Доклад Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Г. В. Чичерина на II сессии Центрального Исполнительного Комитета СССР 2-го созыва

18 октября 1924 г.

Лето прошлого года было отмечено в нашем международном положении ультиматумом Ксрзоиа*, который явился, несомненно, составной частью шире задуманного плана против Советских республик и иа который можно было смотреть как на начало новой волны 'Интервенции. Ультиматум по времени почти'совпал с выстрелом Конради**, этим ярким проявлением мировой реакции. Параллельно с политикой Керзона Пуанкаре вел в общем и целом политику систематической агрессивности против Советских республик повсюду, где имелись представители французской дипломатии. Нормальные дипломатические отношения у Советского правительства имелись только с лимитрофами, некоторыми восточными государствами и Германией.

С тех пор международное положение Советского правительства значительно изменилось. Полоса признаний Союза ССР началась с торговых переговоров с итальянским правительством, выдвинувшим признание Союза ССР как составную часть торгового договора***. Самый акт признания Союза ССР произошел почти одновременно со стороны Италии и Англии. Две недели спустя нас признала уже Норвегия, а позже — Швеция и Дания, на другом конце Европы — Греция и Албания, иа другом материке —Мексика. Были снова восстановлены отношения с Австрией, признавшей нас еще в Бресте. Восстановление дипломатических сношений с Венгрией еще не утверждено венгерским парламентом72,

* См. т. VI, док. № 172 и стр. 297. ** См. т. VI, док. № 179, 184, 196. *** См. док. № 39.


причем я категорически заявляю, что у нас нет секретных военных договоров ни с Венгрией, ни с кем-либо другим.

В Азии у нас за тот же период были восстановлены сношения с Китаем и начаты с Геджасом. Переговоры с Японией предусматривают и восстановление дипломатических сношений. По всему видно, что недалеко восстановление нормальных отношений с Францией, причем мы согласны только на восстановление нормальных отношений, безусловное, полное, с обменом послами и распространяющееся на всю территорию Союза. Дело заключается для нас не в одарении нас легальным титулом, но в юридической базе для последующих переговоров. Мы не будем мириться с признанием, которое не относилось бы ко всему Союзу без экивоков.

Эта серия признаний служит ярким показателем упрочения международного положения Союза ССР. Его международный вес и влияние сильно выросли; это доказывается стремлением ряда правительств развивать с Союзом ССР дружественные отношения. Такое стремление замечается, например, со стороны Италии.

Параллельно с этим происходит рост внешней торговли Союза ССР и быстро увеличивается количество заключенных им сделок.

Этому активу в нашей международной политике следует противопоставить пассив: падение правительства рабочей партии в Англии вызвано в значительной степени англо-советским договором н сопровождается взрывом враждебных настроений против Союза ССР в английских имущих классах и значительным изменением к худшему тона по отношению к Союзу ССР даже у представителей центра либеральной партии. К пассиву относится начавшееся недавно мировое наступление империализма. Единый фронт буржуазных правительств против Союза ССР, возродившийся за последнее время в связи с усилением империалистических и реакционных тенденций, выразился в форме неудачной грузинской вспышки, искусственно подстроенной западными политическими и экономическими группами и поддержанной имн по мере возможности*. Проявившиеся в связи с этими событиями настроения западных правительств характеризуются по отношению к нам глубокой враждебностью.

Сопоставляя актив и пассив нашего международного положения, можно констатировать его постепенное укрепление, сопровождающееся, однако, колебаниями то в одну, то в другую сторону.

Основным фактором международного положения Союза ССР является его несомненное для всех внутреннее укрепление, консолидация в нем советского строя, его финансовая

* См. док. № 223.


стабилизация, хозяйственные успехи. Уверенность в прочности советского строя заставляет почти все правительства менять отношение к Союзу ССР. Ощущается, по ходячему выражению, «нужда в России» или «тоска по России», т. е. ощущается реальная потребность в экономических сношениях с Союзом ССР и в привлечении его к участию в международной политической жизни. Отсутствие Союза ССР в мировом хозяйстве болезненно ощущается, и раздирающие весь политический мир конфликты заставляют участников последних стремиться к привлечению Союза ССР на свою сторону. Однако одновременно наблюдаются и отрицательные явления, а именно широко распространенное так называемое разочарование по отношению к Союзу ССР. В первый период новой экономической политики в правящих кругах буржуазных государств было распространено убеждение, что это есть осторожное и постепенное возвращение к капитализму. В течение некоторого времени как отдельные капиталисты, так и капиталистические правительства в сношениях с нами нередко исходили из предположения, что Советская Республика близится к превращению в капиталистическое государство. В настоящее время эти надежды похоронены. Это обстоятельство на языке многих западных политиков принимает наименование «радикализации» внутренней и внешней политики Союза ССР. В то же время, в особенности при усилении международного веса Союза ССР, его отрицательное влияние иа проведение корыстных международных комбинаций капиталистических правительств постоянно дает себя чувствовать и ведет к тому, что капиталистические правительства и правящие круги смотрят на Союз ССР с неизменно враждебными чувствами.

Другим чрезвычайно важным и благоприятным фактором наших международных отношений явились тот рост активности масс и то ослабление сопротивляемости общественных верхов, которые в ряде стран выразились в форме так называемых левых блоков, правительств левых партий, а в Анг* лии — правительства рабочей партии. Эти различного типа левые правительства не отличаются устойчивостью. Тем не менее, например, в Англии громадное усиление политической силы рабочей партии остается фактом, несмотря на падение Макдопальда, и дальнейшее усиление рабочей партии в Англии стоит вне всякого сомнения. И в Англии, и в ряде других стран этот факт чрезвычайно благоприятно отражается на их отношении к Союзу ССР. Но вместе с тем па нашем международном положении и на мировом положении вообще отражается неустойчивость правительств этой категории и происходящие в связи с этим постоянные колебания в политике многих правительств.


Третьим чрезвычайно важным фактором международного

положения является постепенное усиление колониальных и полуколониальных народов и их постепенные успехи на пути политического и экономического освобождения. Тесные связи, существовавшие у Советского правительства с народами Востока с самого начала его существования, все больше крепнут н развиваются. Со стороны империалистических мировых центров реакцией против усиления колониальных народов явилось происшедшее широким фронтом наступление на них. Ежедневная политика империалистической дипломатии в этих странах заключается в привлечении на свою сторону общественных верхушек этих народов. Но агрессивная политика империализма против восточных народов и нападения на них скрепляют их дружественные связи с нами. Чем больше империализм дает чувствовать восточным народам свою хищническую природу, тем больше в них развивается тяга к неразрывной и тесной дружбе с Союзом ССР.

Чрезвычайно важным отрицательным фактором мировой политики является империалистический англо-американский блок, которого тяжелая рука чувствуется во всем мире. Это дело рук английских консерваторов, н.о замыслы последних стали в полной мере осуществляться лишь недавно, при правительстве рабочей партии. Последнее до такой степени соблюдало преемственность внешней политики Англии, что сделало возможным осуществление как раз за последний период этого неблагоприятного фактора.

Значительно изменилось за истекший год положение Германии. Конец прошлого года в истории Германии был отмечен так называемой капитуляцией перед Францией в рурском вопросе*, в конечном счете ие осуществившей надежд французского национального блока, но ускорившей создание сплоченного блока капиталистических государств по вопросу об урегулировании положения Германии, а также был отмечен чрезвычайно острым внутренним кризисом. В настоящее время в результате международного вмешательства во внешние и внутренние германские отношения в положении последней достигнута некоторая устойчивость, но ценой потери Германией полноты экономической, а отчасти и политической самостоятельности. Осуществляемый в форме так называемого плана Дауэса международный контроль иад основными отраслями хозяйственной жизни Германии должен сильно отразиться и на самостоятельности ее внешней политики. Империалистические державы обнаруживают намерение при этом посягнуть и на независимость внешних экономических отношений Союза ССР, ио в этом отношении они никогда

* См. т. VI, док. № 71.


не достигнут н,и малейшего успеха, и все их попытки будут нами отряжены самым 'решительным образом.

Дружественные отношения Союза ССР с Германией основываются иа чрезвычайно сильной экономической потребности этих двух государств друг в друге, а также на том политическом факте, что господствующие империалистические державы являются угрозой и для Союза ССР, и для Германии. Наши дружественные отношения с Германией прошли через довольно тяжелые испытания, но благополучно их выдержали. Таким испытанием был налет берлинской полиции на торгпредство 3 мая*, совершившийся без ведома германского министерства иностранных дел, но в тесном контакте с германскими правыми партиями. Это происходило в тот момент, когда ожидалась смена коалиционного правительства консервативным правительством или, по крайней мере, правительством с преобладанием консерваторов. Вряд ли можно утверждать, что самый налет и довольно долго длившееся вслед за тем неурегулированное отношение к нам Германии вызывалось сознательным стремлением угодить Франции и облегчить для себя соглашение с нею, но нет сомнения, что в общественных настроениях в Германии в связи с германо-советским конфликтом неблагоприятную роль играли стремления к западной ориентации и преувеличенные надежды, связанные в то время у значительной части германского общества с планом Дауэса. Роль враждебного фактора по отношению к нам играла и германская социал-демократия.

В начавшихся после налета переговорах главную роль играл вопрос о неприкосновенности торгпредства. Мы считаем, что она незыблемо установлена германо-советским договором 1921 г.** Германское правительство, однако, держалось другого взгляда. Фактически до самого налета 3 мая германское правительство всегда строго соблюдало неприкосновенность не только нашего полпредства, но и торгпредства. Не было поэтому 'немедленной необходимости в уточнении этого вопроса. Между тем факт налета поставил этот вопрос ребром, и его нельзя было больше обходить молчанием. Германское правительство имело в виду сделать этот вопрос объектом переговоров при предстоящем заключении торгового договора с Союзом ССР, и оно потому всячески сопротивлялось немедленному благоприятному для нас разрешению этого вопроса. Между тем мы считаем неприкосновенность торгпредства не только основанной на договоре 1921 г. и на непрерывной практике наших отношений с германским правительством, по и по существу абсолютно необходимой предпосылкой дея-

* См. док. № 119, 126. ** См. т. IV, док. № 72.


тельности НКВТ за границей вообще и в данном случае в Германии. Все это объясняет длительность вызванного налетом конфликта. В первое время германское правительство решительнейшим образом отвергало всякую мысль об официальном признании неприкосновенности торгпредства. Впервые в июне при проезде члена коллегии НКИД т. Коппа через Берлин встретившийся с ним статс-секретарь, т. е. товарищ министра иностранных дел, Мальцан набросал вместе с ним проект соглашения, по которому германское правительство признавало неприкосновенность «торгпредства в собственном смысле слова», т. е. определенной части занимаемого торгпредством здания. После этого, однако, в политике германского правительства в этом вопросе произошел ряд колебаний, и соглашение было достигнуто лишь в конце июля *.

Оно дало нам возможность возобновить работу торгпредства. Разумеется, Советское правительство считает это соглашение недостаточным и в предстоящих торговых переговорах с Германией будет добиваться полной неприкосновенности всего здания, где находится торгпредство. Во время конфликта торгово-промышленные круги Германии по большей части проявляли сильное недовольство конфликтом и благоприятно относились к нашим основным требованиям. И в настоящее время в германских торгово-промышленных кругах имеется сильная тяга к развитию с нами экономических сношений.

Очень сильны, однако, в Германии и западнофильские тенденции, нашедшие себе выражение в стремлении значительной части правящих кругов Германии ко вступлению в Лигу наций. Наше правительство, как известно, считает нынешнюю Лигу наций, с ее нынешней конструкцией и нынешней физиономией, — плохо прикрытой коалицией держав-победительниц, созданной для того, чтобы оберегать их приобретения и завоевания. Распространившиеся за последнее время сообщения о том, что якобы Советское правительство или какие-либо его представители когда-либо заявляли о возможности вступления в нынешнюю Лигу наций, хотя бы вместе с другим государством, относятся всецело к области чистых измышлений. Неоднократно наше правительство заявляло, что считает для себя допустимым лишь участие в периодических конгрессах всех государств мира на основе полного равенства, без 'Искусственно созданного преобладания (некоторых держав и с полным устранением принципа экзекуций и принудительных мероприятий. Это, конечно, не исключает возможности посылки в Лигу наций.наблюдателя. Что же касается тех совершенно недопустимых и нелепых

* См. док. № 195.


заподазриваиий, что мы якобы полемизируем против вхождения Германии в Лигу наций с тем, чтобы самим влезть в нее первыми, то мы дали Германии достаточно доказательств того, что самая возможность таких маневров с нашей стороны исключена, и против этих возмутительных заподазриваиий мы самым резким образом протестуем.

Вступление в нынешнюю Л'игу наций означает, по мнению нашего 'Правительства, отказ от самостоятельной политики и подчинение политике держав Антанты. Так же мы оцениваем и вступление Германии в Лигу наций. Силой вещей Германия после этого может быть вовлечена в комбинации, при которых она окажется противником Союза ССР. В германских правящих кругах нет в этом отношении полного единомыслия, и в связи с имеющейся борьбой мнений по этому вопросу германское правительство в своем обращении к Лиге наций по вопросу о своем вступлении в ее состав выдвинуло ряд условий, сильно затрудняющих ее принятие. Франция, Англия и Бельгия, соглашаясь предоставить Германии место в Совете, требуют, однако, от нее вступления на общих основаниях без постановки особых условий. Таково в данный момент положение этого вопроса.

Как внутри Лиги наций, так и в общей политике несколько более самостоятельную политическую линию по отношению к сильнейшим империалистическим державам ведет Италия, что проявилось со стороны итальянской дипломатии, например, в Пекине и Кабуле. Могущественные экономические интересы связывают ее с Союзом ССР и заставляют обе страны развивать свои экономические сношения. Она избегала ратифицировать протокол о присоединении Бессарабии к Румынии, и когда недавно стали распространяться слухи о готовности итальянского правительства пойти на этот шаг, то было опубликовано официальное опровержение этих сообщений. С другой стороны, все россказни о том, что будто бы у Союза ССР имеется соглашение с Италией против Турции *, являются совершеннейшей ложью и злостной клеветой, ибо наши отношения к Турции, как и к другим восточным народам, базируются на основных принципах нашей политики, совершенно исключающих какие-либо коалиции против них.

Почти одновременно с Италией признала нас Англия. Во время избирательной кампании в широких массах английского народа всякое упоминание о признании Союза ССР н о заключении с ним договора встречало величайший энтузиазм. Приход к власти в сильнейшей мировой державе рабочей партии поставил перед нами новые широчайшие задачи. Рабоче-крестьянское правительство Союза ССР должно было

* См. док. № 227.


попытаться вступить с правительством рабочей партии Англии в теснейшую связь, чтобы совместными усилиями способствовать разрешению больных вопросов, политических и

экономических, тяготеющих на всех народах и лежащих в основе мирового кризиса. В своей вступительной речи при начале аигло-советской конференции* т. Раковскии изложил* широчайшую программу совместного улажения мировых отношений. Когда вслед за тем английское правительство предложило нам пересмотреть не только двусторонние договоры, заключенные между Англией и Россией, но и договоры со многими участниками, в которых Англия и Россия участвовали,— этим создавалась как бы программа, благодаря которой мог произойти пересмотр существующих мировых отношений. Однако правительство Макдональда отклонило наши предложения в этом смысле. Из числа многосторонних договоров оно согласилось рассматривать лишь договоры технического характера. Относительно других оио заявило, что не может ничего сделать без своих союзников.

Желая заключить соглашение с правительством Макдональда, наше правительство ставило себе более широкие цели, чем те, которые заключались в непосредственном объекте переговоров. Наше правительство решило идти на жертвы ради достижения более общей цели вступления Союза ССР и Англии в эру дружественной политики, при соблюдении, конечно, наших принципов международной политики, между прочим, в частности по отношению к народам Востока. Добиться для Союза ССР успокоения извне и прекращения тех постоянных беспокойств, которые связаны с враждебными действиями английской дипломатии, содействовать тем самым общему успокоению в мировых отношениях — такова была более широкая цель, ради которой мы соглашались приносить чрезвычайно серьезные жертвы.

Экономическое соглашение с Англией должно было основываться на сделке, заключающейся в получении нами займа, причем в проценты по этому займу было бы включено погашение той части английских претензий, которые мы согласились бы признать, а наши контрпретензии были бы отсрочены. Эта экономическая сделка рассматривалась нами как базис для широкого соглашения с Англией. К этой основной экономической сделке присоединялся ряд соглашений технического характера — о возобновлении старых договоров, о рыбной ловле, а также торговых договоров.

Мысль о получении Союзом ССР займа, одновременно с погашением которого произошло бы частичное удовлетворение кредиторов, не являлась новой. В 1923 г. ряд выдающихся представителей английских финансовых кругов и даже

* См. док. № 104.


консервативные партии высказывались в пользу такой комбинации. После прихода к власти рабочей партии положение изменилось, и в самый момент начатия англо-советской конференции ряд выдающихся английских банкиров опубликовал знаменитый меморандум чрезвычайно непримиримого характера, требовавший от Союза ССР полной капитуляции в вопросе о долгах и английских претензиях*. Макдональд уже в своей вступительной речи при открытии англо-советской конференции подчеркнул, что будет защищать в отношении Союза ССР интересы английских имущих классов **. В первые месяцы переговоры подвигались чрезвычайно туго. Макдональд и другие министры заявляли, что заем — не их дело, что они умывают руки и предлагают нам вступить в непосредственное соглашение с финансистами и, с другой стороны, с кредиторами. Переговоры с так называемыми держателями займов и представителями банков зашли в тупик, из которого нас вывело согласие английского правительства гарантировать наш заем. В конце июня и в июле положение чрезвычайно резко изменилось к лучшему. В тот момент как английское правительство согласилось дать правительственную гарантию нашему займу, так и переговоры с представителями финансового мира стали открывать довольно благоприятные перспективы возможности соглашения. Так как корпорация так называемых держателей займов, большинство которой не имеет русских займов, оказалась непримиримой, и с ней переговоры были безуспешны, то английское правительство решило вернуться к системе выработки общей принципиальной формулы, устанавливающей содержание соглашения Союза ССР с Англией. Мы на это пошли, и с целью достижения соглашения мы достигли крайних пределов возможных уступок с нашей стороны, причем эти уступки носили компенсационный характер и могут быть применены к другим государствам лишь при прочих равных условиях. После тото как в процессе переговоров произошел.разрыв пю вопросу о бывших частных собственниках, под влиянием усиленного нажима рабочей партии и тред-юнионов английское правительство возобновило с нами переговоры и приняло компромиссную формулу, вследствие чего 8 августа договор был подписан***.

Схема, устанавливаемая договором, заключает в себе три последовательные стадии. Первая стадия есть подписание данного договора, заключающего в себе принципиальное разрешение вопроса и схему дальнейших переговоров. После этого идет вторая стадия, переговоры с держателями займов,

* См. док. № 112 и стр. 218. ** См. стр. 200. *** См. прил. 3.


с претендентами по мелким претензиям и с бывшими частными собственниками, после чего соглашение по этим вопросам оформляется двумя правительствами. Затем наступает третья стадия, т. е. второй договор, в котором объединяется все — и условия займа, и соглашение об английских претензиях, причем тогда же дается английским парламентом разрешение на. правительственную гарантию.

Первый подлежащий разрешению вопрос — это довоенные займы. В изъятие из декрета 1918 г. об аннулировании долгов* мы соглашаемся удовлетворить претензии британских держателей займов. Это относится только к займам, выпущенным в иностранной валюте, т. е. заграничным займам, причем из соглашения устраняются бумаги, перешедшие из неанглийских рук в английские руки после нашего договора 1921 г.** Тут же устанавливается, что английское правительство признает полное удовлетворение нами английских претензий невыполнимым. Выработанные с держателями условия будут оформлены между двумя правительствами, причем английское правительство будет считать условия принятыми держателями займов в том случае, если их примут держатели не менее одной половины стоимости находящихся у британских держателей бумаг этих займов.

Второй вопрос —это отсрочка некоторых категорий претензий. Мы соглашаемся отсрочить рассмотрение наших контрпретензий, а с английской стороны отсрочивается требование по военным займам и по суммам, следуемым от бывших российских правительств британским правительственным ведомствам; мы соглашаемся одновременно отсрочить вопрос о золоте, вывезенном российским правительством в Англию во время мировой войны, и о золоте, переданном нами по дополнительным советско-германским договорам*** после Бреста германскому правительству. Это золото было разделено между государствами Антанты, н в Англии имеется некоторая его часть.

Третий вопрос — это мелкие претензии. Паритетная комиссия рассматривает эти претензии и устанавливает паушальную сумму, которую мы должны будем уплатить Англии, причем английское правительство распределит эту сумму.

Четвертый вопрос — это удовлетворение бывших собственников. В изъятие из декретов о национализации промышленных предприятий и земли мы соглашаемся вступить в переговоры об этом с британскими подданными, причем предварительное рассмотрение претензий производится паритетной

* См. т. I, док. № 60. ** См. т. 111, док. № 344; *** См. т. I, док. № 320.


комиссией, могущей представить совместный доклад или два раздельных доклада. Подчеркиваю, что мы соглашаемся вступить только в переговоры и что о дальнейшем здесь нет речи, так что мы ничем не связаны.

Условия, выработанные держателями довоенных займов, размер и способ уплаты паушальной суммы по мелким претензиям и способ разрешения вопроса о претензиях бывших собственников — все это включается во второй договор. Там же, во втором договоре, устанавливаются размер и условия займа и относящиеся к нему постановления, а также цели, на которые он будет обращен, т. е. какая его часть будет в виде заказов оставлена в Англии. Если даже большая часть его пойдет на это, заказы будут такие, которые не будут вредить нашей промышленности, а поведут к оживлению нашей промышленности и торговли и всей нашей хозяйственной жизни. Договор не вступит в силу, пока парламент не даст разрешения на правительственную гарантию займа. Все это вместе составляет единое неразрывное целое.

Английские претензии таковы. Довоенные займы определяются официальными ведомствами в 39 млн. ф. ст., а в других источниках имеются большие суммы; мелкие претензии составляют 23 млн. ф. ст. Военные займы, по английским подсчетам, составляют 5 373 млн. зол. руб. Что касается национализированной собственности, наши цифры и цифры американского департамента торговли дают только сумму акционерного и облигационного капитала, а именно — по некоторым данным 507 млн. зол. руб., а по другим данным даже меньше 500 млн. Англичане дают общую сумму всех английских претензий по национализации собственности, а именно, 1703 млн. зол. руб., причем эта цифра крайне дутая. Проценты за шесть лет по 6% составят 2816 млн. зол. руб. В общем можно насчитать 10 639 млн. зол. руб. по английским требованиям.

Договор 8 августа был встречен в английском парламенте чрезвычайно резкой оппозицией со стороны консерваторов и части либералов. Макдональд обещал парламенту, что договор будет лежать 21 день на столе парламента. Начавшиеся в этот момент парламентские каникулы характеризовались развитием ожесточеннейшей 'кампании против договора. Со стороны консерваторов эта кампания нооил.а самый резкий, непримиримый и враждебный характер по отношению к нам. Позиция либералов отличалась неясностью и двойственностью. После периода несогласованных выступлений у либералов наконец стала определяться преобладающая линия. Первоначально она состояла в намерении внести поправки в договор и, в частности, отвергнуть правительственную гарантию нашего займа. Либералы не могли не понимать, что это было равносильно отклонению договора, ибо


с устранением правительственной гарантии займа для нас все соглашение теряло цену. После этого ряд влиятельных либеральных деятелей и некоторые либеральные газеты стали выдвигать другие поправки: требование определения со стороны Союза ССР реальных гарантий для займа и контроля со стороны английского парламента над расходованием Союзом ССР полученной суммы займа. Заявления Макдо-нальда в его речи в Дерби указывали на то, что он склонялся к принятию этих поправок. Однако, когда парламент на короткое время собрался, разногласия между правительством Макдональда и либералами оказались чрезвычайно глубокими. Хотя правительство потерпело поражение по вопросу о прекращении им судебного преследования за антимилитаристскую пропаганду против редактора коммунистической газеты Кэмпбелла77, однако центральным вопросом избирательной кампании, несомненно, будет аигло-советский договор. Если бы договор был проведен в жизнь, то получение нами займа имело бы крупное значение не только для нашего, но и для английского хозяйства. Мы не только значительную часть займа употребили бы на заказы в Англии, но мы тем самым в будущем стали бы заказывать машины или их части в Англии. Следующие моменты хозяйственного и общеполитического значения могут быть особенно подчеркнуты в договоре: оживление нашей экономической жизии полученным займом; реакция этого факта на другие страны и, между прочим, обеспечение английского рынка для нашего сырья и нашего сырья для английского рынка и точно так же обеспечение нашего рынка для английских машин; устранение трений из-за 3-мильной зоны в северных территориальных водах*; укрепление нашего государственного и частного кредита на английском денежном рынке; подтверждение со стороны Англии аннулирования договоров, разделяющих восточные государства на сферы влияния; создание возможности устранения трений на Востоке; укрепление международного мира и разрешение целого ряда больных вопросов международной политики. Возвращение консерваторов к власти в обстановке гораздо более обостренной внутренней политической борьбы будет, несомненно, связано с усилением агрессивности английской политики. Политика же либералов отличается двойственностью и недоговоренностью. Если в их теперешней политической линии идти до конца, то в результате получается просто та же политика, как у консерваторов.

Английский кризис, таким образом, может быть началом ряда кризисов мирового масштаба и новых испытаний для

* См. т. V, док. № 90, 115, 278; т. VI, док. № 54, 167, 171, 172 и док № 11§ настоящего тома,


нашей Республики. Это есть образец тех колебаний, которыми характеризуются мировые политические отношения настоящего времени.

Со скандинавскими странами отношения в общем и целом являются налаженными. Советско-норвежская конференция для заключения торгового договора была лишь временно прервана вследствие разногласий по отдельным конкретным вопросам, но есть надежда, что конференцию удастся возобновить и довести до благополучного конца24.

С Польшей можно ожидать улучшения отношений. Мин-индел Скшиньский в связи со слухами о том, будто бы я поеду в Варшаву67, заявил, что спорные вопросы будут разрешаться в переговорах с нашим новым посланником т. Войковым. В случае широкого соглашения с нами польское правительство, несомненно, много выиграет от этого в области торговых возможностей, и Советское правительство выиграет в политическом отношении. Надо, конечно, чтобы прежде всего прекратились такие недопустимые факты, как повторные нападения на наших сотрудников в Варшаве и применение к ним физического насилия, причем эти насильственные акты находятся в связи с действиями некоторых польских властей, и постоянные налеты польских баид на нашу территорию.

По поводу принятой Советом послов Мемельской конвенции25, идущей навстречу интересам и требованиям Литвы, мы должны еще раз заявить, что вопросы, столь близко затрагивающие наши интересы, должны быть разрешены при нашем участии. По существу же конвенции для нас является необходимостью свобода нашего сплава по Неману, причем Мемельское соглашение создает для этого некоторый базис. Мы теперь ведем переписку* для практического осуществления этого нашего требования.

Наши ближайшие соседи с Запада всегда являлись объектом воздействия западных дипломатий, ведших против нас враждебную линию. И в настоящее время нам известно о поддержке, оказываемой западными представителями гарантийному плану союза балтийских государств с Польшей. Мы надеемся, что балтийские государства поймут, что в их же интересах не входить в орбиту западных держав и не участвовать в плане нашего оцепления. Мы знаем, что наиболее дальновидным политикам балтийских государств эта игра справедливо представляется опасной.

Мы хотели бы развития дружественных отношений с

Финляндией, но этому, к сожалению, мешают такие факты,

как последнее выступление в комиссии Лиги наций финлянд-

* ского представителя Энкеля, горячо ратовавшего за вмеша-

* См. док. № 107, 108, 235.


тельство Лиги наций в грузинские дела *, причем его, к сожалению, не дезавуировало финляндское правительство. Несмотря»а некоторый кризис, возникший таким образом между Финляндией и Союзом ССР, мы все же надеемся, что финляндские правящие круги поймут невозможность для них держаться на этой позиции и найдут выход из создавшегося положения. В настоящее время мы знаем о глубоком возмущении, охватившем грузинский народ в связи с политикой Финляндии в этом вопросе. Мои собственные разговоры с грузинскими товарищами здесь на сессии выяснили мне, насколько сильно раздражение против Финляндии в грузинском народе.

Весь Восток представляет в настоящее время одну и ту же картину укрепления и быстрого поступательного развития восточных народов и тщетных попыток воинствующего империализма восстановить над ними свою власть. Обновление Востока идет вперед быстрыми шагами, причем глубокая симпатия и тесная дружба связывают Советский Союз с возрождающимися и борющимися против империализма народами. Обновленная Турция силой вещей вынуждена в новых формах продолжать борьбу против империалистических держав. Конфликт ее с Францией из-за пяти северных турецких уездов Сирии и из-за закрытия католических школ в Турции в результате создания светской школы все еще не разрешен. Конфликт Турции с Англией из-за Мосула принял форму открытых военных действий. Вряд ли рассмотрение мосульского вопроса Лигой наций приведет к прочному результату. Совершенно ясно, что Турция не отдаст составную часть своего народа из-за желания английских и других капиталистов захватить мосульскую нефть. В дружественной нам Персии, в которой буржуазный парламентский строй и модернизация государственного и культурного аппарата постепенно развиваются в тяжелой борьбе с остатками феодальных групп, поддерживаемых империализмом, агенты последнего непрерывно поднимают первобытные племена и феодальных вождей против государственного центра, стараясь таким образом сорвать дело обновления Персии и ее модернизации. С нашей стороны, несмотря на многочисленные препятствия, быстро развиваются экономические связи с Персией. Аналогичная картина наблюдается.и в Афганистане, где эмиру-реформатору приходится вести тяжелую борьбу против реакционного восстания первобытных племен, выдвинувших кандидата на престол в лице приехавшего из Индии принца той же династии, воспитанного и живущего на средства английского правительства. [...]

* См. док. № 223.


Крупнейшим историческим актом было наше соглашение с Китаем от 31 мая.

Напомню о главнейших его постановлениях, полностью восстанавливающих нормальные отношения. Созывается китайско-советская конференция, на которой, между прочим, произойдет аннулирование царских договоров с Китаем и направленных против независимости Китая царских договоров с третьими сторонами. Наши права на КВЖД восстанавливаются. Правление назначается паритетное, в контрольной комиссии наше преобладание, и управляющий назначается наш. Мы допускаем досрочный выкуп Китайской железной дороги *, ню только на национальные китайские средства. От контрибуции по боксерскому делу мы отказываемся, причем эти суммы идут на улучшение просвещения в Китае, и ими будет распоряжаться комиссия трех при нашем участии и с требованием единогласных решений. Нам возвращаются дома и имущество российских представительств. Монголия признается находящейся под суверенитетом Китая, причем надо заметить, что мы всегда заявляли, что рассматриваем Монголию как вполне автономную и вполне самоопределяющуюся в пределах Китайской республики46. В связи с этим на будущей конференции будут определены сроки и условия вывода наших войск из Монголии.

Осуществление этого соглашения происходит постепенно: 20 сентября состоялось соглашение с генерал-губернатором Маньчжурии Чжаю Цзо-л:и,нем о проведении а жизнь пекинского соглашения, в частности относительно восстановления наших прав на Восточно-Китайской железной дороге **. От дипломатического корпуса наконец без всяких условий получено обратно здание российской миссии в Пекине. Главной силой, преодолевающей все попытки сопротивления со стороны иностранных дипломатов и поддающихся их влиянию китайских правящих кругов, является растущее с каждым днем движение национального возрождения китайского народа, усматривающего неизменного и искреннего друга в лице нашего Союза. Советско-китайская дружба стала уже теперь крупным фактором международной политики.

Мы надеемся, что недалеко уже соглашение также и с Японией. Единственным разделяющим нас вопросом остается улажение спора о том, какое количество нефтн и угля Япония получит на Северном Сахалине после его эвакуации. Мы считаем невозможным отдать все естественные богатства этого края Японии. Сепаратные интересы тех или других фирм и их участников все еще оказывают сильное влияние на некоторые части японских правящих кругов. Мы надеемся,

* Имеется в виду КВЖД. ** См. док. № 222.


однако, что японское правительство наконец поймет громадную важность и даже необходимость соглашения с Союзом ССР и в то же время сознает невозможность для Союза ССР отказаться от всех естественных богатств Северного Сахалина.

На Востоке еще больше, чем на Западе, общей характеристикой настоящего периода в наших международных отношениях является быстрое укрепление нашего международного положения, сопровождаемое, однако, постоянными колебаниями то в одну, то в другую сторону.

Ежедневной тяжелой работой и борьбой мы преодолеваем препятствия за препятствиями, и как общий результат мы можем констатировать: мы идем вперед. (Аплодис-м е н т ы.)

Лечат, по кн. «2 сессия ЦИК СССР 2 созыва. Стенографический отчет», М-, 1924, стр. 61—76.

238. Резолюция II сессии Центрального Исполнительного Комитета СССР 2-го созыва по докладу Народного Комиссара Иностранных Дел СССР о внешней политике СССР

19 октября 1924 г.

Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР на II сессии 2-го созыва, заслушав доклад Народного Комиссара по Иностранным Делам об иностранной политике Союза ССР, одобряет деятельность Народного Комиссариата по Иностранным Делам, направленную на упрочение мира и укрепление международного положения Союза ССР, и в частности по оформлению нормальных отношений с государствами Запада и Востока. Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР ожидает благоприятного завершения переговоров с Японией в близком будущем и восстановления дипломатических отношений с Францией на базе безусловного признания Союза ССР.

Горячо приветствуя урегулирование отношений Союза ССР с китайским народом, закрепление с ним дружественных сношений и восстановление прав Союза ССР на Китайско-Восточную ж. д., Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР особенно подчеркивает важность для Союза ССР развития и углубления его дружбы с народами Востока.

Одобряя деятельность Народного Комиссариата по Иностранным Делам и советской делегации по переговорам с Англией, и в частности по выработке англо-советского договора, Центральный Исполнительный Комитет поручает Народному Комиссариату по Иностранным Делам в дальнейшем исходить из того, что подписанный договор является


пределом уступок со стороны Союза ССР, на которые Советское правительство пошло именно потому, что имело дело с правительством, связанным с рабочим классом Англии.

Ввиду создавшегося в Англии правительственного кризиса Центральный Исполнительный Комитет постановляет: отложить вопрос об утверждении англо-советского договора и передать его в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.

Центральный Исполнительный Комитет поручает Народному Комиссариату по Иностранным Делам продолжать деятельность, направленную к расширению связи Союза ССР и к упрочению его мирных отношений с другими государствами, содействию всеобщему миру и к предотвращению угрожающих человечеству конфликтов, оказывая неизменный отпор всем посягательствам на безопасность Республики и завоеваний революции, опирающимся на продолжающееся враждебное отношение к Союзу ССР со стороны могущественных буржуазных групп.

Председатель ЦИК Союза ССР

М. Калинин

Секретарь ЦИК Союза ССР А. Енукидзе

Лечат, по «Собранию законов...», отд. I, M 19, 24 ноября 1924 г., стр. 251—252.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: