Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Представителю СССР в Чехословакии В. А. Антонову-Овсеенко

20 октября 1924 г.

Сообщаю, что в дебатах по докладу о внешней политике на сессии ЦИК я высказался о Бенеше *. Его и Масарика отношение к нам не изменилось. Он рассчитывает иа восстановление у нас буржуазного строя и готовит к этому моменту государственных людей из белогвардейцев. Бенеш жертвует интересами чехословацкой промышленности ради любви к эсерам. Мы многократно пытались его убедить улучшить отношения, но тщетно. Он кормит и обучает государственных преступников, как бы содержит притон таковых.

Чичерин

Печат. по арх.

* Имеется в виду заключительное слово Г. В. Чичерина на II сессии ЦИК СССР 20 октября 1924 г.


240. Нота Полномочного Представителя СССР в Китае Посланнику Японии в Китае Иосидзава

21 октября 1924 г.

Господин Министр,

6 октября я имел честь в соответствии с инструкциями моего Правительства информировать Ваше Превосходительство о тех уступках, которые были сделаны моим Правительством, желающим привести к удовлетворительному результату переговоры по восстановлению отношений между Союзом и Японией.

После продолжительного обсуждения было признано необходимым в связи с этим новым предложением Союза запросить инструкции из Токио, и Ваше Превосходительство проявило любезность, пообещав сделать это в тот же вечер или при первом удобном случае. Однако после последнего заседания конференции прошло две недели, и, видимо, инструкций из Токио пока нет, и, таким образом, мы не можем дальше вести наши переговоры.

Поскольку я заинтересован в успешном исходе переговоров, которые важны для обеих сторон, настоящим имею честь просить Ваше Превосходительство уведомить меня, когда мы можем ожидать получения этих инструкций, с тем чтобы работа конференции могла быть продолжена.

Я не могу не отметить, что теперь, когда наши точки зрения так сблизились почти по всем вопросам н когда еще окончательно не утеряна надежда иа соглашение также и по вопросу о размере концессий, которые Япония желает получить на Северном Сахалине, было бы весьма печально, если бы чисто технические моменты, как, например, задержка получения инструкций, усложнили нашу работу. Я 'имею в виду то осложнение, которое может возникнуть в связи с японским заявлением ю том, что с приближением зимы возможность эвакуации японскими войсками Северного Сахалина затрудняется •вследств'ие климатических условий.

Одновременно я имею честь просить Ваше Превосходительство сообщить ответ Яновского Правительства на вопрос, поставленный мною в октябре согласно инструкциям Правительства Союза, а.именно к какому сроку, по мнению Японского Правительства, 'климатические условия позволяют вывести японские войска с Сахалина? Как я имел честь заявить Вам, г. Посланник, жг заседании 3 октября, этот вопрос имеет огромное значение для -советско-японских переговоров.

Пользуюсь случаем возобновить Вашему Превосходительству, господин Посланник, заверения в моем высоком уважении.

Карахан

Печет, по арх. Опубл. в газ. «Известия» Л* 243 (2279), 23 октября 1924 г.


241. Нота Временного Повереииого в Делах СССР в Персии Министру Иностранных Дел Персии Мошар-оль-Мольку

23 октября 1924 г. № 3734

Господин Министр,

Получаемые в последние дни сообщения от соответствующих властей о появлении саранчи в пограничной с Туркестанской Советской Республикой полосе на персидской территории вынуждают меня просить соблаговолить ускорить ответ на йоту 'Полномочного Представителя г. Шумяцкопо от 17 июля с. г. за № 1764 и яддашты * Полномочного Представительства от 24 июля с. г. за № 1816 и от 31 августа с. г. за № 3148 касательно совместного проведения противосаран-човых работ на означенной территории78.

Вместе с тем имею честь при сем препроводить Вам план предположенной работы и смету, составленные Управлением сельского хозяйства Народного комиссариата земледелия РСФСР, от орючной реализации которых зашоит экономическое благосостояние в пограничной полосе.

Громадной важности результаты означенных работ были в достаточной мере выявлены проведенной противосаранчо-вой кампанией в текущем году на территориях Персии и АзССР, подробную справку Народного комиссариата земледелия РСФСР о которой имею честь препроводить при сем79.

Пользуюсь случаем, чтобы выразить, господии Министр, мое глубокое к Вам уважение.

Приложения: Упомянутые **

Поверенный в Делах Апресов

Печат. по арх.

242. Нота Повереииого в Делах СССР в Великобритании Премьер-Министру и Министру Иностранных Дел

Великобритании Макдональду

25 октября 1924 г. № ХР/8270

Сэр,

Я получил ноту Министерства Иностранных Дел от 24 октября за подписью г. Дж. Д. Грегори, на которую я имею честь ответить следующее:

В прошлом году после урегулирования имевшего место в мае дипломатического конфликта представитель Правительства Советского Союза в Лондоне и Министерство Ино-

* •— ноты (перс). ** Не публикуются.


странных Дел условились о том, что в интересах укрепления дружественных отношений между нашими странами обе стороны будут стараться улаживать любые инциденты, которые могли бы возникнуть, путем прямых переговоров, прибегая к обмену нотами только в том случае, если бы этот дружественный метод оказался недостаточным, чтобы достичь благоприятных результатов*. После моего прибытия в Лондон в Министерстве Иностранных Дел мне лично подтвердили, что в будущем мы будем придерживаться этой целесообразной практики, которая устранит могущие быть избегнутыми недоразумения и помешает возникновению конфликтов в будущем. Соблюдая это правило, мы были в состоянии ликвидировать дружественным путем ряд инцидентов, затрагивающих обе страны. В качестве примера я хочу упомянуть тот факт, что мое Правительство не прибегло к открытому протесту и не стало создавать конфликт в связи с чрезвычайно важным инцидентом, затрагивавшим наиболее жизненные интересы Союза и возникшим в результате заявления, сделанного представителем Британского Правительства профессором Джильбертом Мэрреем на конференции Лиги наций80, заявления, которое находилось в противоречии с нашими прошлогодними соглашениями и с постановлением новых договоров от 8 августа с. г. **', касающимся невмешательства в.наши внутренние дела, и которое явно шло вразрез с нотой Британского Правительства о признании Советского Союза ***.

2. К моему великому сожалению, полученная мною вчера вечером йота, в которой Министерство Иностранных Дел выдвигает совершенно необоснованные обвинения против Советского Правительства в тот момент, когда британское общественное мнение всецело занято вопросами об англосоветских договорах и будущих отношений между Великобританией и Советским Союзом, является неожиданным нарушением того метода, в отношении которого мы достигли взаимного соглашения.

3. Что касается вопроса, поднятого в ноте г. Грегори, то я заявляю самым категорическим образом, что приложенное к ней обращение является грубым подлогом и дерзкой попыткой помешать развитию дружественных отношений между нашими странами. Если бы вместо того, чтобы отступать от установившейся практики, Министерство Иностранных Дел сначала обратилось ко мне за разъяснениями, то было бы нетрудно убедить его, что оио оказалось жертвой обмана со стороны врагов Советского Союза. Не только содержание, но

* См. т. VI, док. № 172, 194. ** См. прил. 3, 4. *** См, док. № 30.


также заголовок и подпись на документе определенно доказывают, что он является делом рук злобных людей, не вполне знакомых с организацией Коммунистического Интернационала. В циркулярах Коммунистического Интернационала (которые можно найти в печати, потому что его деятельность не является тайной) он никогда не называется «Ш Коммунистическим Интернационалом» по той простой причине, что никогда не существовало I илн II Коммунистического Интернационала. Подпись также является грубым подлогом. Г-н Зиновьев значится там подписавшимся как «Председатель Президиума Исполнительного Комитета Коммунистического Интернационала», тогда как в действительности он является и официально всегда подписывается как «Председатель Исполнительного Комитета». Более того, все содержание документа является, с точки зрения коммуниста, нагромождением нелепостей, рассчитанных только на то, чтобы поднять английскую общественность против Советского Союза, и на то, чтобы свести на нет усилия, предпринятые обеими странами для установления прочных и дружественных взаимоотношений.

4. Очевидная подложность этого документа избавляет меня от необходимости отвечать на сделанные из него в Министерстве Иностранных Дел выводы по вопросу об ответственности Советского Правительства за деятельность Коммунистического Интернационала, поскольку выводы основаны на предположении, что документ является подлинным.

5. Я категорически протестую против использования подложных документов против Советского Союза, а также против нарушения взаимно нами установленного метода рассмотрения всех инцидентов, которые могут возникать между нашими Странами.

В то же время я выражаю уверенность, что Британское Правительство предпримет необходимые шаги для установления авторов этой злобной попытки создать конфликт между нашими Правительствами. Такое расследование обеспечит возможность предотвратить повторение подобных 'инцидентов в будущем.

Имею честь, сэр, и пр.

Поверенный в Делах СССР в Великобритании

Лечат, по арх. Опубл. в газ. «Известия» M 247 (2282), 28 октября 1924 г.

В упоминаемой ноте заведующего северным департаментом министерства иностранных дел Великобритании Грегори от 24 октября 1924 г. № Н8105/108/38 на имя поверенного в делах СССР в Великобритании говорилось:


«Сэр,

Имею честь обратить Ваше внимание на прилагаемую копию письма от 15 сентября81, полученного Центральным Комитетом Британской Коммунистической партии от Президиума Исполнительного Комитета Коммунистического Интернационала за подписью его председателя г. Зиновьева. Письмо содержит инструкции британским подданным вести работу с целью насильственного ниспровержения существующего строя Великобритании, а также вести подрывную деятельность в вооруженных силах Его Величества в качестве средства для достижения указанной цели.

2. Мой долг уведомить Вас, что Правительство Его Величества не может допустить этой пропаганды и должно рассматривать ее как прямое вмешательство извне во внутренние дела Великобритании.

3. Всякий, кто знаком с организацией и связями Коммунистического Интернационала, не может сомневаться в его тесной связи и контакте с Советским Правительством. Никакое правительство не может терпеть такого положения во взаимоотношениях с иностранным правительством, с которым оно поддерживает нормальные, официальные дипломатические отношения, когда пропагандистская организация, непосредственно связанная с этим иностранным правительством, побуждает подданных данного правительства и даже приказывает им устраивать заговоры и подготовлять революцию для его ниспровержения. Такой образ действий является не только серьезным отступлением от норм международного общения, но и нарушением особых и торжественных обязательств, неоднократно дававшихся Правительству Его Величества.

4. Всего лишь 4 июня прошлого года Советское Правительство заключило следующее торжественное соглашение с Правительством Его Величества:

«Советское Правительство обязывается не поддерживать ни финансовыми средствами, ни каким-либо другим способом лиц, агентства, организации или учреждения, целью которых является распространение недовольства или поощрение мятежа в какой-либо части Британской империи.., а также обязать всех своих чиновников и официальных лиц к полному и неослабному соблюдению всех этих условий» *.

5. Кроме того, в договор, который недавно был заключен между Правительством Его Величества и вашим Правительством, была включена особая статья, предусматривающая добросовестное выполнение подобного обязательства, которое является важным для существования добрых и дружественных отношений между обеими странами. Правительство Его Величества полагает, что такие обязательства должны выполняться, следуя не только их букве, но и духу, и оно не может согласиться с мнением, что в то время как Советское Правительство принимает на себя обязательства, некой политической организации, столь же мощной, как и само Советское Правительство, может быть разрешено вести и поддерживать денежными средствами пропаганду, которая является прямым нарушением официального соглашения. Советское Правительство либо имеет, либо не имеет полномочия заключать такие соглашения. Если оно имеет такие полномочия, то его обязанностью является выполнять их и следить за тем, чтобы другие договаривающиеся с ним стороны не были введены в заблуждение. Если же оно не имеет таких полномочий и если ответственность, которая в других странах принадлежит государству, находится в России в руках частных и безответственных организаций, то Советскому Правительству не следует заключать соглашения, которые оно заведомо не может выполнять.

6. Я буду Вам обязан, если Вы будете так добры безотлагательно сообщить мне соображения вашего Правительства по данному вопросу».

• См. т. VI, док. m 194 и стр. 330.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: