Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Афганистане в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР 5 страница


право непосредственных сношений со всеми экспортерами {особенно в деле выполнения обязательных задании по экспорту и проверки"выполнення последних».

По линии финансовых мероприятии СТО предложил Госбанку и Наркомторгу снизить стоимость кредита в целях поощрения нерентабельного экспорта. Кредиты на финансирование экспорта должны отпускаться в порядке первоочередности (наравне с хлебозаготовками). Госторгам, как основным органам экспортной работы, должны быть обеспечены необходимые оборотные капиталы. Размер потребных капиталов устанавливается НКФ совместно с Наркомторгом.

В части производственных мероприятий СТО указал, что ведомства и Госплан СССР при рассмотрении планов капитальных затрат должны уделить особое внимание отпуску средств, могущих повысить в ближайшем будущем экспорт как промышленных, так и сельскохозяйственных товаров. В частности, это относится к вложениям в лесоэкспортную промышленность и нефтепромышленность. По линии сельского хозяйства должно быть выделено ассигнование по сельскохозяйственному кредиту для улучшения семян и повышения урожайности культур, имеющих экспортное значение. Также должны быть усилены ассигнования на капитальные затраты по переработке сельскохозяйственных продуктов. В плане капитальных затрат кооперации должно быть предусмотрено содействие реконструкции нашего маслоделия. Госплаву предложено было пересмотреть с этой точки зрения планы хозоргаиов. связанные с экспортными заданиями. Эко-со союзных республик предложено было следить за тем, чтобы в местных бюджетах предусматривались ассигнования на раз внтие второстепенных статей экспорта.

Для госторгов, кооперативных предприятии и некоторых трестов, производящих как экспортные, так и импортные операции, СТО предложил импортные контингенты в пределах плана осуществлять лишь в соответствии с выполнением экспортных заданий.

Особое внимание должно быть уделено улучшению качества экспортируемых товаров и их стандартизации, причем на НКТорг была возложена обязанность давать обязательные задания по улучшению качества, устанавливать стандарты экспортных товаров и наблюдать за осуществлением этих заданий.

Меры по развитию второстепенных статей экспорта

Одновременно с принятием общего постановления по все мерному усилению экспорта СТО обратил особое внимание на необходимость развития экспорта так называемых второстепенных статей: обработанных продуктов животноводства.


продуктов садоводства и огородничества, второстепенных продуктов добывающей промышленности и продуктов промышленности вообще, особенно предназначенных к экспорту в страны Востока. Задачу дальнейшего развития экспортной работы с этими товарами СТО признал одной из важнейших задач экспортной политики.

Реконструкция экспорта и расширение экспортной номенклатуры должны, согласно постановлению СТО, производиться в следующих направлениях: усиление вывоза обработанных продуктов животноводства (сыра, мороженого мяса, би* той птицы, пуха, пера и т. д.), вывоза продуктов садоводства, огородничества (особенно в переработанном виде) и продуктов интенсивных культур (семян лекарственных и технических трав и т. д.), вывоза обработанных продуктов земледелия (масла, крахмалопродуктов, спирта и т. д.), вывоза второстепенных продуктов добывающей промышленности, вывоза изделии обрабатывающей промышленности в страны Востока и лимитрофные государства и, наконец, в направлении максимального развития ресурсов кустарной промышленности для целей экспорта.

В то же время СТО признал, что развитие всех этих отраслей экспорта может иметь место лишь при использовании широкой инициативы мест. Объединение всей этой работы возлагается на наркомторги республик. При соответствующих губторгах должен быть создан специальный небольшой аппарат по форсированию второстепенных статей экспорта. Кооперация должна усилить экспортную работу, привлекая к участию в ией низовые ячейки. AÎoryr, наконец, быть привлечены к этой работе и частные лица при условии реализации товаров через государственные и кооперативные организации и смешанные общества.

