Телеграмма Поверенного в Делах РСФСР в Польше Народному Комиссару Иностранных Дел РСФСР Г. В. Чичерину

3 ноября 1921 г.

Фош ведет в Америке кампанию за интервенцию, именно теперь, против Советской России89. У Гардиига с Фошем была длинная беседа, в течение которой он и его адъютант полковник Доулье развивали мысль, что как политически, так и экономически оздоровление Европы невозможно, пока существует Советская Россия.

Сведения о беседе разосланы французским посольством в Варшаве в редакции для информации.

Оболенский

Печат. по арх.

Соглашение между Правительством Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и Народным Правительством Монголии об установлении дружественных отношений между Россией и Монголией

[5 ноября 1921 г.]

Ввиду того, что все прежние договоры и соглашения, заключенные между бывшим царским правительством России и вынужденным к тому его коварной и захватнической политикой бывшим правительством Автономной Монголии, вследствие создавшегося в обеих странах нового положения утратили свою силу, то ныне Народное Правительство Монголии, с одной стороны, и Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики — с другой, движимые искренними стремлениями к свободному содружеству н сотрудничеству между их обоими соседними народами, решили


вступить с этой целью в переговоры, для чего назначили своими уполномоченными:

Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики — Сергея Ивановича Духовского, Бориса Филипповича Гец

и Народное Правительство Монголии — Данзаиа, Сухэ-Батора, Церен-Доржи, Эрдени Чжонон Ван Ширнин Дам-дина,

каковые после обмена полномочиями, признанных составленными в надлежащей форме и должном порядке, согласились о нижеследующем:

Статья 1

Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики признает Единственным Законным Правительством Монголии Народное Правительство Монголии.

Статья 2

Народное Правительство Монголии признает единственной законной властью России Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики,

Статья 3

Обе Договаривающиеся Стороны взаимно обязуются:

1) не допускать на своей территории образования или пребывания правительств, организаций, групп или отдельных лиц, ставящих своей целью борьбу против другой стороны илн свержение ее правительства и правительств союзных с ней государств, а также не допускать на своей территории мобилизацию или добровольную вербовку как своих граждан, так и граждан иных государств в ряды армий, враждебных другой из Сторон;

2) воспретить, приняв все меры недопущения, ввозить в пункты своей территории и на территорию союзных с ними государств или провозить через них оружие, принадлежащее илн предназначенное каким-либо организациям, борющимся прямо или косвенно против одной из Сторон, и могущее быть использованным им для этой борьбы.

Статья 4

Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики посылает своего Полномочного Представителя в столицу Монголии и своих Консулов в города: Кобдо, Улясутай и Алтан-Булак и в другие, по соглашению с Народным Правительством Монголии.


Статья 5

Народное Правительство Монголии посылает своего Полномочного Представителя в столицу Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, а также своих Консулов в пограничные Округа России, по соглашению с Правительством Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

Статья б

Государственная граница между Россией и Монголией имеет быть установлена Специальной Комиссией, образованной на основании особого Соглашения между Правительством Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и Народным Правительством Монголии, имеющего последовать в возможно ближайшем времени.

Статья 7

Граждане каждой из Договаривающихся Сторон, пребывающие на территории другой Стороны, пользуются правами и несут обязанности наравне с пребывающими там гражданами наиболее благоприятствуемой страны.

Статья 8

Судебная власть каждой из Договаривающихся Сторон будет распространяться как в делах гражданских, так и уголовных, на находящихся на ее территории граждан другой Договаривающейся Стороны, причем Стороны, руководствуясь высокими принципами цивилизации и гуманности, отвергают применение судебными, следственными и иными своими органами каких-либо карательных или следственных мер, причиняющих физическое страдание или унижающих нравственное состояние человека.

Обе Стороны, вместе с тем, признают, что в случае предоставления одной из Сторон гражданам какой-либо третьей страны особых льгот и преимуществ в области уголовной юрисдикции, судебного разбирательства н исполнения судебных решений, эти льготы и преимущества автоматически распространяются и на граждан другой Договаривающейся Стороны.

Статья 9

Граждане обеих Договаривающихся Сторон при ввозе и вывозе нз пределов другой страны товаров, предназначенных для торговли, уплачивают установленные узаконениями


страны пошлины с тем, что таковые не должны превышать пошлин, взимаемых за ввоз и вывоз тех же товаров с граждан наиболее благоприятствуемой страны.

Статья 10

Российское Советское Правительство, идя навстречу мудрым мероприятиям Народного Правительства Монголии в деле организации независимого от захватнических тенденций мирового империализма почтово-телеграфного обмена, необходимого для культурного развития трудящихся масс Монголии, безвозмездно передает в полную собственность Монгольского народа принадлежащие Российской Республике и находящиеся в пределах Монголии здания телеграфных контор с имеющимся в них телеграфным оборудованием.

Статья 11

Принимая во внимание всю важность урегулирования вопросов о почтово-телеграфных сношениях между Россией и Монголией, а также передачи телеграфной корреспонденции транзитом через Монголию, в целях укрепления завязывающихся культурных и экономических взаимоотношений между народами обеих стран, Стороны уславливаются, что по сему предмету будет в возможно скором времени заключено специальное соглашение.

Статья 12

Народное Правительство Монголии заявляет о признании за российскими гражданами, владеющими в Монголии участками земли илн постройками, тех же прав владения, аренды, занятия участков под постройки и о применении тех же способов взыскания налогов, арендной платы и иных платежей и в тех же размерах, какие признаны и применяются или будут признаны и будут применяться в отношении граждан наиболее благоприятствуемого государства.

Статья 13

Настоящее Соглашение, составленное в 2-х экземплярах на русском и монгольском языках, вступает в силу с момента его подписания.


Учпмоно в Москве 5 ноября тысяча девятьсот двадцать мерного года по европейскому летосчислению, а по монгольскому 6 числа Десятой Луны Многими Возведенного Одиннадцатого Года.

С. Духовский Данзан

Б. Гец Сухэ-Батор

Церен-Доржи Эрдени Ширнин Дамдин

Печат. по арх. Опубл. в «Собрании узаконений.» M 77, 24 декабря 1921 г., стр 798— 800.

292. Нота Правительства Дальневосточной Республики Правительству Японии*

6 ноября 1921 г.

Правительство Дальневосточной Республики, несмотря на присутствие японских оккупационных войск на территории Дальневосточной Республики, решило приступить к переговорам с Японским Правительством с целью установить дружеские отношения между Дальневосточной Республикой н Японией н создать возможность мирного сотрудничества между населением обеих стран в деле промышленности и торговли.

При этом Правительство Дальневосточной Республики полагало, что развитие хозяйственной жизии населения Дальневосточной Республики отразится благоприятно и на интересах японской торговли и промышленности.

Начав переговоры в г. Дайрене с представителями Японского Правительства, уполномоченные Дальневосточной Республики сознавали, что основным препятствием к установлению мирного сотрудничества между обоими государствами является присутствие японских войск в Приморской области и в других местах территории Дальневосточной Республики, а также наличие в этих районах враждебных Дальневосточной Республике русских организаций и вооруженных отрядов, неизменно встречающих определенную поддержку со стороны японского военного командования. Правительство Дальневосточной Республики было уверено, что одновременно с началом переговоров о дружбе между Японией и Дальневосточной Республикой в г. Дайрене Японское Правительство приступит к выводу своих войск из пределов Дальневосточной Республики и сделает все необходимое, чтобы враждебные Дальневосточной Республике организации и отряды не могли пользоваться покровительством японских войск и их командования.

* Нота вручена 17 ноября 1921 г. представителю Японии на ДаГфен-ской конференции Мацусима.


Представителями Японского Правительства во время переговоров в г. Дайрене были сделаны соответствующие заявления представителям Дальневосточной Республики о том, что никакой поддержки означенным мятежным организациям со стороны японских военных отрядов и японских властей в будущем оказано не будет. Тем не менее, Правительство Дальневосточной Республики с величайшим сожалением вынуждено констатировать, что это заявление представителей Японского Правительства не было осуществлено на деле.

Правительство Дальневосточной Республики получило целый ряд сообщений, указывающих, что во время переговоров о дружбе и мирной торговле между представителями Дальневосточной Республики и Японией мятежные организации в районе расположения японских войск продолжали пользоваться и прямым, и косвенным содействием японских отрядов и японских властей в своей борьбе против Дальневосточной Республики.

Еще в середине сентября японские военные власти выдали оружие мятежным белогвардейским отрядам, причем в каждом из этих отрядов, при их выступлениях против Дальневосточной Республики, и в их карательных экспедициях против местного населения всегда неизменно принимало участие большее или меньшее число н японских военных чипов, причем иногда японские военные чины превышали численностью своей русских белогвардейцев.

Так, например, нападение на военный пост армии Дальневосточной Республики в селе Вассиановке 15 сентября было произведено 35 военными чинами, из которых 33 были японские чины, а два — переодетые в японскую форму русские военные. 16 сентября в районе Владимиро-Алоксандравска и Сучаиа происходили опять-таки совместные передвижения японских военных чинов с русскими мятежными военными чинами.

Помимо подобных случаев прямой поддержки враждебных Дальневосточной Республике организаций и военных отрядов со стороны японских властей не прекращалось и косвенное содействие им. Организация русских реакционеров, именующаяся правительством Меркулова, продолжает производить распродажи присвоенного ею преступным образом государственного и частного имущества Дальневосточной Республики, находящегося в г. Владивостоке и его районе, причем сделки на покупку этого имущества заключаются японскими фирмами с одобрения японских органов власти.

Возмущенное такими действиями контрреволюционных организаций и отрядов русское население Приморской области пытается защитить свою жизнь и достояние собственными силами. Эта самозащита, принимая форму так называемого

48 J


партизанского движения, зачастую приводит к разрушению имущества Дальневосточной Республики в Приморье и к вооруженным столкновениям в этом районе.

В течение последнего месяца зверские действия русских контрреволюционных организаций, находящихся в районе расположения японских войск, достигают своего апогея. В г. Владивостоке и в окрестностях происходят массовые аресты ни в чем ие повинного мирного населения; арестованные подвергаются истязаниям и пыткам, расстреливаются десятками без всякого суда и следствия; в октябре был зверски убит уполномоченный Дальневосточной Республики гр. Цейтлин, командированный Правительством во Владивосток с целью добиться прекращения происходящих там беззаконий и разрушений.

Ответственность за все эти беззакония и жестокости лежит не только на контрреволюционных организациях Владивостокского района, которые в своих потугах мешать законным властям Дальневосточной Республики доходят до неслыханных зверств и жестокостей.

Косвенным образом эта ответственность падает и на японское военное командование, а также и иа Японское Правительство, которое, продолжая оставлять свои экспедиционные войска на этой территории и оказывая содействие и поддержку контрреволюционным организациям и отрядам иа этой территории, дает возможность последним безнаказанно учинять все указанные насилия над русским населением.

Заявляя обо всем вышеизложенном, Правительство Дальневосточной Республики еще раз протестует против насилий, которые творятся над гражданами Приморской области, и подчеркивает, что возможность пресечь эти насилия и установить порядок в Южном Приморье явится лишь в том случае, если японское военное командование перестанет поддерживать прямо или косвенно действия русских контрреволюционных отрядов и организаций и японские войска будут выведены с территории Дальневосточной Республики. Правительство Дальневосточной Республики полагает, что продолжающиеся в Дайрене переговоры между Дальневосточной Республикой и Японией смогут быть доведены до благоприятного конца и обе договаривающиеся стороны могут заключить соглашение о мирных экономических отношениях лишь при том условии, если произойдет фактический вывод японских войск с территории Дальневосточной Республики, что доказывало бы искренность намерений Японского Правительства по отношению к Дальневосточной Республике.

Министр Иностранных Дел Я. Янсон

Печат. по арх. Опцбл в сборн. «Japanese Intervention in the Russian Far East» pp 164-163.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: