Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Афганистане в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР 2 страница

17 октября 1927 г. в Польшу был назначен новый полпред СССР т. Богомолов.

2 сентября 1927 г. в Варшаве белогвардейцем Трайкови-чем, имевшим целью убийство поверенного в делах в Польше т. Ульянова, было совершено покушение на курьера нашего полпредства в Польше т. Шлессера. Транкович был убит подоспевшим на помощь Шлессеру другим курьером полпредства т. Гусевым. В связи с этим польская пресса подняла ожесточенную кампанию против сотрудников нашего полпредства.

Согласно изъявленному нами желанию всесторонне выяснить дело, хотя сотрудники нашего полпредства не подсудны польскому суду. тт. Гусев и Шлессер сделали сообщение польским следственным властям, которые не нашли в их действиях состава преступления, о чем министерство иностранных дел Польши выпустило официальное коммюнике.

16 ноября 1927 г. в Варшаве состоялось подписание генерального соглашения о возвращении нами польских культурных ценностей, вывезенных из Польши во времена царизма***. Вопрос о возвращении этих ценностей был предусмотрен XI статьей советско-польского договора 1921 г. **** Ряд

* См. док. JÄ 153 154. 159, ** См. док. JA 210, '** См. прял. 3. **** См. т, Ш, jtfte. Ув 350


фактов свидетельствует о некотором развитии культурной связи между СССР и Польшей. Советские представители принимали участие в организованных Польшей международном съезде географов и этнографов, международном конгрессе телеграфных агентств, а также в международном конкурсе пианистов имени Шопена *.

В июне 1927 г. в Киеве состоялся союзно-польскиЙ железнодорожный съезд, который разрешил ряд вопросов, связанных с упрощением и облегчением как грузового, так и пассажирского железнодорожного сообщения между СССР и Польшей.

1 октября 1-927 г. была подписана союзно-польская телефонная конвенция, установившая прямую телефонную связь между СССР и Польшей.

Франция

Франко-советская конференция после 8-месячного (с июля

1926 г.) перерыва возобновила свои работы 19 марта

1927 г. ** На обсуждении стоял план урегулирования царского долга на основе 61 ежегодного взноса по 60 млн. фр.

Ввиду лживых сообщений прессы полпред в конце апреля дал интервью во французской прессе о положении переговоров, в котором он отметил конкретные цифры, выдвинутые с нашей стороны. Интервью, как оказалось впоследствии, вызвало в правительственных кругах Франции неудовольствие, хотя о своем намерении дать интервью полпред своевременно поставил в известность французскую делегацию и не встретил возражений.

Наступивший период ухудшившихся отношений между СССР н Англией побудил французскую делегацию сначала соблюдать пассивность в дальнейшем ходе работ конференции, а затем, после разрыва СССР с Англией, чинить определенные препятствия на пути возможного соглашения.

Советская делегация 30 июня обратилась к французской делегации с письменным предложением продолжить официальные переговоры***, приостановленные в течение трех месяцев. Советская делегация в своем письме отмечала, что: 1) расхождения между советской и французской делегациями по вопросу о долгах стали незначительными, 2) вопрос о кредитах был признан французской делегацией имеющим важ-ность не только для урегулирования проблемы долгов, но и Для установления экономических отношений и обеспечения постоянного обмена ценностями между Францией и СССР,

* См. т.!Х. прим. 93. '* См. док. № 66. '* См. док. № 173.


3) в самой работе конференции не произошло Ничего такого, что могло бы объяснить и оправдать приостановку переговоров.

Б своем ответе председатель французской делегации де Монзи высказал надежду- что переговоры возобновятся сейчас же после летних каникул.

21 сентября 1927 г. советская делегация по переговорам üo Франции представила французской делегации ноту* в сопровождении официального предложения о долгах и кредитах. Текст предложения советской делегации намечает уплату 61 аннуитета по 60 млн. зол. фр. для урегулирования довоенных долгов, настаивает на предоставлении СССР кредитов в 120 млн. долл. по 20 млн. долл. в течение 6 лет, изъявляет готовность обсудить вопрос о реальных гарантиях этих кредитов и обязуется депонировать в 6-месячный срок в какой-либо банк 30 млн. фр. для распределения среди французских держателей немедленно по ратификации соглашения о долгах и кредитах обоими правительствами.

Эти предложения в связи с последующими событиями и отозванием с поста полпреда X. Раковского дальнейшего развития пока не получили.

Англо-советский разрыв не сразу повлиял ка установившиеся франко-советские отношения. Так, например, 26 мая агентство Гавас в связи с англо-советским разрывом и свиданием Пуанкаре с Чичериным в своем коммюнике сообщало, что «перед Францией вопрос об изменении официальных отношений с СССР не ставится» и что «французское правительство не возьмет на себя в этом отношении инициативы, если не будет к тому вынуждено новыми обстоятельствами». Однако, несмотря на вышеуказанное заверение, уже в середине июня во французских банковских кругах ощущался некоторый нажим со стороны Англии, направленный к сокращению предоставляемых СССР кредитов.

В конце августа 1927 г. правая пресса получила новый толчок для антисоветской кампании и требования разрыва с СССР. Послом Франции в СССР г. Эрбеттом была вручена вербальная нота по поводу подписи т. Раковского под заявлением оппозиции, в котором имеется, между прочим, обращенный к солдатам других стран призыв к дезертирству и случае войны с СССР. 26 августа НКИД была послана ответная нота, в которой сообщалось, что декларация, опубликованная 10 августа, подписана т. Раковским не в качестве посла, и указывалось, что неоднократные категорические заявления французского правительства о ненамеренни участвовать в каких-либо военных действиях против СССР делают жалобы французского правительства беспредметными. Этой же нотой

• См. док. X? 219.


сообщалось французскому посольству, что т. Раковскому поручено предложить французскому правительству заключить пакт о ненападении и о невмешательстве одной стороны во внутренние дела другой83.

В результате длительной нотной переписки французский посол Эрбетт 4 сентября заявил т. Чичерину, что инцидент по поводу подписи т. Раковского под заявлением оппозиции следует считать ликвидированным.

Однако 7 октября г. Зрбетт передал т, Чичерину ноту, содержащую формальное и мотивированное требование французского правительства об отозвании т. Раковского.

13 октября в ноте, адресованной французскому послу, т. Чичерин заявил, что считает себя вынужденным ввиду требования французского правительства об отозвании т. Раковского освободить т. Раковского от обязанностей посла во Франция и назначить ему преемника. В этой ноте т. Чичерин доказыиал и то же время необоснованность данного требовании французского правительства, отмечая, что инцидент с подписью т. Раковского под заявлением оппозиции был объявлен исчерпанным 4 сентября французским послом и что по-стаиленное т. Раковскому в упрек опубликование письма председателю французской делегации на франко-советской конференции де Монзи (о достигнутых соглашениях и остающихся разногласиях) имело место с ведома де Монзи.

21 октября было опубликовано постановление президиума ЦИК СССР об освобождении т. Раковского от обязанностей полномочного представителя Союза во Франции и о назначении полпредом во Франции т. Довгалевского. освобождаемого от обизанностен полпреда Союза ССР в Японии.

Финляндия

Взаимоотношения СССР с Финляндией за отчетный период характеризуются застоем ввиду недружелюбной, а в вопросах, снизанных с Лигой наций, даже враждебной политики финлиндского правительства по отношению к СССР.

Еще и октибре 1926 г. мы начали с Финляндией переговоры о заключении гарантийного договора*. Но переговоры эти искоре были прерваны финляндским правительством, которое без согласования с нами опубликовало коммюнике, в котором оправдыиало этот перерыв наличием у договаривающихся сторон непримиримых противоречий. Такой односторонний перерыи перегоиоров не мог не рассматриваться нами как нелояльный акт в отношении СССР со стороны Финляндии, в сиизн с чем нашим полпредом в Гельсингфорсе был заявлен устный протест.

* См. т.!Х, док. -Vs 309.


Перерыв переговоров о гарантийном договоре почти сив-пал по времени с выходом в отставку кабинета г. Каллио, на смену которому 13 декабря пришел социал-демократический кабинет во главе с г. Таннером. Во внешней политике, в частности в вопросе о заключении гарантийного договора, этот кабинет продолжал занимать позицию своего предшественника *.

Политика Финляндии в Лиге наций по отношению к СССР за последний год носит все более и более враждебный характер. Особенно это проявилось в факте сделанного Финляндией в Лиге наций предложения по вопросу о признании, в случае столкновения члена Лиги наций с нечленом ее, последнего нападающей стороной. Этот проект, явно направленный против СССР, фактически предусматривал превращение Лиги наций из оборонительного союза в наступательный.

В результате, когда Финляндия на сентябрьской сессии Лиги наций была выбрана в Совет Лиги, общественное мнение во всем мире увидело в этом факте известную демонстрацию против СССР и одобрение политики Финляндии в деле упорного выдвижения' проблемы «русской опасности» и в деле моральной подготовки протнвосоветского блока,

Наступившее непосредственно вслед за англо-советским разрывом ухудшение в отношениях Финляндии и СССР нашло свое частичное проявление в деле Эльвенгрена, расстрелянного в числе 20 контрреволюционеров. Финляндское правительство вручило 18 июня резкую ноту протеста, аргументировавшуюся фактом финляндского гражданства Эльвенгрена. Посылка ноты имела место несмотря на то, что еще до этого финляндский посланник имел возможность ознакомиться в НКИД с имевшимся по делу Эльвенгрена материалом, говорившим о том, что он прибыл в СССР по румынскому паспорту и на допросе назвал себя «русским эмигрантом без гражданства». Ответная нота т. Литвинова положила конец дипломатическим переговорам по делу Эльвенгрена **.

Последним моментом, характеризующим напряженность отношений между Финляндией и СССР, явились события, говорившие о попустительстве со стороны финских властей планомерной деятельности на финляндской территории антисоветских террористических организации. Такое попустительство заставило правительство СССР сделать по этому поводу представление финляндскому правительству***, которое ответило, что в Финляндии начато основательное расследование, в результате которого решено выслать трех эмигрантов, и что дальнейшее расследование продолжается. Решение оказалось

* См. док. > 5. 7, 36. 75г 250, 279. ** См. дек. M 169. *** См док Ne 1Й6. 193, 206, 207. 237, 250.

ZJb


невыполненным. Это обстоятельство, а также непрекращающиеся попытки перехода нашей границы со стороны Финляндии вооруженными лицами говорят о том. что спокойствие в кругах белой эмиграции в Финляндии нисколько не нарушено.

Необходимо в то же время отметить, что, несмотря на напряженность в отношениях Финляндии и СССР в отчетном периоде, деловые связи между обеими странами продолжали развиваться.

Чехословакия

Наметившееся в начале текущего года ухудшение международного положения СССР, завершившееся англо-советским разрывом и попыткой англичан усилить нашу изоляцию, косвенно отразилось и на позиции Чехословакии в отношении СССР. Чехословакия стала еще более осторожной и медлительной в вопросе признания СССР де-юре,

Наши взаимоотношения с Чехословакией по-прежнему остаются половинчатыми (отношения де-факто без взаимного признания де-юре и без наличия нормальных дипломатических сношений), хотя политические и общественные круги Чехословакии отдают себе отчет в ненормальности этих отношений.

Половинчатость политических отношении, естественно, тормозила дело экономических связей между СССР и Чехословакией. Чехословакия располагает очень солидной (и количественно и качественно) промышленностью, которая при более нормальных отношениях могла бы участвовать в очень заметной доле в реконструкции нашего хозяйства. Чехословакия вместе с тем владеет сравнительно большими финансовыми резервами. Наконец, стабилизация и рост германской промышленности угрожают Чехословакии вытеснением ее с рынков ряда европейских стран, куда Чехословакия вывозит значительную часть своей продукции. Все эти обстоятельства толкают Чехословакию на путь расширения экономических связей с СССР. Но это расширение предполагает использование финансовых резервов в целях кредитования экспорта в СССР. А на это при существующих половинчатых отношениях деловые круги Чехословакии не решаются. Те робкие шаги, которые предпринимались наиболее заинтересованными промышленными кругами к оживлению торговой деятельности с СССР н выразились в попытках создания чешско-советской торговой палаты и в попытках добиться от министерства торговли применения к некоторым наиболее рентабельным для чешского рынка советским товарам льготного таможенного тарифа, наталкиваются на сопротивление официальных кругов Чехословакии.


Швеция

Назначенный вместо т. Довгалевского новый полпред т. Копп в первое время своего пребывания в Стокгольме испытывал затруднения в работе из-за деятельности фашистских организаций, посылавших ему анонимные угрозы н открыто демонстрировавшнх перед зданием полпредства. На это было обращено внимание министерства иностранных дел, после чего угрозы прекратились.

8 октября было подписано соглашение о статусе торгпредства СССР в Стокгольме *. Положение торгпредства не было оформлено торговым соглашением 1924 г.**, и эта неоформленность долгое время служила причиной для всякого рода недоразумений.

2 февраля состоялся обмен нотами по консульскому соглашению ***.

Благоприятно развивались культурные сношения со Швецией. Помимо постоянного обмена художественными и научными материалами состоялось несколько поездок наших артистов н профессоров в Швецию. Из Швеции к нам приезжали в начале лета 1927 г. две научные экспедиции.

Эстония

Советско-эстонские взаимоотношения за отчетный период ознаменовались рядом событий, которые не могли способствовать дальнейшему развитию дружественных отношений.

Затяжной характер, который приняли переговоры о гарантийном договоре, открытое выступление эстонского правительства против заключенного Союзом ССР с Латвией торгового договора, позиция, занимаемая руководящими кругами Эстонии по вопросу об экономических взаимоотношениях с Советским Союзом, наконец, поведение эстонских властей в связи с активной деятельностью русских эмигрантов, проживающих в Эстонии.— все это свидетельствует, что советско-эстонские взаимоотношения не по вине Союзного правительства не развивались в желательном в интересах обеих сторон направлении.

Конкретные переговоры о заключении гарантийного договора, к которым было приступлено в Ревеле в декабре 1926 г.****, приняли затяжной характер. Несмотря на проявленную советской стороной при переговорах готовность в максимальной степени пойти навстречу эстонским пожеланиям, в позиции эстонской делегации, продолжавшей настаивать на заведомо неприемлемых для Советского Союза требованиях.

* См. док..Чэ 236. ** См. т. VII. док. Л» 75. *** См. док. № 25. **** См. т. IX, док. M 166, 352, 365.


нельзя было усмотреть действительной готовности эстонского правительства в согласии с его официальными заявлениями довести переговори до благоприятного конца.

Необходимо отметить, что и в области развития экономических взаимоотношений между СССР и Эстонией руководящие круги Эстонии занимали аналогичную позицию.

Официальные представители эстонского правительства неоднократно в течение последних месяцев заявляли, что эстонское правительство не стремится в настоящее время к урегулированию торговых отношений с СССР путем заключения торгового договора по примеру своей соседки Латвии. Часть эстонской прессы в то же время повела активную кампанию против идеи заключения торгового договора, высказываемой заинтересованными в экономических связях с СССР кругами и нашедшей свое отражение в резолюциях Советско-Эстонской торговой палаты в Ревеле.

Эта кампания, направленная одновременно против советско-латвийского торгового договора, н та политическая аргументация, которая приводилась в защиту ориентации хозяйственной жизни Эстонии всецело на Запад, не оставляют сомнения в том, что руководящие круги Эстонии, игнорируя непосредственные экономические интересы эстонского хозяйства, не желают идти по пути улучшения н развития отношений с СССР.

Возросшая за отчетный период зависимость эстонского хозяйства от английских финансовых кругов наводит на мысль, что упомянутые тенденции в известной мере отража-ют внешнее влияние. Заключенный эстонским правительством летом текущего года в Лондоне заем ставит эстонскую экономику в значительной степени под контроль заимодавца.

Полномочное представительство СССР в Эстонии в течение последнего года неоднократно обращало внимание эстонского правительства на представляющую угрозу дружественным отношениям обеих стран деятельность русских эмигрантских кругов в Эстонии. К сожалению, эти представления полпредства в большинстве случаев не находили должного отклика со стороны эстонского правительства.

Эта деятельность приняла определенные формы подготовки покушения на полпреда СССР. Стремясь отвлечь внимание общественного мнения и замаскировать свою преступную деятельность, упомянутые эмигрантские круги прибегли к неслыханной провокации.

Некий эмигрант Луковский, который осенью 1927 г. сам явился в полпредство в Ревеле с сообщением о готовящемся террористическом акте против полпреда, 17 октября 1927 г. заявил эстонской полиции, что один из ответственных сотрудников полпредства предлагал ему организовать покушение нз полпреда.


Эстонское правительство не приняло мер к ограждению полпредства от подобных преступных происков; напротив, это чудовищное заявление Луковского, который, как выяснилось впоследствии, в свое время состоял на службе в эстонской политической полиции, нашло свое отражение в интервью, данном министром внутренних дел Эстонии г. Гюнерсоном эстонской печати 24 октября. Это заявление содержит обвинение одного иностранного государства в том, что оно путем провопи-роэання русских эмигрантов стремится вызвать внешнеполитические затруднения для эстонского государства. Содержание и смысл этого интервью не оставляли сомнений, что обвинения эти направлены по адресу СССР. Это заявление министра внутренних дел явилось отправным пунктом для ожесточенной клеветнической кампании эстонской прессы против СССР.

Неоднократные протесты Советского правительства, заявлявшиеся как в Ревеле, так и в Москве против вышеупомянутого заявления министра внутренних дел и недопустимого поведения эстонской печати, не привели к удовлетворительным результатам.

Ввиду этого НКИД был вынужден в ноте от 14 ноября в письменной форме повторить категорический протест по поводу действий эстонских властен в связи с этим делом и в особенности против неслыханного заявления ответственного члена эстонского правительства. В ноте обращено внимание эстонского правительства на ту угрозу дружественным отношениям, которую представляет занятая в этом деле позиция эстонского правительства, и выражена надежда, что эстонское правительство примет действительные меры к созданию условий, обеспечивающих возможность нормальной работы полпредства. В результате переговоров эстонское правительство дало в печать коммюнике, которым этот конфликт был ликвидирован.

В августе 1927 г. в Ревеле было подписано соглашение о разрешении пограничных конфликтов. Соглашение построено по типу уже действующего аналогичного соглашения с Латвией,

СССР И СТРАНЫ ВОСТОКА Афганистан

Отношения между СССР и Афганистаном за отчетный год шли по линии дальнейшего расширения и углубления политического и экономического сотрудничества. Подписанный 31 августа 1926 г. в Пагмане пакт о нейтралитете и взаимном ненападении* был ратифицирован обоими правительствами,

* См,:, IX. док. JV? 246.


и 10 апреля 1927 г. в Кабуле состоялся обмен ратификационными грамотами. Этот акт, подтвердивший положенную в основу договора 1921 г.* незыблемость дружественных связей между обоими государствами, в то же время доказал стремление'правительства падишаха Афганистана к сотрудничеству с СССР в интересах общего мира и спокойствия в Средней Азии.

Разрыв британским правительством дипломатических отношений с Союзом и поднятая в связи с этим англо-индийской прессой кампания против «большевистской опасности» в соседних с СССР средне- и ближневосточных странах не внесли никаких изменений в наши отношения с Афганистаном, которые по-прежнему остаются дружественными, что нашло свое выражение, между прочим, в исключительно дружеском приеме вернувшегося в Кабул из поездки в Союз нашего полпреда. В области наших экономических взаимоотношении с Афганистаном необходимо отметить все увеличивающийся рост торговли с этой страной. Некоторые наши товары получили преобладающее значение не только на граничащих с Союзом северных рынках Афганистана, но и на юге этой страны (нефтепродукты), по другим товарам СССР постепенно вытесняет продукцию своих конкурентов; наряду с этим нужно отметить вовлечение в торговлю с нами все более широких кругов афганского купечества, в том числе купцов, сзязапных доселе с англо-индийским рынком. Торговые отношения с Афганистаном достигли уже такого размера и приняли такой характер, что все более становится очевидной необходимость заключения торгового договора. Происходившие в прошлом году переговоры не были, однако, закончены, так как в связи с введением нами ряда льгот для восточного купечества потребовалось внести в наш первоначальный проект соответствующие коррективы. В настоящее время переговоры возобновились. Советскими специалистами закончена постройка на юге Афганистана телеграфной линии Кабул — Кандагар (488 км); иа западе страны нами построена телеграфная линия от границы СССР до Ферраха и подготовляется продолжение ее на Кандагар; на востоке проведена линия, которая свяжет Кабул прямой телеграфной связью с Советским Союзом. Кроме того, нашими специалистами произведены изыскания по постройке и составлен проект шоссе, которое должно связать Кабул с северными провинциями Афганистана; постройка этой дороги будет иметь большое значение для дальнейшего развития нашей торговли с Афганистаном. Не меньшее значение должно иметь установление воздушного сообщения между Ташкентом и Кабулом, открытие которого предполагается в ближайшее время.

* См. т Ш, док. Л«309.


Ге джас

Отношения между СССР и Геджасом в течение всего истекшего года продолжали нормально развиваться. Основным моментом является возобновление прерванных с начала империалистической войны торговых связей. Летом 1927 г. Сов-торгфлот возобновил паломнические рейсы в Геджас, причем эти рейсы были одновременно использованы для отправки в Джидду советских товаров. После удачно проведенных двух товарных экспедиций, отправленных на паломнических судах Совторгфлота, в ноябре была отправлена третья экспедиция на специально зафрахтованном для этой цели пароходе. Торговые операции проводились смешанным акционерным обществом «Руссотюрк». Таким образом, после 12-летнего перерыва возобновились рейсы судов Совторгфлота в Аравию, перевозка паломников и торговые операции.

В области политических взаимоотношений следует отметить имевший место в апреле обмен нотами между официальным агентом и генеральным консулом СССР в Геджасе т. Ха-кнмовым и министерством иностранных дел Геджаса, Нед-жда и присоединенных областей по поводу переименования султаната Неджда в королевство и провозглашения короля Геджаса Абдула Азиза Ибн Сауда королем Неджда и присоединенных областей*. Правительство СССР признало короля Абдула Азнза Ибн Сауда в его новом титуле, и в ответной ноте мининдела было отмечено, что это признание является новым поводом к укреплению дружественных связен между обоими государствами.

Египет

Отчетный период характеризуется интенсивным развитием торговых взаимоотношений с Египтом. В результате разрыва с Великобританией торговые операции, проходившие ранее через английских посредников, были перенесены в Египет. В середине сентября в Александрии была открыта контора акционерного общества «Текстильимпорт», которая тогда же приступила к закупкам хлопка как у частных египетских фирм, так и у египетского правительства. В конце ноября был заключен договор на приобретение с правительственных складов хлопка для нашей текстильной промышленности на сумму около 10 млн. руб. В связи с этим договором египетское правительство разрешило советским судам, прибывающим за хлопком, подходить к александрийской пристани. До этого советские суда должны были останавливаться на рейде.

29 октября 1927 г. в Александрии был задержан пароход Совторгфлота «Чичерин» с грузом хлопка, Как выяснилось.

* См, док..Ns94,


задержание это состоялось в силу частного определения алек' сандрийского смешанного суда первой инстанции от 15 октября об обеспечении иска, предъявленного в этот же суд «Египетским национальным пароходством» к правительству СССР за убытки, явившиеся результатом задержания в Одессе парохода «Кости». На это частное определение смешанного суда от имени Совторгфлота была принесена жалоба агентством Совторгфлота в Александрии. Определение было отменено 8 ноября 1927 г., и «Чичерин» освобожден.

Кита й

Общее положение в Китае к началу 1927 г. развивалось по двум основным направлениям: во-первых, медленное, но не прекращавшееся наступление южных войск на север; во-вторых, постепенный отход значительной части правых гоминдановцев и буржуазии от национального правительства и открытая борьба с ними.

Успехи кантонских войск н дальнейшее их продвижение на север, а также подстрекательство агентов Англии и некоторых других держав толкнули правительство Северного Китая на ряд неслыханно враждебных актов по отношению к СССР, дружественной Китаю стране.

28 февраля войсками Чжан Цзун-чаиа в Нанкине был задержан пароход Совторгфлота «Память Ленина» *, шедший из Шанхая в Ханькоу. Находившиеся там в качестве пассажиров дипломатические курьеры СССР, т. Бородина и команда парохода были арестованы и отвезены в г. Цзинань. Дипломатическая почта была вскрыта, флаг парохода сорван, а пароход превращен в военное судно. Впоследствии, когда кантонские.войска начали приближаться к Нанкину, отступающие северные войска затопили пароход.

Команда парохода находилась до конца года в тюрьме без всякого суда, а иад нашими курьерами начался суд в Пекине, и 12 июля** 1927 г. они"судом были освобождены ввиду неиахождения в их деле' элементов преступления.

6 апреля 1927 г. вооруженный отряд китайских солдат и полицейских чиновников ворвался во владение полпредства СССР в Пекине *** и произвел обыск в помещениях Даль-банка, представительства КВЖД, боксерской комиссии****, в помещении военного атташе и в квартирах сотрудников в посольстве. 15 наших сотрудников во время этого налета

* См. док. К* 41. 46, 47, 50, 59, 109. 163. (87. '* В тексте ошибочно — декабря '* См. док. К? 8t, 82, 88, 101, II I.

•* см. т. vïï, стр. зав.


были арестованы, причем проникновение китайских солдат и китайской полиции в дипломатический квартал и налет на посольство произошли с ведома и разрешения протокольных держав.

НК.ИД направил пекинскому правительству ноту, в которой были выставлены следующие требования: немедленное удаление из владений посольства полицейских и китайских солдат, снятие кордона вокруг здания посольства, освобождение арестованных, возвращение.награбленного имущества, возвращение посольству захваченных при обыске документов. Впредь до удовлетворения этих требований Советское правительство в знак протеста вынуждено было отозвать поверенного в делах СССР т. Черных со всем посольством, оставив лишь персонал для выполнения консульских функций.

В день налета на посольство СССР в Пекине, 6 апреля, вокруг здания консульства в Шанхае появилась группа полицейских, которые обыскивали всех проходящих мимо консульства, входящих и выходящих из него. В тот же день, в 5 часов вечера, консульство было окружено не только китайцами, но и вззодом белогвардейцев, которые обыскивали всех проходящих *. О случившемся было немедленно сообщено консульством старшине консульского корпуса, который заявил, что ему об этом ничего не известно и что это дело муниципального совета, не имеющее к нему никакого отношения.

7 апреля в помещении тяньцзииского отделения Даль-банка был произведен обыск с согласия властей французской концессии, были также обысканы помещения.Монгольского центрального кооператива, коммерческого агентства КВЖД и Совторгфлота, причем ничего компрометирующего^ при обысках не было найдено.

Положение в Маньчжурии показало, что мукденские инициаторы налета на посольство СССР в Пекине не шли на полный разрыв с Советским правительством и воздержались от окончательного срыва отношений между Маньчжурией и СССР.

При соответствующей политике с нашей стороны оказалось возможным достичь такого положения, когда наметилось относительное равновесие во взаимоотношениях между нами и Мукденом на почве делового контакта и заинтересованности обеих сторон. Так. например. 20 июня 1927 г. между Союзом ССР н мукденскнм правительством было заключено соглашение о постройке телефонных линий на дальнее расстояние между Харбином и Владивостоком. Хабаровском и Читой за счет прибылей КВЖД.

* Си. до*. Хз 85. 86,

58$


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: