системе страхования общая пенсия состоит из двух частей. Первая часть (основная пенсия) назначается ме­стными органами страхования и не зависит от уровня зарпла­ты работника или страховых взносов, сделанных им до выхо­да на пенсию. Эта часть пенсии равна 20% от среднемесячной зарплаты в данном регионе. Вторая часть (пенсия индиви­дуального счета) составляет сумму накоплений на индиви­дуальном счете работника, включая процент по вкладу. Третий уровень пенсионного обеспечения — дополнительное пенсионное страхование, осуществляемое добровольно. Этот уровень страховых выплат рассматривается в Китае как важное направление реформы. Однако в стране осознают, что заработать данная система сможет при стабильной хозяй­ственной деятельности предприятий, благоприятном инве­стиционном климате в государстве и готовности страховате­лей брать на себя риски, связанные с коммерциализацией индивидуальных счетов.

В настоящее время границы пенсионного возраста в Китае не изменились и составляют уже многие десятиле­тия 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин (на вредных и тя­желых работах — 55 лет и 45 лет).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: