Нота Народного Комиссариата Иностранных Дел СССР Представительству Чехословакии в СССР 5 страница

Германия

Отчетный год характеризуется оживлением советско-германских отношений. Подписанный в Москве 12 октября 1925 г. хозяйственный договор ****, состоящий нз 7 отдельных

* См. док ЛЬ 211, 228. ** См. стр 383. *** См, док. Я? 228 **** См, т. VIII, док. Л«342.


соглашений, охватывающих разнообразные стороны народного хозяйства обеих стран, был ратифицирован, и обмен ратификационными грамотами состоялся II февраля 1926 г.; 12 марта 1926 г. договор вступил в силу. С введением в действие этого договора потеряло силу соглашение от 6 мая 1021 г.*. Это потребовало урегулирования вопроса о курьерской дипломатической связи между СССР и Германией путем особого соглашения, что было достигнуто обменом йотами от 7 июня 1926 г.

В течение отчетного периода, экономические взаимоотношения между обеими странами успешно развивались также потому, что германское правительство учло целесообразность и необходимость предоставления кредитов хозяйственным организациям СССР, В октябре 1925 г, «Дейче банк» подписал договор с торгпредством о предоставлении последнему краткосрочных кредитов, Эта мера оказалась, вполне понятно, далеко не достаточной для широкого развития экономических связей между народным хозяйством СССР и Германии, С начали 1926 г. было приступлено к переговорам о более широком кредитовании Германией ее экспорта в СССР, Соглашение по этому вопросу было достигнуто в апреле. По этому соглашению гарантию 35% общего кредита в 300 млн, марок взяло на себя имперское правительство, 25% ~- местные республиканские правительства, остальные 40% — поставщики при посредстве своих банков. Осуществление этого соглашения было, однако, на время задержано, так как банки замяли непримиримую позицию по вопросу о величине учетного процента. Банки, однако, уступили, я 27 июля соглашение было закреплено, а размер учетного процента был поставлен в зависимость от общенмперского с надбавкой 1% и 1,9% комиссии**.

На основе этого соглашения в течение всей второй половины истекшего года происходила сдача заказов СССР германским фирмам.

Расширение экономических связей было в течение этого года дополнено укреплением политических отношении. 24 апреля 1926 г. в Берлине состоялось подписание политического договор«между Германией и СССР о дружбе н нейтралитете. Договор состоит из четырех статей, и к нему приложены ноты, содержащие, в частности, германское толкование ст. 16 и 17 устава Лиги нации, Исходной позицией этого договора является подтверждение Рапалльекого договора от |6 апрели 1922 г.*** как основы взаимоотношений между сторонами и заявление об обоюдном намерении *:и впредь "поддерживать дружественный контакт с целью достижения согласования

* См т, IV. леж № 72

** См док,\? 195, 207,

*** См. т. V, док, К« 121.

6Ё0


всех вопросов политического [и экономического] свойства, касающихся одинаково обеих стран» (ст. I). Предмет договора; а) взаимное обязательство нейтралитета—обязательство это имеет в виду случаи нападения на одну из договаривающихся сторон третьей державы или нескольких третьих держав, несмотря на миролюбивое поведение подвергшейся нападению стороны; б) как в случае такого нападения, так и вообще во всех случаях образования против одной из договаривающихся сторон коалиции третьих держав е целью подвергнуть ее финансовому или экономическому бойкоту, другая сторона не

имеет права примкнуть к такому бойкоту. Срок договора-.....-

5 лет с обязательством сторон к этому моменту согласовать «дальнейшие формы своих политических взлимоотношений». В особом обмене нотами * констатируется обязательство Германии противодействовать агрессивным против СССР стремлениям Лиги наций. В частности, относительно ст. 16 и 17 статута Лиги наций зафиксировано германское заявление о неучастии ее во всяком случае в тех направленных против СССР санкциях Лиги наций, которые оказались бы основанными на несправедливом обвинении СССР в агрессивности его действий, и подтверждено ограничительное толкование обязательства Германии участвовать в этих санкциях, состоявшееся при подписании Локариского договора {нотой на имя германской делегации прочие участники Локарнекой конференции заявили, что это участие обязательно для каждого государства— участника Лиги наций лишь'в той мере» в какой это совместимо с его военным и географическим положением), В этом же обмене ногами констатируется нелесообрм'нюсть немедленно приступить к переговорам о заключении договора о мирном разрешении конфликтов, могущих возникнуть между сторонами,

Г р е ц и я

Наши отношении, с Грецией в истекшем году, благодаря главным образом объективным обстоятельствам, связанным с внутренней политической жизнью Греции, развивались медленно. 23 июня 1926 г, было, например, подписи но таможенно-тарифное соглашение между обеими странами**» и хотя оно уже ратифицировано прежним греческим правительством, все же не было еще представлено нынешним правительством на утверждение парламенту, К =пгому соглашению приложены ноты-о правах торгпредства и о режиме торгового мореплавания, которые вместе с основным соглашением устанавливают выгодные обеим сторонам способы расширении нормальных экономических связей.

* См док. № 141. :* См. док, № 193.


В связи с тем, что на территории СССР пребывает около 300 тыс. греческих граждан, значительная часть которых участвует в частном товарообороте и не приспосабливается к нашему законодательству, между греческой миссией в Москве и НКИД в отчетном году происходила обширная нотная переписка. В общем все спорные вопросы имущественного и личного характера получили благоприятное разрешение. Такое же разрешение получил наш конфликт с греческим правительством в связи с тем, что греческое правительстао допустило в 1925 г, незаконное лишение свободы без всяких оснований сотрудника нашего полпредства в Афинах т. Оскара Миллера *, После энергичного протеста полпредства и вмешательства НКИД конфликт был улажен.

Д а н н я

Центральным моментом в отношениях между СССР и Данией в отчетном году был вопрос о расширении деятельности датских деловых кругов на советском рынке, Наши экспортные товары в истекшем году нашли значительный сирое иа датском рынке. Поэтому оказалось возможным пойтн навстречу датским промышленникам в вопросах чисто делового характера.

До сих пор остается неразрешенным вопрос о церковном участке и здании в Копенгагене, являющихся нашим государ" ственным имуществом. Вопрос о возвращении нам этого имущества был поднят нашим полпредством немедленно после установления дипломатических сношений между обеими странами. Датское правительство отказалось тогда от удовлетворения нашего законного требования в административном порядке, и дело было передано п суд. Первые две судебные инстанции подтвердили права СССР на это имущество, но верховный суд Дании, рассмотрев это дело в связи с жалобой распоряжающегося имуществом белогвардейского прихода» вынес решение, в котором, заявляет, что право СССР на это имущество «не может считаться доказанным», В связи с этим НКИД предъявил датскому правительству претензию иа 585 тыс. датских крон как возмещение стоимости имущества.

Решение верховного суда Дании в свое время послужило сигналом для кампании против СССР почти во всей датской прессе, включая социал-демократическую. Кампания эта ие имела успеха и должна была утихнуть под влиянием роста культурных связей между обеими странами. В этом отношении следует отметить перелет датского летчика Ботведа через СССР весной 1926 г., работу датского профессора Фриса g наших архивах, ознакомление с нашими музеями датских спе-

* См. т, VHÏ, док. Ка 431 и док. № 105 настоящего тома,


циалистов по музейному делу Андрупа и Сломана н, наконец, успешную деятельность датского Общества культурной связи с СССР, Благодаря этому датская пресса вынуждена была перейти к более объективной информации об СССР.

Смена социал-демократического правительства Стаунинга консервативным правительством Мадсен-Мигдаля на отношениях между обеими странами не отразилась.

Исландия

Исландия, состоящая в персональной унии с Данией, признала СССР де-юре. Официальное сообщение об этом было передано НКИД 22 июня 1926 г. датским поверенным в делах в Москве*. Одновременно с признанием Исландия подняла вопрос об урегулировании торговых отношений между обеими странами.

