ПО. Письмо Генерального консула СССР в Гамбурге в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

5 мая 1927 г.***

5-го сего мая консульский корпус организовал официальный прием гамбургскому сенату. Присутствовало около 50 консулов, оба бургомистра, руководящие чиновники сенатской комиссии по иностранным делам н ряд сенаторов.

После ужнна ко мне обратился генеральный консул Венесуэлы Рафаэль Паредес Урданета с выражением сожаления, что наши страны не имеют друг у друга дипломатических представителей н что между ними нет никакой экономической связи. Он заявил, что хочет предложить президенту Республики Венесуэла в частном порядке свои услуги для начала переговоров по вопросу об установлении связи и о взаимном признании. Он считает это очень своевременным. Ведь некоторые южноамериканские государства уже завязали отношения с Советским Союзом, и нет резона, чтобы Венесуэла не пошла по этому же пути.

Я осторожно спросил его, почему именно он, а не посланник Республики в Берлине берет на себя инициативу в этом деле. Он ответил, что президент Республики его близкий друг и что это дает ему надежду на успешное и более быстрое рассмотрение вопроса.

* Чиновник МИД Китая.

** Имеется в виду суд над советскими дипкурьерами; см. док. № 41, 46, 47, 50, 59.

*** Дата беседы.


В заключение он просил меня сообщить о своем намерении Советскому правительству «пока в частном порядке» и запросить, относится л if Советское правительство благожелательно к вопросу о сближении с Венесуэлой *.

М. Добраницкий

Печат. по арх.

111. Интервью Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР M. M. Литвинова представителям советской печати

6 мая 1927 г.

На запросы представителей печати по поводу опубликованных в иностранной прессе якобы захваченных во время налета на советское полпредство в Пекине «документов» замнарком-нндел т. Литвинов заявил следующее:

«В последнее время в связи с обыском в советском полпредстве в Пекине штаб аньгоцзюня (Чжан Цзо-лння) начал публиковать списки «документов», якобы захваченных в канцелярии военного атташе н в квартирах сотрудников полпредства**. Кроме того, штаб аньгоцзюня в число этих документов включает также и те документы, которые якобы были найдены при обыске советских дипломатических курьеров, ехавших на пароходе «Память Ленина» и арестованных полицией Чжан Цзун-чана в Нанкнне ***.

Иностранная пресса публикует тексты этих «документов», переданных ее корреспондентами по телеграфу из Пекина, делая вид, будто она верит в нх подлинность, комментируя их вкривь и вкось, делая выводы, нужные и удобные тем правительствам, которые поощряли налет на советское посольство, если не являлись его инициаторами.

Обстановка налета лишает нас всякой возможности высказаться по поводу всей массы якобы захваченных документов. Ни одни нз наших официальных представителей не был не только приглашен присутствовать при обыске, но полиция прямо противодействовала этому. Например, когда поверенный в делах т. Черных пытался пройти на территорию военного городка, он не был допущен туда полицией, точно так же не были допущены и другие официальные представители нашего полпредства.

Полиция в течение нескольких дней хозяйничала как в квартирах сотрудников, так и в канцелярии военного атташе,

* В 1927 г. этот вопрос дальнейшего развития не получил ** См. док. Ш 81, 82, 88, 101. *** См. док. № 41, 46, 47, 50, 59.

ГЯЗ


после чего все забранные вещи, обстановка и бумаги были ею увезены в полицейские участки без всякой описи и учета. Что именно взято китайской полицией, мы совершенно ие можем установить при такой обстановке обыска, которая крайне благоприятствует подкидыванию любых подложных документов, в особенности если принять во внимание тесное сотрудничество аньгоцзюня с русскими белогвардейцами, набившими себе руку на составлении подложных антисоветских документов.

Как только были получены первые сведения о налете, НКИД в своей ноте прямо указал, что «при такой обстановке, исключающей возможность элементарного контроля, описи отбираемых вещей и т. д., нет никакой гарантии, что в качестве якобы «найденного» в этих помещениях может фигурировать все, могущее быть использованным враждебными иностранными влияниями, инспирировавшими и санкционировавшими акт набега 6 апреля»*. В этом же духе НКИД высказался и во второй своей ноте от 22 апреля с. г. **

Обстановка при аресте и обыске наших дипкурьеров в Нанкине была также крайне характерна. Два первые обыска без участия каких-либо наших официальных представителей и самих дипкурьеров ничего не дали. И только на третий день, при третьем обыске, опять-таки произведенном при помощи русских белогвардейцев и без всякого участия наших официальных представителей и самих дипкурьеров, были якобы найдены какие-то документы.

Штаб аиьгоцзюня пока публикует только списки «документов», не приводя их подробного содержания. Единственный пока документ, фотография которого опубликована в газете «Норт Чайна стаидард» в Пекине, носит все признаки подложности. Автор этого документа, не зная, очевидно, что в СССР уже десять лет введена новая орфография, пишет этот «документ» по старой орфографии, притом с массой грубейших ошибок. Очевидно, штаб аньгоцзюня, торопясь подтвердить свои утверждения о захвате важных документов, вынужден был дать спешный заказ на изготовление документа не особенно искусному мастеру этого дела. Тот факт, что аньго-цзюню понадобилось опубликование столь грубо сделанной фальшивки, является лишним доказательством отсутствия в числе взятых материалов каких-либо действительных документов компрометирующего характера.

Характерно, что, охотно показывая документы совершенно посторонним лицам и даже любезно предоставляя их на изучение дипломатическому корпусу в Пекине и военным атташе всех иностранных миссий, аиьгоцзюнь не счел

* См. док. № 88. ** См. док. № 101.


нужным предъявить их представителю советского посольства.

Насколько «ценны» эти «документы», показывает сравнительно беспристрастное заключение пекинского. корреспондента «Берлинер тагеблатт», который также видел эти «документы»: «...опубликованные до сих пор из захваченных в советском посольстве документы дали чрезвычайно скудные данные. К тому же подлинность наиболее компрометирующих документов крайне сомнительна. Например, направленные советскому военному атташе докладные записки написаны в форме, лишь частично соответствующей новому русскому правописанию. Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что действительно компрометирующие документы опубликованы лишь через три недели после обыска, в то время как опубликованные первый раз документы вызывали просто смех и не имеют никакого значения».

Утверждения некоторых иностранных корреспондентов, которые, по их словам, видели все документы, что невозможно приготовить такую массу документов в такой короткий срок, ничего не говорят в пользу подлинности этих документов. Списки, которые публикуются аньгоцзюнем, показывают, что большинство материалов представляет собой обычные информационные сообщения и материалы, которые можно иайтн.в канцелярии любого иностранного военного атташе и посольства в Пекине. В число этих информационных материалов могут входить как материалы военного, так и экономического и политического характера. Возможно, что среди документов, захваченных при налете, были такие материалы информационного характера; возможно, что их очень много, но это отнюдь не будет говорить за подлинность всякого рода инструкций, которые, несомненно, попытаются подкинуть в число захваченных при налете материалов. Интересно, что Рейтер, публикуя «материалы», подробно цитирует последние постановления VII расширенного пленума ИККИ, которые были у нас опубликованы во всех газетах, вышли отдельными книжками и т.д.

Многочисленные фабрики по всему миру, специально работающие по части изготовления всевозможных фальшивых писем и инструкций, уже, конечно, приведены в действие, и штаб аньгоцзюня получит возможность опубликовать фотографии еще ряда «документов», в которых «с несомненностью» будет устанавливаться участие Советского правительства в пропаганде в Китае, во вмешательстве во внутренние китайские дела, в подстрекательстве к погромам иностранцев и тому подобная еруида, которой уже никто не верит. А может быть, эти фабрики работали еще до налета, изготовляя по специальному заказу «документы», а сам иалет был предпринят с целью придания этим подлогам подобия подлинности.


Во всяком случае, мы можем уже заявить, что если обстановка налета и обыска была такова, что совершенно ие гарантировала от возможности появления в числе захваченных материалов подложных писем и документов, то немногие сведения, проникшие в печать о содержании некоторых из этих документов, позволяют уже установить с полной несомненностью, что в данном случае мы имеем дело с широко задуманным планом опорочения путем подлогов деятельности советских агентов в Китае и попыткой порчи отношений между СССР и другими державами, в частности с Японией. Я уверен, что по мере дальнейшего опубликования заглавий или самих документов это станет ясно всякому беспристрастному человеку».

Печат. по арх. Опубл. в газ. «Известия» Л«101 (3035), 6 мая 1927 г.

112. Сообщение ТАСС об условиях работы советской делегации иа Международной экономической конференции в Женеве \

6 мая 1927 г.

Сообщения, полученные Советским правительством от делегации СССР иа Международной экономической конференции, о полицейских условиях, в которые поставлена делегация, лишающих последнюю элементарной свободы и возможности работать, вызвали возмущение и негодование в правительственных кругах. Неслыханные притеснения и унизительные ограничения, которым подверглась советская делегация, рассматриваются Советским правительством, поскольку они ие будут немедленно отменены, как доказательство неискренности приглашения делегации СССР Лигой наций, которая, обещая в своих приглашениях одинаковые для всех делегаций условия, иа самом деле ие хотела допустить делегацию СССР к участию в работе конференции и теперь принимает все меры к созданию обстановки, препятствующей работе делегации. Ввиду этого Советское правительство в ответ иа запрос председателя делегации т. Осинского предложило последнему обратиться к Лиге наций с требованиями: во-первых, договориться с председателем делегации СССР относительно разумных методов охраны делегации и отмены всех унизительных и стесняющих свободу делегации полицейских мероприятий; во-вторых, обеспечить полное равенство условий делегации СССР с другими делегациями в отношении работы, сношений и т. п.; в-третьих, обеспечить делегации СССР одинаковое с другими делегациями участие в прениях конференции. Последнее требование объясняется опасением, что делегация СССР


может быть поставлена в исключительное положение также и в процессе работы,самой конференции. Делегации предложено правительством немедленно покинуть Женеву в случае невыполнения этих элементарных условий. Вместе с тем Советское правительство предполагает вновь пересмотреть вопрос об участии в конференциях, созываемых Лигой наций вообще и организуемых на швейцарской территории в частности.

Печат. по газ. «Известия» M 101 (3035). 6 мая 1927 г.

113. Из выступления Председателя советской делегации В. В. Осинского на восьмом пленарном заседании Международной экономической конференции в Женеве

7 мая 1927 г.

[...] Мировое хозяйство переживает глубокий кризис. Последствия этого кризиса тяжело отражаются на положении широких масс. Каковы те меры, которые способны были бы разрешить наиболее острые противоречия, улучшить положение трудящихся и облегчить* переход к новой эпохе мировой экономики? Ответом на этот вопрос могут послужить нижеследующие конкретные предложения.

Необходимы:

1) Аннулирование всех военных долгов и платежей, связанных с войной, как единственный способ ликвидации ряда противоречий, непосредственно унаследованных от войны 1914— 1918 гг. Такое аннулирование явилось бы крупным шагом к восстановлению мировой торговли;

2) Повышение заработной платы промышленных- рабочих;

3) Восстановление 8-часового и введение 6-часового рабочего дня в копях и на особенно трудных и вредных для здоровья работах;

4) Установление полной и действительной свободы профессиональной организации рабочего класса и полной свободы стачек;

5) Введение реального обеспечения безработных, в особенности высвобождаемых так называемым процессом рационализации производства; усиленное обложение с этой целью доходов имущих классов, сокращение всех видов непроизводительного потребления (милитаризм, чиновничество,- предметы роскоши и т. д.);

6) Решительная борьба против повышения цен на промышленные товары, в особенности со стороны картельных объединений;

7) Уничтожение всех препятствий к'передвижению избыточного населения из государства в государства;-

*187


8) Уничтожение системы протекторатов и мандатов, вывод войск из колоний и предоставление всем народам свободы политического и экономического самоопределения;

9) Прекращение всякой военной интервенции в Китае; предоставление Китаю полной свободы политического и экономического самоопределения в целях восстановления нормальных экономических отношений между Китаем и остальным миром;

10) Прекращение всех видов экономического и политического бойкота Советского Союза н установление взаимоотношений, исходящих из признания неизбежного сосуществования двух противоположных систем; предоставление Советскому Союзу кредитов, усиливающих его покупательную способность; предоставление иностранному капиталу концессий в СССР; установление технического сотрудничества и обмена опытом в области промышленной техники; отказ от посягательств на учреждения, неразрывно и органически связанные с социалистической системой, в частности на монополию внешней торговли;

11) Полное и действительное разоружение, с полным уничтожением постоянных армий и флота. Установление со стороны организаций рабочих н крестьян контроля за ликвидацией всего предназначенного для военных целен оборудования и установок.

Обществениое мнение Советского Союза единодушно полагает, что мир не только в равной мере дорог всем народам, как жнзнь для каждого человека, но что мир — это первая н главная, совершенно необходимая предпосылка всякой хозяйственной деятельности. Оно отвергает капиталистическую и империалистическую систему и потому, что оиа ведет к войнам. Оно приложит все усилия для поддержки всякого реального шага к ослаблению опасности войны, к сбережению жизни трудящихся масс всех стран. Со своей стороны оно готово сделать все необходимые для этого шаги.

Печат. по тексту протокола «Conférence Economique Internationale. Compte rendu des séances plérdères. 8-èms séance*, le 7 mai 1927, pp. 7—8.

Опубл. в изложении в газ. гИзвестия» M 104 (3038). 10 мая 1927 г.

114. Письмо Полномочного Представителя СССР во Франции Заместителю Народного Комиссара Иностранных Дел СССР M. M. Литвинову

7 мая 1927 г.

Вчера я долго разговаривал с де Монзн. Как я. Вам телеграфировал, мон попытки навести его на компромиссное-решение вопроса об облегчениях наших годдч-


ных платежей иа первый период* натолкнулись с его стороны на серьезное сопротивление. Он указывает, что ему немало труда стоило убедить министерство финансов, чтобы последнее согласилось на 60 млн. в год, но без всяких облегчений. Я все-таки не теряю надежды, что можно нащупать какой-нибудь компромисс, и как только такая возможность выяснится, мы сообщим наши соображения в Москву, а также пошлем проект протоколов.

В общем обстановка не из самых благоприятных. ДеМоизи рассказывает, что он узнал, что Пуанкаре сильно обижен на меня (сам он должен видеть Пуанкаре сегодня в половине одиннадцатого утра) за мое последнее интервью в «Парн суар», где я будто бы натравливаю держателей против правительства. Между тем о правительстве в той части интервью (которым сам де Монзи очень доволен: по крайней мере, он так заявляет), на которую указывал Пуанкаре, я нич-его ие говорю. Пуанкаре, однако, расшифровал больше, чем формально имел на это право. Это говорит его нечистая совесть. Дело в том, что я кончаю свое интервью, высказывая пожелание, что держатели бумаг теперь нас поддержат в получении кредитов, так как они из наших врагов превращаются уже в наших союзников. То же самое должны сделать промышленники, заинтересованные в наших заказах. Очередь теперь за финансистами, которые заинтересованы не только материально, по и морально: так как они устраивали царские займы во Франции, то их нравственная обязанность помочь теперь иам ликвидировать вопрос о долгах. Так как сам Пуанкаре играл в устройстве этих займов большую роль, в частности в устройстве займа 1906 г. в 2'Д млрд. фр-, то ои в этой фразе увидел намек да себя самого. Я ничего не имею против, потому что дело так и обстоит.

Де Монзи очень беспокоился, что на вчерашнем заседании совета министров должно было быть принято какое-то решение в связи с нашими переговорами.

Пуанкаре желает упразднить делегацию и вести переговоры сам, поручив, конечно, это дело двум чиновникам из министерства финансов. Очевидно, по его указке в парижской печати уже начинается кампания в этом смысле. Третьего дня в печатаемом здесь ежедневном бюллетене «Ажанс экономик э фннансьер», откуда статьи перепечатываются во всех других газетах, напечатана передовица за подписью известного реакционного, но очень авторитетного журналиста, главного редактора «Матэн» Стефана Лозанна, где под характерным 'заголовком «Столетняя конференция» требуется, чтобы с конференцией покончили. Сегодня уже в «Матэн» есть статья в этом духе. Возможно, что постепенно такого рода статьи будут

* См. док. № 66, 69, 76.


появляться и в других газетах. (Сегодня других газет я еще ие читал.)

Является ли это ответом иа мое наступление или твердым планом, я ие знаю. Я лично предполагаю, что Пуанкаре на такую крайность ие может идти. Во всяком случае, я вчера предупредил де Монзи, который в данном случае вполне солидарен со мной, что проведение плана Пуанкаре означает провал всех переговоров и, таким образом, на нем будет лежать ответственность за нерешение вопроса о долгах. Но, повторяю, Пуанкаре вряд ли решится на такой шаг, тем паче что через год будут законодательные выборы и наше предложение, принятое уже французской делегацией и известное всей Франции, явится хорошим избирательным оружием во время выборной кампании против Пуанкаре.

Насчет оставления Лабонна* де Моизи вовсе не проявил того энтузиазма, которого я ожидал, но ои обрушился на Эрбетта, и хотя говорит, что будет его защищать и в будущем, тем не менее не скрывает, что Эрбетт по приезде сюда получит большую головомойку по двум причинам. Во-первых, что он не успел «убедить Москву», чтобы она в вопросе о годичных платежах восприняла французскую точку зрения, во-вторых, за то, что благодаря неумелости Эрбетта в данный момент в России нет ни одного француза (т. е. ни одной концессии, ии одного торгового предприятия, ни одной сделки не сделано за пребывание Эрбетта).

Я на это ответил, что виноват, конечно, не Эрбетт, а французское правительство, которое срывало все концессии н сделки, запрещая вывоз капиталов (указал на дело об искусственном шелке Моитондоиа и т. д.).

Я хочу еще вернуться к этому вопросу в разговоре с де Моизи.

Указывая ему, что Москва также недовольна мною, потому что я здесь тоже ие провел ии одной большой сделки, ибо и флот еще находится в руках французов, и грузинская миссия еще не убрана из Парижа**, я подчеркнул, что считаю, что во всем этом виновато опять-таки французское правительство, которое все вопросы увязало вокруг старых царских долгов.

Де Монзи, между прочим, сообщил, что на сессии генерального совета в [департаменте] Ло поступило заявление со стороны группы держателей бумаг, чтобы генеральный совет устроил референдум среди всех держателей департамента: ие следует ли отнять признание, которое даио Советскому Союзу, так как последний не платит долги. Де Монзи предложил генеральному совету ответить на это предложение сообщением, что признание Советского Союза сделано без всяких условий и

* Советник посольства Франции в СССР. ** См. док. № 19.


что вообще недопустимо ставить отношения между Францией и страной 145-миллиоииого населения в зависимость от одного такого вопроса. В общем, принятое решение очень бойко выдержано и благоприятно для нас. Де Моизи дал мне текст, но после разговора с ним я видел его напечатанным целиком в «Тан».

Вчера должно было быть напечатано в «Пари суар» другое мое интервью о нашем внешнем и внутреннем положении, где я, в сущности, касался только трех вопросов: о нашем участии иа экономической конференции *, о китайских делах, и в частности о фальшивых документах**, и о внутреннем положении (предполагаемое восстание на Украине и вообще украинский сепаратизм). Это интервью должно было быть напечатано уже несколько дней тому назад, в то время как наша делегация только отправлялась из Москвы. Но «Пари суар» является вечерним, своего рода левым изданием «Ле жур-иаль», который отличается своей реакционностью и выходит по утрам. Вчера вечером редакция сообщила, что интервью задержано снова, так как предварительно должно быть напечатано интервью де Монзи в ответ на мое интервью прошлой недели о долгах.

Теперь уже мое интервью значительно устарело. Сегодня в газетах уже есть Ваше заявление относительно пекинских фальшивых документов. Однако если редакция «Пари суар» ие совсем откажется от мысли печатать интервью, то я его изменю соответствующим образом и прибавлю то, что сообщает т. Ротштейн о наших переговорах с Польшей.

Полномочный Представитель СССР во Франции

Печат. по арх.

115. Письмо и. о. Председателя Торговой делегации СССР в Великобритании Председателю Правления английского банка «Мидленд банк» Маккена

9 мая 1927 г.

Уважаемый сэр,

Ввиду намерения советских торговых организаций разместить заказы на машины, оборудование и т. д. фирмам в Англии, согласованы следующие условия для целей предоставления необходимых кредитов и учета векселей в связи с контрактами иа сумму до 10000000 ф. ст. (десять миллионов фунтов стерлингов).

Предложения о предполагаемых контрактах будут представляться Банку; на все контракты, заключаемые между

* См, док. № 112, ИЗ, 116, 122, 129 и прил. 1. ** См, док. № 88, 101, III.


советскими торговыми организациями и поставщиками по предложениям, одобренным Банком, будут распространяться следующие положения.

Платежи по контрактам будут производиться следующим порядком:

до 20% —наличными против коносаментов о погрузке или других равноценных документов;

до 10% — векселями на 6 месяцев со дня выдачи коносаментов о погрузке;

остающиеся 70% — векселями на равные суммы на сроки с трехмесячными интервалами; срок этих векселей будет от 9 до 42 месяцев. Окончательный платеж должен быть сделан через 42 месяца со дня выдачи коносамента о погрузке. Все векселя будут выданы поставщикам в день выдачи коносаментов о погрузке.

Торговая делегация должна открыть счет в «Мидленд банке», и «Мидленд банк» должен иметь депозит на таком счете на сумму до 20% от всех неоплаченных векселей.

Все суммы на таком счете Торговой делегации в «Мндлеид банке», оставленные против неоплаченных векселей, как сказано выше, должны приносить процент в размере одной половины процента свыше публикуемого уровня Лондонского депозитного банка.

Банк принимает на себя учет всех таких векселей по учетной ставке, не превышающей существующих рыночных ставок для безупречных торговых шестимесячных векселей.

Контракты будут заключаться между советскими торговыми организациями или «Аркос лимитед» и соответствующими британскими фирмами.

Тот факт, что промышленники не являются клиентами «Мидленд банка», не должен служить причиной для неодобрения контракта.

Настоящее соглашение не должно препятствовать заключению сделок торговыми организациями с другими британскими банками.

Соглашение останется в силе для любого контракта, заключенного в течение одного года со дня его подписания, и Банк обязуется учесть все векселя по всем заказам, которые были размещены в течение этого периода в силу настоящего соглашения н на указанных выше условиях41..

Мы будем рады получить подтверждение Вашего согласия на вышеизложенное. Искренне Ваш

И. Боев, Исполняющий обязанности Председателя

Печат, по арх.


На это письмо Маккена направил H мая 1927 г. на имя И. В. Боева ответ следующего содержания:

«Я получил Вашегшсьмо от 9 мая, в котором Вы в соответствии с нашими недавними переговорами излагаете некоторые условия соглашения с «Мидленд банком». Наши переговоры были направлены к тому, чтобы выработать меры для содействия развитию англо-русской торговли и, в частности, вывозу в Россию машин и оборудования, производимых в Англии. Вы имели в виду размещение заказов советских торговых организаций на сумму до 10 000 000 ф. ст., и мы обсуждали различные предложения о предоставлении необходимого кредита. Имелось в виду, что эти организации не будут заключать исключительного соглашения с «Мидленд банком», и о останутся свободными для заключения любых соглашений с другими банками или с поставщиками на условиях иных, чем те, которые предусматриваются в настоящем письме.

При условии получения некоторых разъяснений я согласен на предложения, изложенные в Вашем письме.

Я понимаю, что предложения о предполагаемых контрактах, которые будут представляться Банку, будут содержать наименование предполагаемых фирм, характер машин или оборудования, подлежащих поставке, и сумму заказа и что в отношении будущих переговоров эта информация будет представляться Банку до начала переговоров с той или иной фирмой.

Векселя, учитываемые Банком по этим соглашениям, должны быть выписаны поставщиками в обычной форме и подписаны ими.

В отношении того положения, что Торговая делегация должна открыть счет в «Мидленд банке», понимается, что Делегация будет сохранять на счету такой кредитовый баланс, который будет достаточен, чтобы дать Банку эффективный 20%-ный депозит по всем неоплаченным векселям любого контракта, заключенного в соответствии с настоящим соглашением».

116. Выступление члена советской делегации Л. М. Хинчука в комиссии по вопросам торговли Международной экономической конференции в Женеве

9 мая 1927 г.

Господин Президент, милостивые государи, Здесь предлагаются мероприятия, которые должны облегчить развитие торговых отношений между странами. Главнейшие из них суть; отмена запрещений по вывозу н ввозу, устранение таможенных барьеров. Я должен указать, что различие хозяйственного положения отдельных стран и различие их интересов вызывают необходимость разработки таких мероприятий, которые, не противодействуя интересам развития отдельных хозяйственных организмов, в то же время устранили бы главнейшие из препятствий, стоящих на путях мировой торговли и межгосударственных экономических отношений. Между тем вся подготовительная работа к предстоящей конференции прошла мимо указанных мною обстоятельств. Принципы внешней торговли решаются в зависимости от конкретных •условий каждой отдельной страны. Принцип свободной торговли соответствует интересам стран с наиболее развитой индустрией. В области таможенных тарифов имеются одни


интересы у крупных индустриальных стран, опирающиеся на объединенную в мощные картели промышленность, и другие — у сельскохозяйственных, колониальных и вновь образовавшихся стран. Отмена пошлин будет означать расширение торговли для одних стран и полную зависимость во всей хозяйственной жнзии экономически слабых стран от крупнейших индустриальных стран. Между тем мы Считаем необходимым дать возможность свободного хозяйственного развития для всех стран, в том числе и колониальных.

Те, кто вносит предложения о полной свободе торговли и отмене таможенных пошлин, не учитывают также и другого важнейшего обстоятельства. В настоящее время существуют две системы хозяйства: капиталистическая и социалистическая система хозяйства СССР. Внешняя торговля капиталистических стран все больше и больше регулируется системой частных монополий. Я не буду сейчас останавливаться на оценке этой системы, но она отнюдь не подходит под понятие «свободы торговли». Наша система торговли основана на государственной монополии внешней торговли: право ввоза н вывоза в СССР предоставляется исключительно государственным н кооперативным предприятиям в особом порядке и под контролем Комиссариата Внешней н Внутренней Торговли. Монополия внешней торговли является неотъемлемой частью всей хозяйственной системы СССР. Вне монополии внешней торговли неосуществимы единый план хозяйства СССР и его полная социализация. Это понятно всякому, кто захочет осмыслить систему социалистического хозяйства. Но я утверждаю, что монополия внешней торговли отнюдь не ограничивает нормальные торговые взаимоотношения с капиталистическими странами и не суживает возможности внешней торговли СССР. Мы вывозим из своей страны лишь те товары и в таких количествах, которые не нужны нашему собственному хозяйству, ввозим мы, в меру наших материальных ресурсов, что необходимо для нашего хозяйства. Конечно, прн наличии нормальных кредитных отношений с капиталистическими странами наш ввоз и вывоз мог бы быть больше. Лучшим доказательством того, что монополия внешней торговли не затрагивает интересов наших контрагентов, Является то обстоятельство, что целый ряд стран восстановил свой довоенный удельный вес в нашем экспорте и импорте, а некоторые даже превысили его. Мы готовы принять участие в обсуждении всех мероприятий, которые реально будут содействовать развитию мировых хозяйственных отношений, поскольку это возможно прн существующих условиях. Мы твердо убеждены в том, что без участия СССР нормальное развитие мирового хозяйства невозможно. Для иас экономическое сотрудничество с иностранными государствами возможно лишь только на базе монополии внешней торговли, на этой базе мы готовы рассматривать все


деловые предложения, которые будут содействовать развитию экономических отношений между СССР и капиталистическими странами и всего мирового хозяйства в целом.

Печат. по арх. Опубл. в изложении в гаэ. «Известия* M 105 (3039), 11 мая 1927 г.

117. Письмо Председателя Центрального Исполнительного Комитета СССР Королю Геджаса, Неджда и присоединенных областей Ибн Сауду

10 мая 1927 г.

Ваше Величество,

Получив Ваше любезное письмо, которое должен был вручить мне намеревавшийся посетить нашу страну сын Ваш Фейсал42, с большим удовлетворением присоединяюсь к выраженным Вашим Величеством пожеланиям о дальнейшем укреплении дружбы и любви между народами СССР и арабским народом. Надеюсь, что буду иметь возможность в скором времени видеть в нашей стране Вашего сына н наместника в Геджасе эмира Фейсала и иметь возможность через него еще раз передать Вашему Величеству и арабскому народу о тех чувствах дружбы и о той симпатии к стремлениям арабского народа к национальному объединению и экономическому прогрессу, которые имеются у народов СССР.

Прошу Ваше Величество принять мои приветствия и наилучшие пожелания.

М. Калинин

Печат. по арх. Опубл. в кн. «СССР и арабские страны. 1917—1960 гг.», М., 196h стр. 63—64.

Это письмо явилось ответом на следующее письмо Ибн Сауда от 7 сентября 1926 г. на имя М. И. Калинина:

«Горячо стремясь к усилению прекрасных чувств дружбы и любви между вашей и моей страной, выразившихся в признании вашим великим Правительством нас в качестве Короля Геджаса и Султана Неджда и присоединенных областей, представляю Вам нашего сына и наместника в Геджасе эмира Фейсала, который передаст Вам мою благодарность и мое удовлетворение благими действиями вашего Правительства.

Надеюсь, что это послужит укреплению на прочных основах дружбы и любви, и прошу принять мои приветствия и выражение уважения».

На публикуемое выше письмо М. И. Калинина был получен следующий ответ Ибн Сауда от 3 июня 1927 г.:

«Приветствуем Ваше Превосходительство и сообщаем о получении Вашего любезного письма в ответ на наше письмо, которое мы предполагали направить Вам с нашим сыном Фейсалом, которому обстоятельства помешали посетить вашу прекрасную страну. Мы молим бога, чтобы он дал нам возможность-принять Ваше приглашение послать : к Вам. нашего сына

13*


в будущем, п призываем всевышнего, чтобы он способствовал нам в деле продолжения отношений дружбы между нашим арабским народом и народами СССР. Он знает мои мысли, и на него я уповаю».

118. Запись беседы Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР с Послом Италии в СССР Черрути

10 мая 1927 г.

Черрути повторил обычные жалобы итальянцев на значительное падение за последний год вывоза из Италии в СССР, на крупное несоответствие между ввозом н вывозом, но никаких конкретных предложений по своей инициативе не делал, если не считать указания на необходимость организации транзитного хлебоэкспортиого пункта в Венеции. Упомянув о фирмах «Чнче» и «Италорусса», которые собираются ходатайствовать о возобновлении регистрации, Черрути всячески оговаривался, что итальянское правительство нисколько не заинтересовано в наших торговых сношениях с «Чиче», но оно считает неправильным отказ в регистрации. Он ссылался при этом на свой разговор с т. Каменевым, который будто бы говорил о совершенном незнакомстве наших хозяйственных органов с итальянской промышленностью, н отсюда Черрути сделал вывод о необходимости предоставления промышленникам права сноситься через своих московских представителей с хозяйственными органами, представлять нм свои каталоги и проспекты н делать оферты. Пусть окончательные сделки заключаются нашим торгпредством, но первоначальные переговоры должны вестись в Москве. На мой вопрос, знаком ли он с предложением дель Пропосто43 о кредитах, Черрути ответил, что ему это предложение известно, что он готов заняться этим вопросом н выяснить точку зрения правительства, если он будет знать заранее наше принципиальное отношение к итальянским кредитам.

Я пространно излагал ему нашу позицию в вопросе о регистрации иностранных фирм, доказывал ему ненужность существования в СССР иностранных представительств прн монополии внешней торговли и при наших методах закупочной деятельности. Я говорил ему, что наши торгпреды являются самыми рьяными поборниками увеличения торговых отношений со странами нх пребывания, что торгпреды состязаются между собой, стараясь привлекать в свою страну возможно больше заказов, и что иностранным промышленникам достаточно заинтересовывать торгпредов каталогами, проспектами и офертами, чтобы обеспечить себе наши заказы. Мы в свое время зарегистрировали «Чиче» лишь в виде исключения, вследствие просьбы Муссолини и Маицоин, но что исключение не должно превратиться в правило, Мы не можем делать pas-

Iss


личия между итальянскими фирмами. Если регистрировать одну фирму, то придется регистрировать и другие; допустив же итальянские фирмы, мы не можем отклонять регистрацию германских, шведских, английских, французских и т. д. Допущение же большого количества иностранных фирм в Москву создало бы нездоровую атмосферу и в конце концов вызвало бы сильное разочарование со стороны самих фирм, которые, неся большие расходы по представительству, никаких результатов здесь не добились бы. Немцы тоже в начале наших сношений с ними сильно добивались регистрации представительств, но теперь онн совершенно убедились в абсолютной ненужности представительств и делают с нами огромные дела непосредственно через торгпредство. Государство н его правительство заинтересованы лишь в максимальном повышении суммы товарооборота, что достигается предоставлением подходящих условий в отношении цен, кредитов, качества товара и т. п., а не размножением представительств. Во всяком случае, у нас уже выработана твердая принципиальная позиция в отношении регистрации, и мы с иее не сойдем. Падение торговли с Италией объясняется отчасти неприятным опытом, который мы имели с некоторыми итальянскими товарами (текстиль), а главным образом получением больших кредитов в Германии и в других странах. Мы отнюдь ие намерены исключать Италию нз наших торговых взаимоотношений с Западом и приветствовали бы предложения о кредитах. У нас уже теперь, вероятно, вырабатывается импортный план на следующий операционный год, и своевременное поступление кредитных предложений из Италии могло бы повлиять на составление плана нашего импорта из Италии. Подробно говорить с ним на темы, составляющие компетенцию Нарком-торга, я не могу.

Черрутн высказал пожелание о встрече между советской и итальянской делегациями, и в особенности с Пирелли, в Женеве. Я указал ему на особое положение нашей делегации, делающее необходимой инициативу с другой стороны. Я не сомневаюсь, что наша делегация с удовольствием откликнется на соответственное предложение итальянцев.

По просьбе Черрути я обещал устроить ему свидание с т. Микояном. Чтобы вовлечь Черрути в политический разговор, я стал его расспрашивать об итало-югославских отношениях, об итало-венгерском договоре и о посещении Констанцы итальянским флотом. Черрути охотно отвечал, сообщив, что Италия отклоняет какие бы то ии было разговоры с Югославией по поводу Тнранского договора44, что между Италией и Венгрией нет никаких конфликтных вопросов, что Италия приветствовала бы соглашение между Венгрией, Румынией и Югославией, тем более что без такого соглашения Венгрия не может использовать транзит на Фиуме, а что касается Румынии, то

Г97


речь идет о посещении ее и Варны небольшой флотилией из четырех судов. Высказанное мною предположение, что это новое проявление внимания к Румыннн является компенсацией за сближение Италии с Венгрией, Черрути опровергнуто не было. Со своей стороны Черрути расспрашивал о наших переговорах с Латвией и Эстонией и об отношениях с Литвой. Ответный меморандум Вольдемараса 45 Черрути известен. На мой вопрос, какие интересы толкают Италию к вмешательству в литовско-польские отношения. Черрути сослался на интересы мнра. Я отметил, что интересы мира требуют нажнма со стороны держав на Польшу, а не на слабую Литву.

Литвинов

Печат. по арх,

119. Телеграмма Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Председателю советской делегации на Международной экономической конференции в Женеве В. В. Осинскому

// мая 1927 г.

Посол Италии говорил мне о целесообразности Вашего контакта с итальянской делегацией, в частности с Пирелли *. Я указал ему. что мы будем приветствовать соответственные шаги со стороны итальянской делегации, объяснив, почему инициатива не должна исходить от нашей делегации. Чрезвычайно важен контакт с югославами н выяснение действительных причин, препятствующих установлению нормальных отношений **.

Литвинов

Печат. по арх.

120. Нота Временного Поверенного в Делах СССР в Великобритании Министру Иностранных Дел Великобритании О. Чемберлеиу

12 мая 1927 г. № AP/U25

Сэр,

Сегодня вечером, в половине пятого, помещения «Аркоса» и Торговой делегации Союза Советских Социалистических Республик на улице Мургейт. № 49, были заняты вооруженной полицией. Это противоречит тому обстоятельству, что согласно торговому соглашению от 1921 г.*** помещения Торговой делегации, являясь служебными помещениями г. Хинчука, Офи-

* См. док. №118. ** См. док № 121, 124 132. *** См. т. Щ, док. № 344.


циального торгового агента СССР в Великобритании, пользуются дипломатической неприкосновенностью. Согласно ст. V вышеназванного торгового соглашения г. Хннчук пользуется всеми правами и неприкосновенностью, распространяющимися на официальных представителей других иностранных держав в Великобритании. Право г. Хннчука на вышеупомянутые привилегии было подтверждено еще недавно Министерством Иностранных Дел в ноте от 16 февраля 1927 г.

Во время обыска, который в то время, как пишется эта нота, еще продолжается, один нз служащих Торговой делегации, г. Худяков, отказавшийся выдать ключ от сейфа, содержащего личные бумаги, шифровальные коды н т. д. Официального торгового агента, подвергся нападению со стороны полиции. Почта, адресованная Официальному торговому агенту, которая как раз в этот момент была доставлена курьерами, была унесена полицией.

Эти действия являются вопиющим нарушением ст. V торгового соглашения, которое включает следующий абзац: «Официальные агенты будут иметь возможность свободно сноситься со своим Правительством н с другими официальными представителями нх Правительства в других государствах по почте, телеграфу и беспроволочному телеграфу шифром, а также принимать и отправлять курьеров с запечатанными, изъятыми от осмотра пакетами, вес коих ограничивается 3-мя килограммами в неделю».

Более того, на основании ст. I торгового соглашения Британское Правительство взяло на себя обязательство «не ставить эту торговлю в худшие условия по сравнению с торговлей, ведущейся с другими государствами, а равно не чинить каких-либо препятствий банковым, кредитным и финансовым операциям, производимым в целях этой торговли». Но уже сам по себе факт совершения налета должен неизбежно причинить ущерб англо-советской торговле. В дополнение я должен указать, что во время налета были нарушены самые элементарные гарантии н общепринятые нормы поведения. Обыск был начат до предъявления соответствующего ордера, который был вручен помощнику директора «Аркоса» г. Сорокину лишь час спустя после начала обыска. Почти во всем помещении обыск производился в отсутствие представителей учреждения, подвергшегося налету. Все служащие «Аркоса» н Торговой делегации, как мужчины, так н женщины, были задержаны и подвергнуты обыску. Среди ннх были женщины, имеющие дипломатические паспорта, как, например, жена Поверенного в Делах н жена финансового атташе г-жа Шанина. Обыск этих женщин был произведен полицейскими офицерами-мужчинами.

Я позволяю себе заявить, что я уведомил мое Правительство обо всем, что произошло,-но в ожидании его решений


н указаний я считаю своим долгом заявить самый категорический протест против нарушения вышеупомянутым образом обязательств, взятых на себя Британским Правительством в соответствии с торговым соглашением 1921 г.

Примите уверения, сэр, в моем совершенном почтении.

Временный Поверенный в Делах СССР в Великобритании

Печат. no арх. Onuô.t. g газ. *lha?CTtix*

В упоминаемой ноте МИД Великобритании № Т 1828/600/373 от 16 февраля 1927 г., подписанной заведующим договорным департаментом МИД Уорнером, говорилось, qTo в связи с назначением Д- М. Хинчука председателем торговой делегации Советского Союза в Великобритании, ему «будут предостевлены, согласно торговому соглашению 1921 г., те же самые привилегии, какими пользовались его предшественники в представительстве торгового агента».

121. Запись беседы члена советской делегации на Международной экономической конференции в Женеве Л. М. Хинчука с председателем югославской делегация Чечеровым

13 мая 1927 г.

Тов. Хиичук. Я хотел бы узнать, какое, по-Вашему, произвело впечатление выступление советских делегатов на конференцию вообще и на Вас в частности?

Чекеров. Впечатление неплохое, но при создавшихся условиях ведь трудно было рассчитывать на то, чтобы впечатление было очень хорошее, так как остальные делегаты не верят в советскую систему хозяйства. Тем не меиее все, и в особенности я. крайне рады тону, что советская делегация принимает участие на конференции на началах мирного сотрудничества и сожительства.

Тов. Хин чу к. Наши усилия в Советском Союзе направлены прежде всего на экономическое восстановление своей страны, и мы считаем экономические достижения в условиях социализма нашим наибольшим успехом.

Обменявшись далее с Чечеровым заверениями в дружбе народов Советского Союза и Югославии, т. Хннчук указал на то, что Югославия попадает в такое же окружение, в какое стремятся поставить и Советский Союз. Ратификация Италией румынского присоединения Бессарабии *, создание из Албании полного политического вассала Италии влекут за собой раскол Малой Антанты и изоляцию Югославии.

* См. док. J«58.


У Советского Союза и Югославии нет взаимных материальных претензий, и поэтому Советский Союз и Югославия могут легче прийти,' по мнению т. Хинчука, к соглашению и возобновлению дипломатических сношений.

Чечеров. Положение Югославии, возможно, таково, как Вы себе его представляете, или, во всяком случае, похоже на это. В Югославии существует сильное общественное течение в пользу возобновления дипломатических сношений с СССР, и дипломатические шаги, которые могут быть предприняты Советским Союзом с этой целью, встретят в общественном мнении Югославии и в ее прессе значительную поддержку. Когда Италия ратифицировала присоединение Бессарабии к Румынии, в югославской печати появился ряд статей, защищавших необходимость возвращения Бессарабии России, и румынский представитель в Югославии должен был даже написать письмо в газеты для того, чтобы воздействовать иа общественное мнение страны в желательном для Румынии смысле. Делали ли ваши дипломатические представители в Берлине какие-либо шаги для того, чтобы завязать нормальные отношения с Югославией? Я лично, заметил Чечеров, выступаю всецело в пользу этого. Я считаю, что прежде общественное мнение Югославии было восстановлено против России по политическим мотивам, но теперь поняли все, что политическая система России является ее делом и что русский народ имеет право на то правительство, которое ему нравится.

Чечеров далее заявил, что сербский министр иностранных дел Маринкович находится в настоящее время на конференции Малой Антанты в Яхимове (Чехословакия) и что он готов сообщить ему содержание речи (заявление) Хинчука. Чечеров спросил, представляет ли заявление Хинчука мнение его правительства.

Tqb. Хинчук. В советской печати не было ни единого выпада против Югославии, советская общественность к Югославки относится весьма дружественно, и на этом я основываю свое убеждение, что высказанная мною точка зрения является точкой зрения Советского Союза и его правительства. Я запрошу Москву о том, были ли сделаны какие-либо шаги советской дипломатией в указанном направлении и можете ли Вы считать мое заявление официальным, и уведомлю Вас в течение 2—3 дней о результатах *.

Чечеров. К тому времени Мариикович вернется в Белград, а он все равно не мог решить вопроса до своего возвра щения.

Тов. Хинчук. Итак, мы еще будем иметь случай продолжить нашу беседу.

Печат. по арх,

* См- док. № 124.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: