Нота Народного Комиссариата Иностранных Дел СССР Представительству Чехословакии в СССР 6 страница

См. док. J* 329.

66 Ï


и расширению как политических, так н экономических связей между СССР и Францией.

Основным политическим вопросом, которому было посвящено внимание правительств обеих стран в истекшем годл, был ход работы франко-советской конференции. Конференции, начав свою работу 25 февраля 1926 г, *, до конца июля успел i согласовать целый ряд вопросов. Работа шла главным образом в финансовой секции конференции, которая занимаете,! вопросами, связанными с долгами, кредитами и взаимными претензиями. Секция эта иа целом ряде заседании рассмотрела наши тезисы по долгам и кредитам, меморандумы обеич сторон, связанные с этими вопросами, и целый ряд пунктов согласовала. Предстоит еще согласовать вопросы конкретизации общих основ урегулирования долговых взаимоотношений, о которых в обще-м достигнуто соглашение между делегациями. Основное разногласие вытекает из разного подхода обеих делегаций к стоящей перед ними задаче: в то время как советская сторона стремилась к достижению окончательного урегулирования вопроса о долгах с учетом имеющихся у пас реальных ресурсов» предложений французской стороны к моменту перерыва переговоров были рассчитаны главным обра- _: зом на наши будущие возможности и поэтому, по существу, il клонились к оставлению вопроса в общей форме без окончательного разрешения. Деятельность экономической секции была связана с выработкой торгового договора, а юридическая секция занята была выработкой консульской конвенции, которая в основном уже закончена. Работа конференции должнд быть продолжена после возвращения в Париж советской делегации, занятой разработкой плана использования кредитов во Франции.,

С результатами работы конференции связан остающийся '] пока открытым вопрос о положении торгпредства во Франции. Jj

Неурегулированными остаются также вопросы о Бизерт-, сном флоте** и о другом имуществе СССР на французской -территории. Уведенные белыми в Бизерту советские суда все- i еще остаются там и постепенно приходят и негодность. Хотя ' содержание флота требует значительных средств из французской казны н хотя неоднократно из правительственных кругов Франции нам делались заверении о необходимости возвращения флота СССР, реальных результатов в этом направлении до конца отчетного года не последовало.

В таком же положении фактически находится вопрос о возвращении нам имущества бывших царских консульств в. ) провинции, имущества бывшего Российского коммерческого -| флота во Франции, государственной зоологической станции в

* См. док, Ке 76 ** См. т. V, прим. 1G8.


Вильфранше и посольской церкви в Париже. Этим имуществом, всем или частично, продолжают распоряжаться белые эмигранты. Французское правительство связывает вопрос о возвращении нам этого имущества с вопросом об общем урегулировании взаимных претензии Франции н СССР.

Из других вопросов, имеющих принципиальное значение и послуживших предметом нотной переписки между обоими пра-t ительствамн, особого внимания заслуживают: деятельность белогвардейских учреждений во Франции, ликвидация Русско-Азиатского банка и франко-румынский договор.

До самого последнего времени на территории Франции

ли довольно широкую работу белогвардейские консуль-

jïa*. От имени «российского правительства» они выдавали

I кгллизовали всякого рода документы и справки. Полпред-mi неоднократно протестовало перед французским правн-

itLTBOM против этого недопустимого явления. Только в. и» дине 1926 г. центральные французские власти дали ин-п\кции местным властям о признании деятельности бело-1рденских консульств незаконной. Открытым под конец от-" того периода остался, однако, вопрос о деятельности так шваемой «миссии Чхенкелн» ** в Париже, «Миссия» эта, * оаощаися опорой грузинской эмиграции и проявившая себя t I с среднее время рядом враждебных актов в отношении групп советской ориентации, продолжает пользоваться прнвиле-

II гмн дипломатического представительства несмотря на иеод-j ^кратные протесты полпредства СССР,

В связи с постановлением коммерческого суда Сенского

спартамента от Ï октября 1926 г. о судебной ликвидации так

е, зьшаемого Русско-Азиатского банка И К ИД обратился к

ï ннетерству иностранных дел Франпин с нотой протеста ***,

1 t азываи на то, что на основании декрета Советского прави-

• ьотва ог 14 декабря f917 г. о национализации банков'быв-

I пч в Париже российская банковская контора этого блика

ï ia ликвидирована и перестала юридически существовать в

|'!!Ь г., нота протестует против юридического восстановления

i (мпцузекнм судом, хотя бы для целей ликвидации, в каче-

. и о французского учреждения ликвидированного уже Совет-

* vi'v правительством российского учреждении и заявляет, что

ï ч)й акт не может быть оценен иначе, как акт, нарушающий

игенитет СССР. Далее нота категорически отрицает право

•VIIOB французского правительства на основании постанов-

л коммерческого суда Сенского департамента считать

iin ю банковскую контору «правлением* банка п на этом

t >ч'.аш-ш распространить сферу ее действия на другие отде-

'я банке, находящиеся в Лондоне и во многих городах

* См;тк *\"î 23-11 См. док. Хо VS4 1 •• См, док Лэ 339.


Востока, И, наконец, в отношении активов этой бывшей банковской конторы, именующей себя отделением, поскольку их судьба связана с вопросами, обсуждаемыми советско-французской конференцией, в ноте заявлено, что правительство СССР будет решительно возражать против всяких попыток с чьей бы то ни было стороны распоряжаться этими активами до разрешения вопроса о них соглашением правительств СССР н Франции,

Нота протеста СССР была также адресована министру иностранных дел Франции в связи с заключением франко-румынского договора *. Правительство СССР рассматривает этот договор в части, касающейся бессарабского вопроса, как недружелюбный акт, направленный как против интересов СССР, так и бессарабского населения.

В связи с инициативой Испании о созыве новой конференции для пересмотра постановлений алхесирасского акта Советское правительство 2 сентября 1926 г. обратилось к правительству Франции (как к одному из правительств, подписавших Алхеснрасское соглашение и находящихся в нормальных с СССР дипломатических отношениях) с нотой, в которой напоминает о своем праве участвовать в пересмотре этого соглашения и заявляет, что никакие решения, принятые без участия СССР, не будут признаны Советским правительством.

Особое место в отношениях между обенми странами занимает культурная связь, которая развивалась в истекшем году вполне нормально. Участие представителей СССР на международных конгрессах и конференциях во Франции, развитие связен между учеными обеих стран н перелеты как советских, так и французских авиаторов через территорию другой страны, несомненно, будут иметь свое положительное влияние на дальнейшие отношения между обеими странами.

Финляндия

Весною 1926 г. правительство СССР начало предварительный обмен мнениями с правительством Финляндии по вопросу о заключении договора о ненападении и нейтралитете **. Эти предварительные переговоры продолжались до 20 августа, когда правительство Финляндии в своем меморандуме Союзному правительству изъявило согласие на открытие конкретных переговоров. Как и остальные прибалтийские государства, Финляндия до этого связывала свое согласие на заключение договора с заключением подобных же договоров между СССР и другими прибалтийскими странами. И лишь тогда, когда правительство Финляндии убедилось, что это его требование неприемлемо для правительства СССР, оно (все же с оговор-

См. док. № 278. См. док. Jfc 155, 208.


камн о согласовании каждого своего шага с Латвией и Эстонией) пошло на конкретные переговоры, которые начались в сентябре. Вполне понятно, что такая тактика переговоров, связывающая одну из договаривающихся сторон постоянными совещаниями с другими правительствами, не могла содействовать быстрому темпу переговоров, финляндское правительство так же, как и правительства Латвии и Эстонии, во все время переговоров упорно возвращалось к выдвинутому им предложению об арбитраже и настаивало на своих «правах» в качестве члена Лиги наций иметь свободные руки на случай выступления против СССР третьей стороны. В связи с этим небезынтересно будет отметить, что представитель Финляндии и Лиге наций Эрих 23 сентября 1926 г. выступил на заседании юридической комиссии пленума Лиги наций с возражением против изложенной в дополнениях к Локарнским соглашениям интерпретации ст. 16 устава Лиги. В этом дополнении, как известно, Англия, Франция, Бельгия и Италия заявили, что члены Лиги нации обязаны участвовать в санкциях в той мере, н какой это совместимо с нх военным положением и с учетом их географического положения. Делегат Финляндии потребовал запротоколировать, что признание Локариекого соглашения не участвовавшими в нем государствами не означает согласия с этим ограничительным толкованием. Эриха- поддержал представитель Латвии.

Исходя из своих неприемлемых для СССР требований и в связи со своим выступлением в Лиге наций с целью обеспечения поддержки Лиги малым государствам на случай конфликта с большими государствами, правительство Финляндии 27 ноября объявило перерыв переговоров. Вслед за этим наступил кризис аграрно-коалнциошюго правительства Финляндии, и Оно вышло в отставку. Новое правительство социал-демократов к продолжению переговоров до конца отчетного периода не приступало.

Из остальных вопросов в области практических взаимоотношений СССР и Финляндии за отчетный период следует отметить конференции, связанные с контрабандой алкоголя, а также с плаванием в Финском заливе, протест Союзного правительства против распродажи в Финляндии имущества советских граждан * и посещение Москвы делегацией финляндской кооперации **.

22 апреля 1926 г,, в связи с постановлениями состоявшейся н Гельсингфорсе в декабре 1924 г, антиалкогольной конференции по борьбе с контрабандой алкогольных товаров, в Москве состоялась конференция СССР, Финляндии и Эстонии об установлении свободных от таможенного досмотра зон в Финском заливе. Конференцией был выработан н подписан соот-_______ ^ ^ ^

** См. док. № 145.


ветствующнй протокол, который является дополнительным актом к решениям Гельсивгфореской антиалкогольной конференции. 29 сентября — 6 октября 1926 г. в Гельсингфорсе состоялась очередная конференция, посвященная вопросам поддержания порядка в водах Финского залива. Конференция приняла ряд постановлений о ремонте различных морских сооружений, маяков и т. д. в Финском заливе.

Ввиду того, что в течение ряда лет, несмотря на неоднократные протесты СССР, Финляндия продолжала распродавать находящееся на ее территории имущество советских граждан, постоянно проживающих в Советской Союзе. Советским правительством в истекшем году снова послана Финляндии энергичная нота протеста. Речь шла о распродаже расположенных на Карельском перешейке по лшши финляндских железных дорог дачных участков советских граждан, К сожалению, и на этот раз финляндское правительство не предприняло никаких шагов для обеспечения неприкосновенности имущественных интересов советских граждан на территории Финляндии.

27 апреля 1926 г. в Москву приехала делегация финляндской кооперации с вице-председателем сейма лидером социал-демократической партии Вуолиоки во главе. В течение недели делегация знакомилась с нашим народным хозяйством и вела переговоры об установлении экономических взаимоотношений непосредственно между кооперативными организациями обеих стран. Как приезд финских промышленников в декабре 1925 г.*, так и посещение СССР кооператорами содействовали укреплению экономических взаимоотношений между обеими странами.

Ч е х о с л о в а к и я

Несмотря на то, что в начале отчетного периода в Чехословакии усилились тенденции к установлению нормальных дипломатических отношений с Советским Союзом, вопрос этот все же остался неразрешенным. Между обеими странами про* должают оставаться отношения де-факто.

Из вопросов, привлекших внимание правительств обеих стран в отчетном году, следует отметить: вопрос об урегулировании положении отделения чехословацкого представительства в Харькове и переименовании его в консульство**, вопрос о возмещении за купленный пражским городским самоуправлением участок земли, принадлежащий правительству СССР, и, наконец, арест вице-консула т. Дымова в Праге.

Переговоры о положении харьковского отделения чехословацкого представительства затянулись до конца отчетного

* См. т. VIII, док. jvs 4M. *+ См. док. № 230.


года. Министерство иностранных дел Чехословакии согласилось предоставить нам возможность открытия нашего отделения в Братиславе, но оттягивало вопрос о переименовании своего.харьковского отделения в консульство «до заключения консульской конвенции». Советское же правительств, отметив существование консульств в разных странах, в том числе и в Чехословакии, вне зависимости от консульских конвенций, вынуждено было в отношении правительства Чехословакии к данному вопросу усмотреть отсутствие заинтересованности Чехословакии в существовании консульства в Харькове и отдало распоряжение о закрытии чехословацкого отделения, потерявшего прежнюю легальную базу,

Вопрос о возмещении за наш участок земли остается тюкв открытым,

В ноябре 1926 г. пражская полиция устроила провокационную засаду нашему вице-консулу т. Дымову и, несмотря па wo политический иммунитет, арестовала его на несколько часов. Это дало повод чешской печати поднять новую очередную кампанию против нашего полпредства *. Вся реакционная и социалистическая печать воспользовалась этой провокацией и в течение всего ноября выступала с антисоветскими статьями.

Ш в е ii ц а р и я

В связи с предпринятым Лигой наций созывом предварительной комиссии по подготовке конференции по разоружению в Женеве правительство Франции предложило свое посредничество по урегулированию конфликта между правительством СССР и правительством Швейцарии. После довольно продолжительных переговоров посредничество не имело успеха, гак кт< правительство Швейцарии продолжало упорствовать в отказе удовлетворить минимальные требования Советского правительства—выразить искреннее сожаление по поводу убийства т, Воровского на швейцарской территории ** и pp.

Швейцария, заинтересованная в установлении экономических отношений с Советским Союзом, вероятно, не стала бы так упорствовать в удовлетворении законных требований СССР, если бы в этом направлении не повлияли иа нее внешние силы, которые были заинтересованы в отстранении Советского Союза от конференции по разоружению и в лишении самой конференции какого бы то ни было значения. В официальной декларации НКИД (14 февраля*** 1926 г.) изложил свою точку зрении на этот вопрос. Швейцария, таким образом, остается иод бойкотом со стороны СССР****, который отка-

* См. док. Ке 222, ** См. т. VI, док Nb 179, ISO и прим, 72. *** В тексте опечатка — 13 февраля; см, док. 63, **** См. т, VI. Док. № 205.

6G7


зался принять какое бы то ни было участие в работах международных конференций, которые состоятся иа территории Швейцарии.

Швеци я

Отношения между СССР и Швецией в течение всего истекшего года продолжали нормально развиваться. За это время успешно закончены переговоры о заключении консульской конвенции и путем обмена нотами * (21 июля) установлена взаимность в регистрации товарных знаков. В течение этого времени было также возвращено имущество бывшего шведского генерального консульства в Москве и вице-консульства в Батуме.

Что касается экономических отношений, то они развиваются вполне нормально.

Эстония

Заглохшие было экономические взаимоотношения обеих стран осенью!Э25 г., благодаря враждебной СССР политике бывшего министра иностранных дел Пусты, оживились после отставки Пусты, когда целый ряд промышленных предприятий Эстонии получил крупные советские заказы. Тесная связь между эстонской промышленностью и рынком СССР диктует правящим кругам Эстонии необходимость сдерживать антисоветские элементы внутри самой Эстонии. Конфликт интересов между заинтересованной в советском рынке промышленностью Эстонии и ориентирующейся на враждебные СССР силы помещичьей буржуазией Эстонии имеет определенное влияние и на политику правительства.

Это влияние особенно проявилось в переговорах между правительствами обеих стран о заключении договора о нейтралитете и ненападении между СССР и Эстонией, Переговоры эти начались весной 1926 г.**. Эстония с самого начала заняла самостоятельную позицию, и переговоры обещали успешное завершение. Но когда впоследствии Эстония примкнула в своих переговорах к соседним с нею странам, она выдвинула принцип совместного ведения переговоров с остальными прибалтийскими государствами и настаивала на созыве предварительной комиссии по совместному с этими государствами определению основ дальнейших переговоров, равно как и на обсуждении ряда частных вопросов, не имеющих прямого отношения к заключению договора между Советским Союзом и Эстонией. Направленная к срыву переговоров с СССР и объективно направленная против интересов Эстонии политика эстонского правительства побудила посланника

* См. док. № 22!. ** См, док. № 166.


