Группа — это общность людей, которые регулярно взаимо-действуют друг с другом для достижения определенной цели исчитают себя целым, отличным от других групп и отдельныхработников

1. Формирование новой первичной группы. На этой стадииустанавливаются необходимые взаимоотношения, вырабатыва-ются нормы и распределяются целевые роли, необходимые длясуществования группы-лидера, судьи-миротворца и некоторыедругие.

2. Приобретение навыков. Эта стадия, на которой происхо-дит определение форм деятельности, начинается примерно стого момента, когда группе поручают обширную и достаточносложную работу, требующую общего решения.

3. Упрочение. Группа выступает именно как группа. Ролиопределены, выработаны собственные приемы групповой ра-боты и ее характер (методичный, творческий, спонтанный идр.).

4. Разделение на клики — критическая стадия в развитиигрупповых отношений, стадия "отрезвления".В группеэто выражается в проявлениях открытого недовольства, паде-нии желания сотрудничать, взаимной критике ее членов, кон-куренции в сфере влияния, борьбе за власть между кликами иотдельными членами группы, падении производительности иэффективности труда.

5. Внутренняя гармония. На этой стадии происходит выра-ботка общего согласия на достаточно прочной основе общно-сти интересов и жизненных позиций; появляются признаниеценности для группы каждого ее члена как личности и работ-ника, а также осознание ценности группы в организации и ееположительных сторон; возрастает стабильность группы

6. Дробление — разрушение группы наступает вследствие су-ществования неразрешенных проблем

14. Характеристики группы. Групповые роли. Преимущества и недостатки групповой работы.

Основной проблемой управления группами и групповым вза-имодействием является определение оптимального сочетаниягрупповых и организационных интересов, при котором факторытруда, мотивирующие группы, будут наиболее действенными.

Размер. По данным статистических исследований, оптималь-ное число членов группы — 5 человек; для собраний и совеща-ний — в среднем 8 человек; наиболее точные решения прини-маются группой численностью 5—11 человек

Состав группы. Здесь каждым оценивается степень сходстваличностей, точек зрения и подходов к решению проблем. Дляформальных групп эффективным будет назначение в них непо-хожих, дополняющих друг друга людей, особенно с абстрактными практическим (конкретным) мышлением.

Групповые нормы являются самым сильным фактором вли-яния на человека, принадлежащего к определенной группе,особенно неформальной. Только при условии согласованиясвоего поведения с нормами группы личность может рассчи-тывать на ее поддержку и признание, а также на принадлеж-ность к группе.

Сплоченность — это мера тяготения членов группы друг кдругу и к группе в целом. Крепко сплоченная группа работаетэффективнее других, в ней меньше проблем в общении и меж-личностных отношениях,

Групповое единомыслие — это тенденция подавления отдель-ной личностью своих действительных взглядов, с тем чтобы ненарушать групповой гармонии.

Конфликтность. Различия во мнениях приводят к повыше-нию эффективности решения задач группой, но и одновре-менно к повышению конфликтности жизни группы.

15. Роль групп в организации. Групповая структура: формальная и неформальная.

Все командные и рабочие группы, а также комитеты должны эффективно работать - как единый слаженный коллектив. Теперь уже нет необходимости доказывать, что эффективное управление каждой формальной группой внутри организации имеет решающее значение. Эти взаимозависимые группы представляют собой блоки, образующие организацию как систему. Организация в целом сможет эффективно выполнить свои глобальные задачи только при условии, что задачи каждого из ее структурных подразделений определены таким образом, чтобы обеспечивать деятельность друг друга. Кроме того, группа в целом влияет на поведение отдельной личности. Таким образом, чем лучше понимает руководитель, что же представляет собой группа и факторы ее эффективности, и чем лучше он владеет искусством эффективного управления группой, тем больше вероятности, что он сможет повысить производительность труда этого подразделения и организации в целом.

Формальные группы. Под формальными будем понимать группы в организации, сознательно созданные для достижения коллективных целей организации. Данные группы осуществляют формальные функции, такие, как выполнение конкретных работ, генерирование идей, поддержание связей и т.д., что содействует достижению целей организации.

Неформальные группы. Как уже отмечалось, в формальной структуре любой организации существуют неформальные группы. Эти группы основаны преимущественно на межличностных отношениях, удовлетворении (или неудовлетворении) психологических и социальных потребностей, не связанных с формальными целями и задачами.

Члены неформальной группы обычно выдвигают собственного лидера, который имеет неформальную власть только в пределах данной группы. Как правило, неформальный лидер отражает установки и ценности членов группы, помогает разрешать конфликты, ведет группу к достижению целей, устанавливает связи вне группы и использует их, что способствует адаптации группы в условиях организации. Неформальный лидер часто меняется в зависимости от ситуации.

16. Формальные и неформальные группы. Команда.

Организация любого масштаба состоит из разного количе-ства групп. Те из них. которые создаются ее администрацией(властными структурами), являются формальными. Существует три типа формальных групп [73]:

1. Группы руководителя — одна или несколько (в зависимос-ти от численности персонала и масштаба задач) командныхсоподчиненных групп, состоящих из руководителя и его под-чиненных — специалистов любого ранга. Этот тип групп при-знан в мировой практике управления самой эффективной фор-мой управления за последние 10 лет.

2. Производственные группы создаются временно для дости-жения определенных целей (т. е. носят строго целевой харак-тер), имеют определенную самостоятельность в планированиии осуществлении своей деятельности. За эффективную деятель-ность они, как правило, получают дополнительные льготы илипремии (см. гл. 7).

3. Комитеты — выборные группы для решения спорных воп-росов или проблем и координации определенных видов дея-тельности. Существование комитетов более эффективно в круп-ных организациях.

Неформальные группы — это спонтанно образовавшиесягруппы людей, которые вступают в регулярное взаимодействиедля достижения общих целей. Такие группы более динамичны, чем формальные, имеют тенденцию к объединению в сеть иявляются важнейшими каналами передачи информации в орга-низации.

Неформальные группы, как и формальные, характеризуют-ся иерархией, но не жесткой и не связанной с делегированиемполномочий. Эта иерархия определяется ролями членов груп-пы, которые они выбирают на начальных стадиях ее развития.

Есть в группе лидеры, цели, задачи, нормы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: