Референтная, она же целевая
И все-таки прежде всего мы пишем для себя. Редкий копирайтер не попытается обратиться «заодно» к друзьям и родственникам, протащить контрабандой на экран шутку из домашнего обихода, милую двусмыслицу, понятную лишь избранным. Таким образом, помимо аудитории, обозначенной заказчиком, пишущий имеет в виду и собственную референтную группу.
Некоторые хулиганствующие копирайтеры особо балуют своих личных зрителей: мне удалось, в частности, упомянуть в одном 30-секунднике шестерых знакомых барышень и запустить в эфир слоган, который в переводе на французский язык звучал совершенно неприлично, чтобы повеселить коллег-француженок.
Однажды я придумала ролик про своего папу, то есть ролик, как водится, был про шоколад (через мои руки прошло в общей сложности шесть марок шоколада, и с тех пор я его не ем), но лирический герой был точь-в-точь мой папа: у него была жена и две взрослые дочери, которые без конца спорили, у кого талия тоньше, страшно утомляя главу семейства.
Единственное различие состояло в том, что персонаж ролика находил утешение в шоколаде, а мой папа этот продукт терпеть не может, но после длинной череды кошачьих кормов и специфически женских товаров это была первая возможность порадовать отца.
Ролик быстро получил одобрение клиента и был запущен в производство. Однако к моменту его выхода я перешла в другое хорошее агентство, и шлифовкой занимался мой бывший коллега. Он привнес в эту историю много личного, в частности свою безответную любовь к чужой жене, у которой были сыновья-погодки. Заказчик тоже попался семейный... В итоге на экране герой был уже не папиного, а моего возраста, и ничто в его облике не выдавало интеллектуала-математика, зато его четырехлетние дочери-близняшки, в точном соответствии с первоначальным замыслом, спорили, у кого тоньше талия.
Напоминает историю создания «Героя нашего времени» по версии Хармса... Иван Сергеевич Тургенев был человек пугливый. Место действия он из Сибири перенес на Кавказ, уголовников заменил красивыми девушкам (при чем не они теперь обижали героя, а он их), зачеркнул «Пушкин», написал «Лермонтов», сдал рукопись в печать и отправился спать. Проснулся Тургенев в холодном поту: название-то он переменить забыл. В ту же ночь, не одеваясь, Иван Сергеевич уехал в Баден-Баден.
7.3.
Потребитель - герой: от идеала до пародии. Если в паре «копирайтер - потребитель» диалог зачастую складывается непросто, то отношения в связке «потребитель - рекламный герой», вообще, чрезвычайно сложные и запутанные.
Отсутствие героя
В идеальном случае героя нет вовсе, а на экране мотылек картинно летает по яблоневому саду. Этот вырожденный случай в данном контексте нас не интересует.
Герой - я
Герою показывают якобы его самого. Удачные примеры: незадачливые девушки в роликах «Libresse», прикольные подростки в рекламе «Шока». Часто, впрочем, авторы ролика «не попадают». Беременная женщина не обязана быть дебильно-восторженной и при виде предназначенного ей витамина впадать в экстаз.
Герой - мой идеал
Идеал, наивно понимаемый. «Лоск - вы само обаяние» (заодно вслушайтесь, как дивно это звучит!). Щуплик воспользовался дезодорантом и стал неотразимым суперменом. Моложавая домохозяйка отмывает жирную сковородку, не снимая кружевной накидки и обручального кольца. Впрочем, в этой, не самой выигрышной, рубрике тоже попадаются удачные примеры. Если идеал - не вымышленный герой, а реальная знаменитость, ролик выглядит аппетитнее: Лариса Долина (как воплощенный идеал определенной половозрастной группы) правдоподобна в рекламе витаминного комплекса, а Борис Беккер - в рекламе часов.
Герой - пародия
Приняв за отправную точку героя, можно не подниматься в заоблачные дали, а, напротив, опускаться до разоблачения. Этот прием срабатывает куда чаще. Потребителю демонстрируют его самого, «доведенного до абсурда». Удачные примеры: вульгарные, но обаятельные герои эпопеи «Анкл Бен'с», чрезмерно трудные подростки из роликов «Спрайт». Большинство рекламных кампаний исполнены такого пафоса и самоуважения, такой серьезности и напыщенности, что любой ход в сторону (а тем более вниз) априори выигрышен.
Герой — мое истинное «я»
Чаще всего, желая показать потребителю его самого, создатели ролика выводят на экран героя, чьи объективные характеристики (пол, возраст, социальный статус, семейное положение) соответствуют профилю целевой группы. Можно, однако, пойти по-другому пути и сделать героем не социального, а психологического двойника потребителя. Этот прием представляется мне более интересным и плодотворным. Потребитель будет задет за живое, увидев на экране не буквального себя и не абстрактный идеал, а свое подсознание, близкого по темпераменту героя, который помогает ему самовыразиться. В этом случае ролик не акцентирует внимание на объективных данных, а угадывает и подхватывает настроение, рассказывает потребителю нечто новое о нем самом.
Этот прием мы будем условно называть «создание целевой группы». Удачные примеры - реклама пива «Туборг» (Мой отец хотел бы видеть меня такой, моя мать хотела бы видеть меня такой, мой друг хотел бы видеть меня такой, мой начальник хотел бы видеть меня такой, а на самом деле я...); белья «Триумф» (яркие характерные женские образы, не идеальные, а вполне живые); кроватей «Паскаль Мург» (Вы любите прогулки? Вы иногда плачете в кино? Вам нравится эта кровать?).
Подобная реклама говорит потребителю: ты мне интересен, симпатичен. Банальные кампании, напротив, пытаются пробудить интерес и симпатию потребителя. Не будем банальными!
Образ производителя
Помимо героя в рекламе может фигурировать производитель. Чаще всего речь идет об информативных роликах и текстах. Так, Клаус Хипп, глава одноименной компании, лично гарантирует молодым родителям качество и экологичность своего детского питания. Часто от имени производителя выступает его доверенное лицо - эксперт, например дантист или парикмахер. Все подобные кампании, за редким исключением, тиражируют один и тот же прием: некто авторитетный гарантирует покупателю высокое качество товара. -
В этом случае также возможны альтернативные решения, к которым, увы, прибегают нечасто. Образ производителя можно оживить, преподнести в игровой форме. Удачный пример - рекламная кампания «Макдоналдс»: «А это наш поставщик мяса. Может быть, он неважный скейтбордист, зато он знает толк в мясе. Мы работаем с лучшими поставщиками». Вообще, ярких находок такого рода немного, так что эта область поиска весьма перспективна.
Если с другом буду я
Нередко герой, похожий на типового потребителя, появляется на экране в сопровождении друга. Друг - это, в некотором смысле, тот же герой, но уже миновавший кризисную точку и пришедший к счастливой развязке. Герой и его друг пребывают на разных этапах метафорического пути: первому еще только предстоит встреча с продуктом, и второй с высоты своего опыта наставляет его.
Этот случай особенно интересует нас со стилистической точки зрения. Каким образом друзья будут беседовать между собой на заданную тему?
Задание №55. «Сократ - Гиппократу»
Напишите диалоги для 30-секундных радиороликов на социально значимые темы. Какова целевая группа в каждом из этих случаев? С кем из героев она будет себя ассоциировать?
1) Бивис убеждает Батхеда в пользе безопасного секса.
2) Кролик призывает Винни-Пуха и Пятачка реже смотреть телевизор.
3) Онегин беседует с Татьяной о недолговечности ранних браков.
А в завершение разговора, перекидывая мостик к следующей главе, попробуем побороться за свою аудиторию.