Италия

Согласно 33-й статье советско-итальянского догопора о торговле и мореплавании от 7 февраля 1924 г.*'*, вступившего к силу 22 марта 1924 г., срок действия договора, за исключением общих политических статей, установлен 3-летиий. О дальнейшем действии этого договора в той же статье сказано: «В случае, если никакая из Договаривающихся сторон не уведомит за шесть месяцев до истечения указанного срока о своем намерении прекратить его действие, Договор сохранит свою обязательность до истечения года со дня, в который та или другая ив Договаривающихся сторон откажется от него». Срок денонсации договора наступил, таким образом, 22 сентября 1926 г, В связи с этим в итальянской прессе летом 1926 г. появились явно инспирированные некоторыми итальянскими коммерческими кругами статьи, в которых требовался пересмотр договора в сторону дополнительных льгот для Италии. Кампания эта не имела никакого успеха в стране, и ни одна из сторон, ни Италия, ни СССР, своим правом денонсации не воспользовалась. Договор, таким образом, сохранил свою силу впредь до его денонсации.

Враждебные СССР итальянские круги воспользовались происшедшими в 1926 г, покушениями на Муссолини и последовавшими за ними вспышками организованного и неорганизованного террора также для выступлений против нас. Демонстрации фашистов перед полпредством в Риме и перед нашими консульствами в Неаполе и Генуе сопровождались в первом случае битьем стекол в здании полпредства ***, а в последних —необходимостью вызова усиленной охраны

* См. док № 189 ** См, т. VII, док № 39. *** См док № 122.


для избежания эксцессов. Были также случаи арестов советских граждан н даже высылка одного из них за пределы Италии без соблюдеиня обычных форм. В связи со всем этим имели

место соответствующие представления полпредства в министерство по иностранным делам, и конфликты были улажены. Предметом представлении в министерство иностранных дел было также интервью Муссолини, данное им корреспонденту аргентинской газеты «Пренса». Защищаясь от обвинения в развязывании террора в стране, Муссолини ссылался на подложную статистику казней в СССР, которую он выдал за официальную советскую.

Все это усугублялось еще одним далеко не дружественным по отношению к СССР актом со стороны Италии. Мы имеем о виду официальное и весьма неопределенное заявление итальянского правительства о протоколе совета послов по поводу Бессарабии. В обмене письмами между Муссолини и Авереску, приложенными к итало-румынскому договору о дружбе и нейтралитете от 16 сентября 1926 г.85, Муссолини заявил, что ратификация протокола конференции послов может иметь место «только тогда, когда это не будет наносить ущерба общим интересам Италии». Эта двусмысленная фраза, оставляющая открытым вопрос о ратификации явно враждебного СССР постановления конференции послов, вызвала со стороны Советского правительства ноту протеста, врученную итальянскому правительству 6 октября 1926 г. *

Протест Советского правительства тем более был основателей, что в последовавших за актом подписания договора событиях опасения СССР в значительной степени оправдались. Путешествие итальянского принца Аймоне дука ди Сполето и маршала Вадольо в Румынию и Бессарабию было использовано последним в речи, произнесенной им в Кишиневе» для демонстрации союза итальянского н румынского оружия.

Из политических акций, имеющих многостороннее отражение, надлежит отметить ноту Советского правительства итальянскому правительству, как одному из подписавших генеральный акт Алхесирасской конференции**, заявляющую о сохранении Советским правительством за собой нрава участия иа будущей конференции участников Алхееираеа.

Культурная связь между СССР и Италией в отчетном году была достаточно живая. Летом 1926 г. наш аэроплан, совершавший круговой европейский перелет, посетил Рим !ог, Наши ведомства получили приглашения и участвовали на следующих конгрессах и выставках в Италии: международный малярийный конгресс в Риме***, международная выставка образ-

* См. док. № 285

* См, док. № 249.

* См. док. № 98,


цов в Милане *, международный конгресс и выставка по дорожному делу в Милане, международный конгресс американистов в Риме, международная филателистическая выставка в Милане; на международном конгрессе по лесоводству в Ми-лапе и международной строительной выставке в Турине пред«ставители соответствующих учреждении СССР присутствовали с информационной целью.

В конце отчетного года состоялась смена полпредов в Италии: вместо П. М. Керженцева назначен Л, Б. Каменев.

Латвия

Отношение Латвии к СССР в течение отчетного периода не отличалось той стабильностью, какая диктовалась бы экономической необходимостью. Это, очевидно, следует приписать стараниям определенных групп латвийского общества, ищущих ориентировки на враждебные Советскому Союзу державы,

В начале отчетного периода, 24 декабря 1925 г., наркомии-дел т, Чичерин по пути из Западной Европы в СССР посетил Ригу. Приезд т. Чичерина совпал с моментом отставки правительства Латвии и конструировании нового правительства, В беседах с т. Чичериным видные государственные и общественные деятели Латвии высказались за необходимость нормального и добрососедского развития отношений между обеими странами **.

К сожалению, наступивший 1926 год показа,!, что отношение Латяпи к СССР продолжало развиваться одновременно в двух направлениях С одной стороны, усиливалась экономическая связь между обеими странами, откуда проистекала тенденция к более тесному политическому контакту; с другой же стороны, до самого последнего времени в Латвии имели место акты, направленные против СССР в целом ц против отдельных советских учреждений,

Самым серьезным из этих актов, несомненно, следует считать отношение латвийских властей к совершенному 5 февраля 1926 г, организованному вооруженному нападению на дипломатическую почту СССР***. Только благодари геройской защите почты со стороны советских дипломатических курьеров тт. Нетте и Махмасталя (при полном отсутствии помопш со стороны латвийских железнодорожных и полицейских властей) удалось спасти ее от покушавшихся па нее бандитов, успевших, однако, убить т. Нетте и тяжело ранить т. Махмасталя. Раненный т. Махмастадь вручил почту нашему поверенному в дедах в Риге в полной исправности.

* См док, № fis ** Cw т VIII, лак № «О. *** См, док Ni- 56, 62.


В тот же день поверенным в делах СССР в Латвии т. Бор-кусевичем была отправлена миинстерству иностранных дел нота, в которой указывалось на несомненный организованный характер нападения и было выражено требование самого срочного расследования. Но, несмотря иа обещания латвийского правительства, выразившего сожаление по поводу нападения, произвести экстренное и строгое расследование, правительство СССР вынуждено было II февраля во вторичной ноте министерству иностранных дел протестовать против оставления Союзного правительства в неведении о ходе и результатах следствия и против стремления латвийского правительства представить нападение как простое уголовное преступление,

В ответ на этот энергичный протест со стороны правительства СССР латвийское правительство через посредство своего посланника в Москве г. Озолса 27 февраля в официальной декларации НКИД снова выразило свое глубокое и искреннее сожаление, заверило правительство СССР, что принимает и будет принимать самые энергичные меры для расследования возмутительного преступления, что примет все имеющиеся в его распоряжении меры против отдельных лиц, организаций, органов печати, в особенности эмигрантских, злоупотребляющих правом убежища в Латвии,

К сожалению, латвийское правительство своего обещания ие выполняло как в части расследования и наказания виновников нападения, так и в отношении ликвидации белогвардейских гнезд в Латвии. Следствие до сего времени еще не закончено н как будто искусственно затягивается латвийскими властями, все еще пытающимися приписать этому акту простой уголовный характер, Латвия до последнего времени продолжала также оставаться очагом разных активно действующих протип СССР белогвардейских организаций (срыв флажка с автомобиля полпредства, вторжение пьяных в здание полпредства и т. д,), и только после неоднократных серьезных представлений со стороны Советского правительства враждебная СССР работа белогвардейцев к концу 1926 г. несколько сократилась.

Для того чтобы положить конец зигзагообразным отношениям и создать все необходимые условия для мирного и добрососедского экономического сотрудничества между обеими странами, СССР предложил Латвии заключение договора о ненападении и нейтралитете*. К сожалению, эта попытка СССР до конца отчетного периода ие увенчалась успехом, хотя переговоры начались еще весной 1926 г, Столь долгое ведение переговоров объясняется тем, что первоначально латвийское правительство меморандумом от 5 мая 1926 г. **' предлагало вести переговоры одновременно со всеми осталь-

* См. док. № 165, ** См. стр. 282,


яымн прибалтийскими государствами и вмешивалось в вопросы, подлежащие разбирательству лишь между СССР н Финляндией (нейтрализация Аландских островов), а затем меморандумом от 24 июля, подтвердив действительность предыдущего своего меморандума, предложило созвать комиссию по совместному определению основ дальнейших переговоров с прибалтийскими странами. И лишь 20 августа специальным меморандумом латвийское правительство сняло свои предыдущие предложения и создало возможность конкретных переговоров о заключении договора. Переговоры, однако, опять затянулись нз-эа отъезда латвийских политиков в Женеву па сентябрьскую сессию Лиги нации и возобновились лишь в октябре. Наступивший в конце года кризис правительства Латвии и состоявшаяся в Ревеле конференция министров иностранных дел прибалтийских государств снова затянули переговоры. К концу отчетного года латвийское правительство продолжало настаивать на включении в договор модуса арбитражного решения спорных вопросов и иа основании своих «прав» в качестве члена Лиги наций отказывалось брать на себя обязательство о незаключении в дальнейшем враждебных нам договоров. Эти требования, в корце противоречащие как смыслу, так и сутн договора о нейтралитете и ненападении, свидетельствуют о том, что и новое латвийское правительство продолжает по отношению к СССР политику зигзагов, с большим при этом уклоном в сторону заинтересованных п срыве переговоров посторонних держав.

В течение отчетного периода между СССР и Латвией (19 июля 1926 г.) было подписано соглашение о разрешении особыми пограничными комиссиями всех возникающих пограничных конфликтов *, за исключением особо крупных. Соглашение иступило в силу 19 августа 1926 г,

Литва

В результате продолжительных переговоров 28 сентября 1926 г., в день прибытия в Москву премьера и министра по иностранным делам Литовской Республики г. Сляжевичюса, был подписан советско-литовский договор о взаимном ненападении и нейтралитете **„

Договор, ратифицированный 5 ноября 1926 г., прежде всего подтверждает интегральную неприкосновенность Московского мирного договора от 12 июля 1920 г.*** как дальнейшей основы отношений между сторонами. Кроме того, специально выделено и вновь оговорено обязательство сторон взаимно

* Опубликовано в «Собрании законов СССР,,», 1927 г., отд. H, Nb 17, cTl 102, стр. 453—462, ** См- Док, № 271 *** См, т. III, док, № 12.

42 Докум. Бнешн, полит,


уважать суверенитет п территориальную неприкосновенность j друг друга. Стороны обязываются воздерживаться от каких бы то ни было агрессивных действий друг против друга. Что касается пределен обязательства нейтралитета, то здесь оно констатировано так же, как п в советско-германском договоре от 24 апреля 1926 г., т. е, распространяется лишь на случай оборонительной войны, Далее и здесь установлена обязан- j ность неучастия в направленных против другой договариваю- 1 щейся стороны соглашениях третьих держав, как равно и, в предпринятом коалицией третьих держав финансовом или экономическом бойкоте. Наконец, установлена передача неподдающихся разрешению дипломатическим путем спорен между сторонами в особые согласительные комиссия, состав, права и процедура коих подлежат еще, впрочем, установлению йпоследствии- ("рок договора — 5 лет с правом автоматического продления. В принадлежащей к договору особой ноте литовское правительство определяет свое отношение к обяза- I тельствам, лежащим на Литве как на члене Лиги наций, в смысле отсутствия коллизии между ними и данным догово- i ром; со своей стороны Союзное правительство особой йотой подтверждает неизменность своего отношения к виленскому i вопрос}", вытекающего из ст. II советско-литовского мирного \ договора от 12 июля j 920 г.

После некоторых попыток со стороны враждебных нам сил использовать происшедший ]7 декабря 1926 г. государственный переворот для изменения дружественных отношений между Литвой и СССР, подкрепленных упомянутым договором 28 сентября j926 г„ эти отношения постепенно вернулись в прежний фарватер. Уже 2] декабря 1926 г, новый министр иностранных дел Вольдемара заявил о нерушимости договора r_i 28 сентября и о желании литовского правительства поддержи- | пать установленные тпш договором отношения с СССР, | В ближайшем будущем предстоит возобновление переговоров I о торговом договоре, которые были прерваны в декабре вслед» I ствие отъезда литовской делегации для доклада новому пра- I внтельству и получения новых инструкций. Этот договор :, должен послужить укреплению экономики Литвы. Мы с интересом следим за дальнейшим развитием событий в Литве, отношение к которой определяется с нашей стороны заинтересованностью в сохранении ее независимости н во всестороннем ее внутреннем укреплении.

И о р в е г и я

3 марта 1926 г. произошел обмен ратификациями совет- *

ско-норвежского торгового договора, подписанного 15 декабря "I

1925 г. *, Договор этот, подробно охватывающий совокупность j

вопросов, связанных с торговлей и мореплаванием, положил |

* См. т," VIII, жж..No 410.


основу для дальнейшего развития экономических связей между обеими странами.

Благодаря пассивной позиции норвежского правительства присоединение СССР к Парижской конвенции 1920 г. о Шпицбергене в отчетном году еще ие состоялось, хотя Советское правительство еще 18 апреля 1925 г, в поте т. Красина на имя французского правительству (коему следовало делать заявления о присоединении к конвенции) заявило о своем решении присоединиться к. этой конвенции *. Окончательное оформление этого вопроса тормозится тем. что некоторые из участии* ков шпицбергенской конвенции 3920 г., ие состоящие с СССР и договорных отношениях (как, например, Соединенные Штаты), отказываются дать свое согласие па наше присоединение. Неурегулированность этого вопроса, однако, не помешала нам прийти к удовлетворительному соглашению о земельных заявках советских граждан на Шпицбергене. Пере-[опоры по этому вопросу велись через посредство датского комиссара проф. Синдбалле, являющегося международным арбитром по этому делу, и соглашение достигнуто путем приобретения для эксплуатации некоторыми нашими хозяйственными органами бесспорных по своему юридическому титулу Участков на Шпицбергене,

9 апреля между обеими странами подписано соглашение о мерительных свидетельствах *:,\

В области культурных связей между обеими странами особо заслуживает быть отмеченным перелет через СССР экспедиции Амундсена для исследования полярных стран ]QE.

Взаимоотношении между обеими странами в течение истекшего года могут быть охарактеризованы как нормальные, и на ш:х не отразились ни смена правительства в Норвегии, ни смена наших полпредов.

П о л ь ш а

Локарнские соглашения, сделавшие проблематичной поддержку Польши Францией и усилившие влияние Англии, к ко-Topoii, в сущности, перешел контроль над взаимоотношениями Полыни с Германией и над франко-польским союзом, крайне ослабили международное положение Польши. Это совпало г тяжелым финансовым и хозяйственным кризисом внутри прайм, что. в свою очередь, создало объективные условия для н!пл английского влияния в Польше. Под знаком нере-

л иией ориентации Польша вела свою политику по отно-) к СССР в течение всего отчетного года,

I «I рем я поездки т. Чичерина в Варшаву (сентябрь

) ï) в польском обществе намечался определенный

* т. VIII, док. Хй П5.

* \\,зок.,Ni? ï23.

42*


психологический перелом в пользу более тесного сближения с Советским Союзом*. В этом сближении были заинтересованы как промышленные круги, рассчитывавшие более активной связью с советским рынком ослабить экономический кризис в своей стране, так и более дальновидные политические круги, видевшие в добрососедских отношениях с СССР залог мира в Восточной Европе. Этим стремлениям польского общества, которые встретили положительный отклик в Советском Союзе, помешала неустойчивая политика польского правительства. Последнее одинаково относится к правительству Скшиньского до переворота Пилсудского и к правительству Бартеля и затем самого Пилсудского после переворота.

Тяжелое международное и внутреннее положение Польши способствовало перевороту Пилсудского (12—14 мая 1926 г.), который прошел под лозунгом борьбы с реакцией и коррупцией. Пилсудскнй воспользовался поддержкой не только военных, но и мелкой буржуазии для достижения своей цели. Новый фактический глава Польши никогда не отличался расположением к установлению действительно добрососедских отношений с Советским Союзом, и не удивительно» что с переходом фактически власти в его руки снова ожили планы создания пресловутого польско-балтийского блока, направленного против СССР**. Поездка начальника восточного отдела министерства иностранных дел Яниковского в Прибалтику (апрель 1926 г.) еще до переворота была связана с планом заключения военного союза между Польшей и прибалтийскими странами3".

Стремления польских промышленных и торговых кругов оживить экономические взаимоотношения, выразившиеся, между прочим, в работе открытой 31 января 1926 г. в Варшаве польско-советской торговой палаты*** и открывшего свою деятельность в начале 1926 г, акционерного о-ва «Совполь-торг», в силу неурегулированности политических отношений между обеими странами и отсутствия искреннего желания в польских правительственных кругах эти отношения наладить, к сожалению, не могли привести к таким результатам, чтобы действительно повлиять иа политические отношения Польши к СССР,

Стремящийся к нормальным политическим и экономическим отношениям со своим крупнейшим западным соседом СССР, в целях осуществления этого своего стремления, предложил польскому правительству заключить договор о иена-падении и нейтралитете****. Переговоры по этому вопросу

• См. т. VÏH, док. № 314, 323, ** См. т, VIM, прим. 3. *** См док № 45-**** См. док. № 244.


осложнились, однако, благодаря тому, что польское правительство с самого же начала переговоров заняло и в этом вопросе отрицательную позицию, а затем своим требованием заключения политического договора совместно с прибалтийскими государствами стремилось использовать предложение СССР для того, чтобы получить для себя положение гаранта и гегемона в Прибалтике. В той или другой форме польское правительство возвращалось к этому неприемлемому для СССР требованию также после того, как правительство СССР (24 августа 1926 г.) вручило правительству Польши свой проект договора.

К концу отчетного периода со стороны польского правительства неоднократно поступали заверения о его намерении вести дальнейшие переговоры о заключении договора, но фактически польское правительство от возобновления переговоров уклоняется и по настоящее время.

В созданной такой неопределенностью взаимоотношений атмосфере не удивительно, что польское правительство заподозрило в советско-литовском договоре о ненападении моменты, затрагивающие интересы Польши. В результате этого польское правительство 23 октября 1926 г. обратилось к Правительству СССР с формальной нотой, в которой отражало мнение, что литовско-советский договор противоречит обязательствам, принятым на себя СССР по Рижскому договору. Ответной нотой Советского правительства от 19 ноября 1926 г. * вопрос этот был урегулирован.

Заслуживающим гораздо большего внимания моментом в советско-польских отношениях следует считать возобновление польско-румынского союзного договора (26 марта 1926 г.), который связывает Польшу с Румынией против СССР в бессарабском вопросе.

К достигнутым за отчетный период результатам следует отнести: вступление в силу подписанной 18 июля 1924 г, консульской конвенции, открытие польско-советской торговой палаты в Варшаве, открытие прямого грузового сообщения между СССР и Польшей и урегулирование вопроса о транзитных визах. Со вступлением в силу консульской конвенции были открыты польские консульства в Ленинграде, Киеве и Тифлисе и генеральное консульство СССР в Данциге (предстоит также открытие в ближайшем будущем консульства СССР во Львове),

Франция

В течение отчетного периода никаких особых перемен во нзаимоотношеннях обеих стран не произошло. По-прежнему остается открытым целый ряд вопросов, положительное разрешение которых могло бы способствовать укреплению


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: