С конца 80-х гг. XX в. основная часть латиноамериканских государств приступила к реализации неолиберальных реформ, предусматривающих резкое ограничение государственного сектора экономики и по сути дела свертывание регулирующих функций государства. В социальной сфере неолиберальные реформы, проводившиеся в Латинской Америке, были направлены на достижение следующих целей: сокращение бюджетных расходов на социальные нужды и перераспределение их в пользу наиболее нуждающихся слоев населения; расширение спектра платных социальных услуг; развитие институтов негосударственного социального страхования; ослабление роли социального контроля путем устранения многих правовых ограничений трудового законодательства, касающихся условий и режима труда и др. Однако при наличии широких слоев бедного населения приватизация социального обслуживания стала оборачиваться уменьшением численности лиц, имеющих доступ к необходимым социальным услугам.
Либерализация социальной политики стран Латинской Америки существенно затронула пенсионное и медицинское обеспечение, а также сферу занятости. С целью развития частного рынка пенсионного страхования был взят курс на масштабное внедрение накопительных пенсионных схем. С 1981г. в Чили начался переход на исключительно накопительную систему пенсионного страхования. В результате здесь была введена частная система персональных накоплений, исключающая какие-либо распределительные элементы. Эта система является преимущественно сферой коммерческой деятельности частных страховых компаний, взявших на себя обязательства по выплатам пенсий.
|
|
Чилийская накопительная система пенсионного обеспечения предполагает обязательное страхование лиц, работающих по найму, и добровольное — для самозанятого населения. Работники уплачивают 10% от своей зарплаты в один из частных пенсионных фондов, которые затем инвестируют эти деньги. В соответствии с законодательством о накопительном пенсионном страховании устанавливается предельный размер заработка, с которого осуществляются пенсионные выплаты. Если застрахованное лицо недовольно деятельностью пенсионного фонда, то оно может передать средства в другой фонд. Обязательному страхованию в Чили подлежат мужчины до 65, а женщины — до 60 лет. По достижении пенсионного возраста деньги, накопленные в частных пенсионных фондах, обеспечивают каждого работника пенсией, основанной на его вкладе и ежегодных инвестициях от суммы пенсионных взносов. В данном случае ни государство, ни работодатели не участвуют в пенсионном обеспечении.
|
|
Частные пенсионные фонды, называемые в Чили Администрациями пенсионных фондов, инвестируют поступления страховых взносов на чилийском и частично зарубежном рынке ссудных капиталов. В рамках чилийской пенсионной системы все наемные работники обязаны дополнительно к пенсионному обеспечению застраховаться на случай наступления инвалидности и потери кормильца. Для этого они должны выплачивать еще 3% от заработной платы. Следовательно, с учетом названных 10% отчислений на пенсионное страхование получается суммарный тринадцатипроцентный ежемесячный общепенсионный взнос.
Усиление либеральной направленности социальной политики в странах Латиноамериканского континента отразилось и на медицинском обслуживании. Приоритет здесь был отдан частному медицинскому страхованию. В Чили, Мексике и другие государствах региона одновременно с организацией частных компаний, занимающихся медицинским страхованием, была проведена частичная приватизация главных государственных структур здравоохранения. Причем наиболее рентабельные медицинские учреждения, диагностические центры, современные клиники перешли в частные руки, а нерентабельные остались под государственным контролем.
Значительно сократились в странах Латинской Америке бюджетные отчисления на здравоохранение. Если в начале 70-х гг. из госбюджета покрывалось до 60% расходов на медицину, то к середине 90-х гг. — менее 40%. Одновременно с этим увеличилось число лиц, охваченных частным медицинским страхованием. К началу 2000-х гг. они составляли около трети населения региона.
Системой страхования по безработице в конце 1990-х гг. было охвачено лишь восемь латиноамериканских стран (Барбадос, Мексика, Аргентина, Бразилия, Чили, Эквадор, Уругвай и Венесуэла). Но даже здесь немалое число наемных работников не участвовало в страховых схемах. Доля работников, не охваченных таким видом социального страхования, составляла в Аргентине, Бразилии и Мексике около трети, а в Чили — 20%. Но и те безработные, которые получали пособие, из-за его мизерного размера не могли обеспечить прожиточным минимумом ни себя, ни свои семьи.
Довольно высоким остается уровень безработицы среди экономически активного населения Латинской Америке. В среднем по региону он составлял к началу 2000-х гг. около 9%, хотя в 1990г. этот показатель был равен 5,8%. Также следует отметить, что официальная статистика предоставляет нередко заниженные данные. Некоторые аналитики придерживаются мнения, что в среднем по региону трое из каждых десяти трудоспособных лиц являлись тогда безработными. Но вернемся все же к официальной статистике. Она свидетельствует, что уровень открытой безработицы в то время составлял в Чили — около 10%, в Аргентине — 14,3, в Венесуэле —15%. Следствием массовой безработицы были многочисленные внутрисемейные конфликты, преступность, недоступность для широких слоев населения систем социальных услуг и страховых гарантий, маргинализация населения и нищета.