Эстонии в Москве Бирка оставить свой пост и выступить с разоблачениями двойственной политики своего правительства. Только после того, как эстонское правительство меморандумом от 20 августа 1926 г. отказалось от прежних своих предложений, возможно стало приступить к фактическим переговорам. Переговоры открылись в октябре и к концу отчетного периода все еще не привели к положительным результатам, так как правительство Эстонии тормозило переговоры согласовыванием своих шагов с правительствами других прибалтийских стран и выставляло неприемлемые для СССР условия. В общем требования Эстонии мало отличаются от требований Латвии и свидетельствуют, что ревельское правительство не склонно довести переговоры до- благополучного конца.

В конце отчетного года введена в действие железнодорожная конвенция между СССР и Эстонией,

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СССР СО СТРАНАМИ ВОСТОКА Афганистан

Отчетный период характеризуется дальнейшим расширением и укреплением наших политических и экономических взаимоотношений с Афганистаном. Имевший место в конце ноября 1925 г. пограничный инцидент, вызванный вытеснением местным населением афганских постов с острова Урта-Тугай, принадлежность которого оспаривалась обеими сторонами, в результате работ смешанной советско-афганской комиссии был окончательно ликвидирован i5 августа 1926 г. В Кабуле был подписан протокол, согласно которому правительство СССР, признавая особые экономические интересы Афганистана на острове Урта-Тугай и исходя из неизменно дружественных отношений между народами СССР и Афганистана, согласилось на передачу острова Афганистану *. Такое разрешение вопроса с очевидностью подчеркнуло мирные намерения СССР и парализовало деятельность наших противников, пытавшихся искусственно раздуть этот незначительный инцидент и придать ему характер советской агрессии в Средней Азии. Доказательством необоснованности подобных утверждений явилось также подписание договора о нейтралитете и взаимном ненападении между СССР и Афганистаном, состоявшееся в Пагмане 31 августа!926 г.** и подтвердившее незыблемость н укрепление дружественных взаимоотношений между обоими государствами.

Договор состоит из 7 статей и заключительного протокола. По своему содержанию он в общем соответствует советско-

* См. док. № 232. ** См, док. № 246.


турецкому договору от 17 декабря 1925 г. с тем, однако, что здесь обязательство нейтралитета, обусловленное наличием войны или военных действий одной из договаривающихся сторон с третьими державами, не сопровождается ближайшим уточнением условий возникновения таковой войны или военных действий. Далее, учитывая особые формы проявления империализма в Средней Азии, здесь более подробно развиты пределы обязательств по взаимному ненападению, заключающие в себе не только обязанность воздерживаться от шагов, причиняющих политический или военный ущерб другой договаривающейся стороне, но также и обязанность противодействовать на своей территории всякому проявлению враждебной в отношении другой стороны линии поведения любой третьей державы. Далее, считаясь с национально-политической ситуацией на'среднеазяатских границах Союза, особой статьей данного договора, устанавливающей обязательство взаимного невмешательства и неучастия в какой-либо интервенции, могущей быть предпринятой со стороны третьей державы, оговорена равным образом и обязанность препятствовать всякой деятельности, направленной против другой стороны, в частности, вербовке войск против нее н провозу предназначенных против нее вооруженных сил, оружия, огнестрельных припасов и других военных материалов. Вне пределов этих обязательств за сторонами сохраняется свобода внешних отношений. В 4-месячиый срок стороны обязуются приступить к переговорам о порядке мирного улажения споров между ними. Срок договора-—3 года с правом автоматического продления. В особом заключительном протоколе устанавливается обязательство незвключения соглашений, противоречащих настоящему договору.

Наряду с закреплением чисто политических позиций неуклонно развивались и наши экономические связи с Афганистаном. На основе разработанных в течение 1925 г, проектов торгового договора и таможенной конвенции в настоящее время в Кабуле ведутся предварительные переговоры о заключении соответствующих договоров и соглашений и об организации в Афганистане банка, необходимость создания которого диктуется общим хозяйственным подъемом и развитием экономических и торговых связей страны. Нужно отметить, что, несмотря на отсутствие торгового договора, наши фактические торговые связи с Афганистаном неизменно развиваются: как в прошлом, так и в этом году афганское купечество было представлено на Нижегородской ярмарке; наши торговые представители допущены на территорию Афганистана, и наши товары все более завоевывают североафганские рынки, начиная постепенно проникать в южные провинции; наш торговый оборот с Афганистаном в 1925/26 г. достиг почти 6 млн. руб. против 2 млн. в 1924/25 г. Открытие в конце 1925 г. железно-


дорожкой линии Керки — Термез явилось также большим толчком в деле установления более тесной связи с Афганистаном. В том же направлении действуют н ведущиеся в Кабуле переговоры о заключении почтово-телеграфного соглашения. Заключение телеграфного соглашения является вполне своевременным, так как нами уже закончена постройка телеграф-нон линии на участке Кушка — Герат — Себзевар (275 верст1) и ведутся дальнейшие работы в направлении Кандагара«Нашими же специалистами закончена телеграфная линия Кабул — Кандагар, и в ближайшее время мы приступаем1 к постройке линии Патта-Гиссар — Мазар — Кабул. В то же время Афганистан, переживакяцнй эпоху экономического строительства, все шире использует нашу помощь в деле индустриализации н хозяйственного подъема страны: постройка заводов и электростанций, закупка машин, дорожные изыскания, работа советских специалистов в области афганской аоч.ашп-1 и пр.

Пребывание наших инженеров, врачей и техников в Афганистане, с одной стороны, и посылка афганской молодежи п паши учебные заведения, с другой, немало содействуют также росту культурной связи и установлению взаимных симпатий и понимания,

Г е д ж а с

22 декабря 1925 г. Джидду покинул отрекшийся от престола король Али, и город был тотчас же занят войсками Ибп Сауда, султана Неджда, который в письме к консулу СССР т, Хакпмову выразил благодарность правительству СССР за сохранение полного нейтралитета в его борьбе с королем Али. Со взятием Джидды (Медина пала немного раньше) вся территория Геджаса оказалась во власти Ибн Сауда, с которым у нас к этому времени еще не было установлено нормальных дипломатических отношений. 8 февраля Ибн Саул принял титул короля Геджаса и султана Неджда н присоединенных областей, а 16 февраля т, Хакимов вручил Ибн Сауду поту :,:. н которой сообщил, что правительство СССР признает Ибн Сауда п его новом титуле и считает себя в состоянии нормаль-пых дипломатических отношений с его правительством, 19 февраля Ибн Сауд в ответной ноте выразил благодарность за признание и полную готовность к дружественным отношениям <.: правительством СССР.

2 апреля т. Чичерин отправил Иби Сауду письмо, в котором выражалось удовлетворение по поводу оформления нотами Î6—19 февраля Î926 г. дипломатических отношении между правительствами СССР и Геджаса и выражалось убеждение, что дружеские отношения между двумя странами

* См док. Ml' 66.


будут все больше укрепляться на благо арабского народа и народов СССР *. По получении этого письма Ибн Сауд ответил т. Чичерину также письмом, в котором выражал глубочай-oiee удовлетворение по поводу дружеских отношений, установившихся между двумя правительствами.

7 июня — 5 июля 1926 г, в Мекке состоялся созванный Ибн Саудом всемусульмаиский конгресс для обсуждения вопросов паломничества в священные для мусульман места —Мекку и Медину и благоустройства этих городов. На этот конгресс были приглашены также и мусульмане СССР, которые были представлены иа конгрессе делегацией центрального духовного управления мусульман в Уфе. Председатель делегации муфтий Фахреддинов был избран первым заместителем председателя Меккиыского конгресса. Участие мусульман СССР на конгрессе в значительной мере способствовало успеху последнего и в то же время содействовало провалу другого конгресса, который в противовес Меккинскому пыталось созвать в Каире египетское духовенство для избрания халифа.

Китай

Основными моментами наших взаимоотношений с Китаем в течение истекшего года являются непрекращавшийся нажим Чжан Цзо-линя на Китайско-Восточную железную дорогу и переговоры в Мукдене.

Несмотря на то, что китайское правительство при временном правителе Дуань Ци-жуе признало наше частичное соглашение с Чжан Цзо-лиием от 20 сентября 1924 г, ** о Китайско-Восточной железной дороге составной частью обшего нашего договора с Китаем от 31 мая 1924 г.***, в отчетном году, как и раньше, нам все же приходилось все вопросы о Китайско-Восточной железной дороге улаживать с Чжан Цзо-линем. Последний же всячески пытался умалить нашу роль на КВЖД, причем нажим становился острее при каждом более или менее крупном успехе мукденских войск в их борьбе против сил народной армии Китая. В силу этого наши взаимоотношения с Чжан Цзо-линем были все время натянутыми. Мукденскне власти не прекращали нарушать наши права иа КВЖД н притесняли наши общественные организации в Маньчжурии, равно как и прибывавших туда советских граждан.

8 январе Î926 г. возник острый конфликт иа КВЖД по вопросу об оплате за мукденскне военные перевозки по железной дороге. Бесчинства мукденских военных властей на до-

* См, док. X? 116. ** См, т, VII, док, M 222, *** См. т. VII, док. № 156.


роге, арест управляющего дорогой т. Иванова, попытка Чжан Цзо-линя аннулировать наши права на КВЖД и ничем не обоснованные репрессии со стороны маньчжурских властей в отношении общественных организаций и граждан Союза ССР вынудили наше правительство 22 января представить китайскому правительству энергичный протест в ультимативной форме с требованием в 3-дневный срок восстановить порядок на КВЖД и освободить т. Иванова *.

Энергичные выступления Советского правительства и внутреннее положение всего Китая заставили Чжан Цзо-линя удовлетворить эти наши требования. 24 января 1926 г, было подписано соглашение между генеральным консулом СССР а Мукдене т. Краковецким и комиссаром китайского министерства иностранных дел ГаоЧ:* об освобождении т. Иванова, о восстановлении нормального сообщения на железной дороге и о производстве китайских военных перевозок по ранее существовавшим правилам, т. е, за половину нормального тарифа и в кредит за счет доли прибылей с КВЖД китайской стороны.

Стремясь к установлению нормальных взаимоотношений на КВЖД» нами затем была сделана новая попытка договориться е Чжан Цзо-линем по всем спорным вопросам как о КВЖД, так и о правах наших общественных организаций и граждан СССР на территории Северной Маньчжурии. Для открытия советско-мукденских переговоров был командирован т. Серебряков. 26 мая 1926 г. состоялось официальное открытие советско-мукдеиской конференции, На -этой конференции нами были сделаны предложения об урегулировании положении на КВЖД, о легализации профсоюзов и об улучшении правового положения наших граждан. Переговоры эти были прерваны, так как Чжан Цзо-лииь продолжал политику односторонних актов, 21 августа Чжан Цзо-линем были предъявлены правлению КВЖД требования о передаче мук-ленским властям всех судов КВЖД. о ликвидации учебного отдела дороги и передаче всех школ управлению народного просвещения.

Несмотря на протест т. Чичерина от 31 августа 1926 г.1*** против нового нарушения наших прав на КВЖД, 2 сентября 1926 г. мукденские власти произвели насильственный захват судов КВЖД, а через два дня ликвидировали учебный отдел дороги. Против насильственного захвата имущества КВЖД и ликвидации учебного отдела т. Чичериным был предъявлен 7 сентября 1926 г. протест поверенному в дедах Китая в Москве ****.

* См. док,,№ 29. ** Гао Цин-хэ *** См, док, № 247. *** См. док. № 254.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: