1) формы, ориентированные на ученика:
- индивидуальная работа с обучающей системой;
- создание и использование на уроках презентаций;
- моделирование - использование готовых моделей и разработка новых;
- сбор информации в Internet;
- игровые формы, конкурсы, викторины;
- проектный метод работы;
- автоматические системы тестирования;
- коммуникации (преподаватели, друзья);
- собственное информационное пространство;
2) формы, ориентированные на учителя:
- создание с помощью Microsoft Office и использование средств организации деятельности (учет успеваемости, учет учебной и внеучебной деятельности учащихся);
- использование инструментальных учебных программ;
- участие в телеконференциях, чатах и форумах;
- использование Web-технологии.
Использование КСО в учебном процессе способствует:
- росту качества обучения;
- снижению затрат на организацию и проведение учебных мероприятий;
- перераспределению нагрузки преподавателей с рутинной на творческую деятельность (решение научно-исследовательских и методических задач, создание учебно-методических пособий, подготовку нестандартных учебных заданий, индивидуальную работу с обучающимися и др.);
|
|
- повышению оперативности обеспечения учебного процесса учебно-методическими средствами при изменении структуры и содержания обучения (открытии новых специальностей, постановке новых курсов и т. д.).
3 ВОПРОС Психолого-педагогические теории применения компьютеров в обучении
Компьютерное обучение является методической системой, позволяющей рассматривать учащегося не как объект, а как субъект обучения, а компьютер ‑ как средство обучения. Обучающийся переходит в новую категорию потому, что по форме компьютерное обучение является индивидуальным, самостоятельным, но осуществляется по общей методике, реализованной в обучающей программе.
Компьютер как средство обучения является беспрецедентным в истории педагогики, в силу того, что объединяет в себе как средство, инструмент обучения, так и субъект - учителя.
Изменение ролевой обстановки ведет к значительному пересмотру теории обучения, тем не менее центральной фигурой обучения и воспитания учащихся является педагог, а вся учебно - воспитательная среда (в том числе компьютеры, другие дидактические средства) выполняет роль инструментов в воздействии педагога (преподавателя, мастера) на учащихся.
Организация процесса общения
В условиях компьютерного обучения решающая роль в определении того, когда следует прервать диалог, а когда продолжить, должна принадлежать обучающемуся. Он должен иметь возможность в любой момент «выйти» из диалога и инициировать его, обратившись к системе с вопросом.
|
|
Разработка и применение таких моделей требуют решения ряда психологических проблем. Первая среди них ‑ определить, какие особенности обучающихся принимать во внимание. Наиболее плодотворным путем решения этой проблемы является построение нормативной модели той деятельности, которую мы хотим спроектировать, а также четкое выделение тех психических процессов, свойств, качеств личности, которые входят в отдаленные учебные цели.
4 ВОПРОС Обучение с компьютером как процесс управления познавательной деятельностью: основные понятия общей теории управления; модели обучения с компьютером
Управляющий объект создаёт последовательность воздействий для достижения цели управления. Управление невозможно без знания результата каждого из воздействий. Для получения информации о результате воздействия используется обратная связь.
Сущность обратной связи заключается в измерении характеристик управляемого объекта после очередного воздействия и передачи ин-формации управляющему объекту.
В настоящее время основными функциями обратной связи считаются:
‑ информирование обучающегося о допущенной ошибке;
‑ оказание помощи обучающемуся для ее устранения;
‑ повышение мотивации обучающихся с помощью оценочных суждений о результатах его деятельности.
Традиционно методика работы педагога направлена на обеспечение его непосредственного контакта с обучающимися, формирование у них знаний, умений, навыков.
Психологическая структура компьютеризированного занятия имеет вид:
управление вниманием обучающихся на занятии
2) раскрытие смысла предстоящей деятельности
3) актуализация мотивационных состояний;
4) совместное с учащимися целеполагание: формулирование проблемы, целей предстоящей деятельности;
5) формирование системы учебных действий (планирующие, ориентировочные, исполнительские);
6) формирование способов контроля своих действий;
7) формирование самооценки, отношения к процессу и результату деятельности.