Наркомторгу было поручено пересмотреть в сторону расширения список второстепенных товаров, допускаемых к безлицензионному экспорту госорганами и кооперацией.

Наркомторгу было предложено также в целях быстрой и успешной реализации вывозимых в 1926,27 г. второстепенных экспортных товаров подготовить соответствующим образом аппараты торгпредств.

Введение нового таможенного тарифа

Утвержденный в отчетном году новый свод таможенных тарифов Союза ССР включает: общий таможенный тариф по привозной торговле, дифференциальный таможенный тариф для товаров; привозимых и вывозимых через порты Великого океана и сухопутную границу с Северным Китаем, дифференциальный таможенный тариф для товаров, привозимых и вывозимых через Мурманский; порт, таможенный тариф для то-


варов, привозимых через порш Каспийского моря, а также через азиатскую сухопутную границу от Черного моря к востоку до пункта пересечения границ Союза ССР, Монголии и Северного Китая и происходящих из стран, прилегающих к побережью Каспийского моря и к указанной сухопутной границе, и общий таможенный тариф по вывозной"торговле.

Новый таможенный тариф построен на базе той же таможенной политики, которая положена была в основание тарифа 1924 г., т. е. на базе промышленного н аграрного протекционизма, и его значение заключается лишь в приведении существующей системы таможенного обложения в более точное соответствие с действительным положением нашей промышленности н сельского хозяйства и условиями.внешнего обмена, причем главные изменения касаются тарифов ввозных.

Так как со времени составления тарифов 1924 г. промышленность и сельское хозяйство Союза ушли далеко вперед и с тех пор возродились замершие и возникли новые отрасли их. то круг товаров, обложенных покровительственными пошлинами, по новому ввозному тарифу был значительно расширен.

С другой стороны, вследствие того, что с момента введения тарифа 1924 г. соотношение между ценами на товары внутреннего и иностранного производства значительно изменилось, в новом тарифе были значительно изменены и ставки покровительственных пошлин на многие товары, большей частью в сторону их повышения.

При пересмотре общего ввозного тарифа была исправлена не только чисто конструктивная, но и фискальная его часть, которая страдала значительными недостатками. Так как тариф 1924 г. вырабатывался в то время, когда платежеспособность населения была крайне слаба, то ставки пошлин по главным фискальным статьям тарифа были установлены слишком низкие. Затем, в действующем тарифе слишком сужен был и самый круг товаров, обложенных фискальной пошлиной, что явилось следствием преувеличенной оценки технических трудностей, связанных с проведением обложения широкого круга товаров, отчасти же следствием принципиально ошибочного предположения о необходимости освобождения от фискальной пошлины всех вообще товаров, ввозимых для надобностей промышленности, хотя бы они даже шли на производство таких предметов личного потребления, как, например, товары парфюмерные, косметические, кондитерские и т. д.

Новым ввозным тарифом фискальная пошлина была распространена "на все товары, налоговое обложение которых представляется целесообразным, и самые ставки этой пошлины были повышены в соответствии с прибыльностью ввозу соответствующих товаров; _


Наконец, следует отметить, что новым ввозным тарифом были частью восстановлены так называемые статистические таможенные пошлины, отмененные тарифом 1924 г. Необходимость восстановления статистических пошлин подсказал опыт, подтвердивший считавшееся и ранее общепризнанным то положение, что учет тозаров, облагаемых пошлиной, ведется таможнями более тщательно, чем товаров беспошлинных.

При выработке новых тарифов особое внимание было уделено упрощению их в целях облегчения техники таможенного досмотра путем отказа от лишней дифференциации пошлинных ставок во всех тех случаях, где это может быть допущено без ущерба для дела.

Финансирование внешней торговли

Валютные условия, сложившиеся к началу 1926,27 г., были малоблагоприятны для развития внешней торговли Союза, так как затруднения предшествующего года хотя и были урегулированы, но еще не были изжиты.

Кредитные условия для развития внешней торговли в от-четном году в общем были благоприятны, в особенности в отношении советских кредитных учреждений, причем кредитование иностранными банками лишь некоторое время находилось под угрозой сокращения в связи с разрывом между Англией и СССР.

Рост кредитования внешней торговли со стороны Госбанка в 1926,27 г. дал возможность более осторожно относиться к иностранным кредитам и даже вступить на путь планомерного снижения их стоимости. Фактическое расширение кредитов союзных банков в первом полугодии не имело, однако, места; оно было произведено лишь в последние кзар-талы отчетного года.

Движение кредитов внешней торговли по трем крупнейшим банкам* по неполным данным (без филиалов Госбанка и кредитования хлебозаготовок для экспорта) представляется в следующем виде (в млн. руб.):

>$ï$.'26. =\ I 192S-1'? ••'

1 октября 1 января. 1 апреля.

I ИЮЛЯ

I октября

269,8

262 Л 231,4

203,0 214.0

214,0 201, S 228,8

265.:

301.0

Госбанк. Внешторгбанк. Промбанк,— Прим. док.


Таким образом, кредиты союзных банков возросли весьма

значительно.

В середине отчетного года началось разграничение деятельности союзны.х банков. Еще до разграничения функции банков б соответствии с постановлением СНК * роль Внешторгбанка в кредитовании внешней торговли увеличилась с 30% обшей суммы прямых кредитов по трем банкам на 1 октября 1926 г." до 35% на 1 октября 1927 г.** Одновременно почти прекратил финансирование внешней торговли Промбанк. Кредиты же Госбанка, несмотря на абсолютное возрастание их, относительно упали з-а тот же период.

Параллельно кредитованию союзными банками возрастали и кредиты советских банков за границей, причем разграничение функций союзных банков отразилось на заграничных банках в сторону их большей связи с Внешторгбанком н большего участия во внешней торговле.

Учетно-ссудные операции обслуживающих внешнюю торговлю СССР банков за границей выражаются в следующих цифрах (в млн. руб.):

Уче.'ч

C.L'UÖbi

Si г го

I октября 1926 г I января 1927 г. I апреля» * 1 июля» я. I октября я s.

43,6 49,3 56,1 69.9

61.2

49,9

08,1 58,3 65,6

57 6

93,5

107.4 114,4

135,5 118.8

Из этих сумм, по данным на 1 октября 1927 г., две трети были предоставлены советским торговым организациям, причем за год они показали также некоторый рост.

Таким образом, всеми советскими банками, как союзными, так и заграничными, было влито во внешнеторговый оборот новых средств до 100 млн. руб., что давало возможность хозяйственным органам критически относиться к выгодности отдельных иностранных кредитов.

Привлечение новых кредитов от иностранных банков в 1926/27 г. не шло быстрым темпом, что. однако, ни з какой мере не было следствием разрыва дипломатических сношений между Англией и Союзом ССР. и даже, наоборот, использование иностранных кредитов во втором полугодии возросло. Отношения советских организаций с иностранными банками

* См. главу «Финансы*.— Прим. Оок.

Без учета филиалов Госбанка и кредитования им заготовок к.^ба Для экспорта.— Прим. оок.


вернулись к прежнему нормальному и устойчивому положению, и со стороны английских и*других банков поступили новые предложения кредитов.

Одновременно продолжались переговоры с рядом стран о долгосрочных кредитах. Германский долгосрочный кредит был полностью использован.

Некоторый рост обнаруживают кредиты, полученные от иностранных поставщиков. Импорт 1926,27 г. несколько сократился по сравнению с предшествующим годом, но сумма выданных заказов, строго сдерживавшихся ранее, возросла, причем перенесение части заказов из Англии в другие страны не ухудшило условий кредита ни по размерам их, ни по длительности, ни по стоимости.

Таким образом, в области импортных закупок был достигнут ряд успехов. То же относится и к кредитам по экспорту от иностранных фирм (по хлебу, лесу, пушниие и др.), стоимость которых в текущем году снизилась.

Решающую роль сыграли более спокойная в смысле валютных расчетов обстановка 1926/27 г., постепенное улучшение условии по мере усиления делового контакта с одними и теми же иностранными фирмами, снижение учетного процента и в отдельных случаях готовность Госбанка предоставлять кредиты взамен иностранных фирм при чрезмерных требованиях со стороны последних.

Таким образом, если в 1925/26 г., а обстановке валютного напряжения и сокращения кредитов Госбанка, наблюдался сильный рост иностранных кредитов, то в 1926/27 г. при существенно изменившихся условиях —улучшении платежного баланса и увеличении кредитов советских банков — прирост иностранных кредитов стал медленней, но условия по ним при этом изменились к лучшему.

3. Генеральное Соглашение [между СССР и Польшей о возвращении Польше имущества и других материальных ценностей]

[16 ноября 1927 г.]

Ноября 16-го дня тысяча девятьсот двадцать седьмого года. Мы, нижеподписавшиеся. Полномочный Посланник и Министр Союза Советских Социалистических Республик Д. В. Богомолов и Заместитель Председателя Делегации Союза Советских Социалистических Республик в Смешанной СССР и Польши Специальной Комиссии Г. В. Лазарис, с одной стороны, и Председатель Делегации Польской Республики в той же Комиссии д-р Э. Куице и Член Делегации Польской Республики в той же Комиссии В. Суходольский — с дру-


гой заключили во исполнение Предварительного Соглашения Председателей обеих Делегаций от 10-го июля 1925 года HS иастояшее Генеральное Соглашение, обнимающее и окончательно разрешающее все без исключения требования, заявленные Смешанной Специальной Комиссией согласно статье XI Рижского Мирного Договора и Приложению X» 3 к означенному Договору*, и поглощающее названное Предварительное Соглашение от 10-го июля 1925 года. Стороны соглашаются, что с момента подписания сего Соглашения ими ие могут быть заявляемы никакие новые требования и претензии, основанные иа статье XI Рижского Мирного Договора и Приложения Л° 3 к сему Договору.

I.

По требованиям, заявленным Смешанной Специальной Комиссией и перечисленным в Приложении к настоящему Соглашению за Ks I **, выдать в полное удовлетворение сих требований предметы, перечисленные в Приложении за № 1-А.

II.

По требованиям, заявленным Смешанной Специальной Комиссией и перечисленным в Приложении к настоящему Соглашению за № 2, в полное удовлетворение сих требований выдать архивные материалы согласно Приложению № 2-А.

Порядок и способ выявления подлежащих выдаче на основании сей статьи архивных материалов установлен в Инструкции, составляющей Приложение к настоящему Соглашению за № 2-Б.

III.

По требованию, заявленному Смешанной Специальной Комиссии и обозначенному в Приложении Лг9 3 под п. 1, подлежат разделу между СССР и Польской Республикой находящиеся иа территории СССР архивные материалы Минской и Волынской губерний. Польской Республике подлежат выдаче архивные материалы Гродненской и Виленской губерний, относящиеся к территории Польской Республики. Равным образом подлежат аналогичному разделу между СССР и Польской Республикой находящиеся на территории Польской Республики архивные материалы Минской и Волынской губерний сверх указанных в требованиях Союзно-Советской Делегации от 6.Х.1922 года за Х<>№ 331/п и 332, п.

Требования, перечисленные в упомянутом Приложении •N* 3 под пп. 2—4, подлежат удовлетворению в объеме,

* См. т. III, док, ja 350. ** Приложения Л»№ 1, 1-А, 2. 2-Д. 2-Б, 3, 3-А 4, 5 б 7 и 8 ие публикуются,


который имеет быть определен по выявлении архивных фондов, о конх идет речь в указанных требованиях.

Осуществление раздела н выявления подлежащих разделу архивных материалов производится на основании Инструкции, составляющей Приложение Лг 3-А к настоящему Соглашению.

IV.

1) Постановление 9-го заседания Смешанной Специальной Комиссии от 31-го октября 1922 года по делу о выдаче рукописей и книг и прочих предметов, вывезенных с территории Польской Республики начиная с 1-го января 1772 года и находящихся в Росснйской Публичной Библиотеке, подлежит дальнейшему исполнению.

2) Также подлежит дальнейшему исполнению и постановление того же заседания от 31-го октября 1922 года по делу о выдаче Польскому Правительству рукописен, книг и прочих предметов,, вывезенных из разных польских библиотек после 1-го января 1772 года, выдача каковых материалов производится в порядке, определенном указанным постановлением от 31-го октября 1922 года, из библиотек: 1) б. Департамента Духовных Дел Иностранных Исповеданий, 2) б. Главного Штаба. 3) Главной Астрономической Обсерватории в Пулкове.

V,

Взамен объектов, перечисленных в Приложении ЛГэ 4, выдуть Польской Республике в виде эквивалента предметы, перечисленные в Приложении к настоящему Соглашению за.Y«5.

VI.

По требованию о выдаче коллекций польских и иностранных монет и медалей, вывезенных в 1832 году из Минц-Кабинета Варшавского Университета, выдать эквивалентную коллекцию из II 247 монет и медалей. Составление указанной эквивалентной коллекции производится на основании Инструкции, составляющей Приложение Лг 6 к настоящему Соглашению.

VII.

Признать подлежащим выдаче имущество лиц. заявивших требование в Смешанную Специальную Комиссию о выдач:1 их имущества и поименованных в Приложении к настоящему Соглашению за Л? 7, каковое имущество выявлено, согласно имеющихся в Смешанной Специальной Комиссии заявок указанных лиц, причем, поскольку имущество это не находится б ведении государственных или общественных учреждений возвращающего государства, оно должно быть предъявлено Польской Делегацией для возврата r Польшу не позже шо-


сти месяцев со дни подписания настоящею Генерального Соглашения. В отношении сего последнего имущества на обязанности Делегация СССР лежит лишь перевозка по желез* нодорожным путям в пределах территории СССР за ее счет: отправка и транспортирование всего остального имущества производится Делегацией СССР на общих основаниях.

VIII.

Требования, заявленные Смешанной Специальной Комиссии и перечисленные в Приложении к настоящему Соглашению за № 8, передаются на разрешение Правительств обеих Сторон.

IX.

Все без исключения требования, заявленные Смешанной Специальной Комиссии, но не поименованные в настоящем Соглашении илн в приложениях к нему, считаются окончательно погашенными, и никакие претензии по ним заявлены быть не могут.

X.

При выдаче архивных предметов всякого рода, о коих идет речь в настоящем Соглашении и в Приложениях к нему, применяются пп. б-б и 9-а Рижского Мирного Договора, касающиеся предметов военно-секретных и предметов, имеющих в настоящее время характер военной тайны и принадлежащих военным учреждениям.

XI.

Настоящее Соглашение не касается постановления, изложенного под литерой «а» пункта 6 статьи XI Рижского Мирного Договора о возврате Польше архивов, регистратур и т. п., относящихся к борьбе после 1876 года бывших царских властен с революционным движением в Польше, как предусматривающего заключение особого Соглашения Правительств обеих Сторон.

XII.

Исполнение постановлений настоящего Соглашения, касающихся предметов, перечисленных в Приложении к па-стоящему Соглашению за X«I ("под пп. «Музейные»— 1, 2 3, 4, 5, 8, 9, 10, И, 12, 13. 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 24. 25, 26, 31 и 32; «Архивно-библиотечные» —!. 2, 3, 4. 9 и 14, а также п. 2 Приложения >fe 1 арх. библ. требования Делегации СССР) и в Приложении за.М» 5, должно быть закончено не позже 1-го апреля 1928 года.

2) Исполнение постановлений настоящего Соглашения, касающихся предметов, перечисленных в Приложении за Хя 1 (под пп. «Музейные» — 7( 14, 22 23. 27, 28, 29 и 30; «Архивно-библиотечные;* — 5, 6, 7, 8. 10, И, 12, 13. 15. 16, 17. 18 и 19,


а также пп. 1, 3 и 4 Приложения N° 1 «Архивно-библиотечные» требования Делегации СССР), равно как в п. 2 статьи IV (за исключением книг из библиотеки б. Главного Штаба), должно быть закончено не позже 1-го июля 1928 года.

3) Составление эквивалентной коллекции монет и медалей, о коей идет речь в ст. VI настоящего Соглашения, должно быть закончено в сроки, предусмотренные в Инструкции, составляющей Приложение к настоящему Соглашению Л<> 6. Течение этих сроков начинается со дня подписания настоящего Соглашения.

4) Предельный срок исполнения постановлений, изложенных в статьях П. III, IV (п. 1 и из п. 2 — книги из библиотеки б. Главного Штаба) и VII настоящего Соглашения, как требующих для их окончательного исполнения более длительного периода, точно не устанавливается, но обе Стороны обязуются принять все зависящие от них меры в целях скорейшего исполнения сих постановлений. Варшава, 16 ноября 1927 года,

Полномочный Посланник Председатель Делегации

и Министр СССР Польской Республики

Д. Богомолов Э. Купце

Заместитель Председателя Член Делегации

Делегации СССР Польской Республики

Г. Лазарис В. Суходольский

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРОТОКОЛ М- 1

к Генеральному Соглашению

по Смешанной Специальной Комиссии

от 16-го ноября 1927 года

г. Варшава, ноября 16-го дня 1927 года. Мы, нижеподписавшиеся, Полномочный Посланник и Министр Союза Советских Социалистических Республик Д. В. Богомолов и Заместитель Председателя Делегации Союза Советских Социалистических Республик в Смешанной СССР н Польши Специальной Комиссии Г. В. Лазарис, с одной стороны, и Председатель Делегации Польской Республики в той же Комиссии д-р Э. Кунце и Член Делегации Польской Республики в той же Комиссии В. Суходольский — с другой, согласились в том, что ввиду исторического и во многих случаях практического значения тех относящихся к нынешней территории Польской Республики архивных материалов бывших российских центральных учреждении дореволюционного периода, которые не подлежат на основании Генерального Соглашения от 16-го ноября 1927 года выдаче Польше, в отношении этих архивных материалов будут предоставлены Польше условия, дающие ей действительную возможность пользования ими на самых льготных основаниях.


Равным образом и Союзу Советских Социалистических Республик будут предоставлены условия, дающие действительную возможность пользования на самых льготных условиях в научных и практических целях теми архивными материалами дореволюционного периода, которые были переданы Польском\г Правительству на основании постановлений Смешанной Снециальиой Комиссии и Соглашений Председателей Делегаций СССР и Польской или будут переданы на основании Генерального Соглашения от 16-го ноября 1927 года, а также теми архивными материалами дореволюционного периода, которые хранятся в актохраннлищах Польши, но дело-пронзводствеино связаны с документами, хранящимися в актохраннлищах СССР.

Полномочный Посланник Председатель Делегации

и Министр СССР Польской Республики

Д. Богомолов Э. Купце

Заместитель Председателя Член Делегации

Делегации СССР Польской Республики

Г, Лазарис В. Суходольский

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРОТОКОЛ № 2

к Генеральному Соглашению

по Смешанной Специальной Комиссии

от 16-го ноября 1927 года

г. Варшава, ноября 16-го дня 1927 года. Мы, нижеподписавшиеся, Полномочный Посланник и Министр Союза Советских Социалистических Республик Д. В. Богомолов и Заместитель Председателя Делегации Союза Советских Социалистических Республик в Смешанной СССР и Польши Специальной Комиссии Г. В. Лазарис, с одной стороны, и Председатель Делегации Польской Республики в той же Комиссии д-р Э. Куице и Член Делегации Польской Республики в той же Комиссии В. Суходольский — с другой, согласились в том, что имущество научных работников, поименованных в Приложении 1 * к настоящему Дополнительному Соглашению, и находящееся на территории СССР, подлежит выдаче Польскому Правительству в липе Польской Делегации в Смешанной Специальной Комиссии; имущество же научных работников, поименованных в Приложении 2 к настоящему Дополнительному Соглашению, и находящееся на территории Польской Республики, подлежит выдаче Правительству СССР в лице его Делегации в Смешанной Специальной Комиссии.

* Приложения ЛУУв I и 2 не публикуются.


Имущество означенных научных работников передается хранителями его непосредственно представителям получающей Стороны по соглашению хранителей с этой последней, причем при сдаче имущества хранителем присутствует представитель возвращающей Стороны. Получающая Сторона обязана доставить имущество-перечисленных научных работников на станцию отправления за свой счет и своими средствами; на обязанности возвращающей Стороны лежит лишь отправка имущества по железнодорожным путям в пределах территории возвращающей Стороны за счет Стороны полумающей.

Вывозимое имущество освобождается от всяких вывозных пошлин и сборов.

Полномочный Посланник Председатель Делегации

и Министр СССР Польской Республики

Д. Богомолов Э. Купце

Заместитель Председателя Член Делегации

Делегации "СССР Польской Республики

Г. Лазарис В. Суходольский

LoixatufHus и иополни'е 1ьчыг протоколы пеног. по арх.


ПРИМЕЧАНИЯ

1 5 января 1927 г. НК.ИД СССР дал указание К. К. Юренену избегать обсуждения персидских контрпроектов в Тегеране и пересылать их для сведения в Москву, «Передайте Али Голи-хану Ансари,— говорилось также в этом указании.—что мы б\дем рады его приезду з Москзу и что, как и всегда раньше, мы легко устраним недоразумения и быстро закончим дело».— И-

2 Речь идет о совещании министров иностранных дел Эстонии. Лат вии и Финляндии, состоявшемся 2 января 1927 г. в Ревеле (Таллин). На совещании обсуждались главным образом вопросы о позипш: Эстонии., Латвии и Финляндии в Лиге начин и о переговорах с Советским Союзом по заключению гарантийных догозороз.

По перзому вопросу стороны договорились придерживаться единой линии на предстоязшей сессии Лиги наций, в частности при выборах б Совет Лиги. В отношении переговоров с Советским Союзом было принято решение поддерживать постоянный контакт между министрами иностранны* дел стран, представленных на совещании, а также были согласованы некоторые положения проектов гарантийных договоров с СССР <сг-:. также прим. 4: о переговорах СССР с прибалтийскими странами и Финляндией в 1927 г. о заключении гарантийных договоров см. док. K-i 5. 7. 36, 44. 52, 75. 250, 279 и прил. 1).— 14.15.

3 В связи с успешным завершением строительства телеграфной линии Кандагар — Кабул, сооружавшейся с помощью Советского Союза, афганское правительство каградило четырех советских специалистов, наиболее отличившихся на строительстве, афганским орденом «Стур» (статут этого ордена предусматривал награждение «за полезную деятельность, направленную к узелкченню благосостояния Афганистана»).— 14.

4 По-видимому, речь идет о телеграмме ТАСС из Хельсинки от б января 1927 г. (опубл. в газ. «Известия» 8 января 1927 г.) о сообщении финской газеты «Хельсикгин саномат» относительно итогов Ревельского совещания министров иностранных дел Эстонии. Латвии к Финляндии (см. прим. 2). В этом сообщении говорилось, что на Ревельском совещании было принято решение возобновить переговоры о заключении гарантийного договора с СССР, но вести i;x так. чтобы избежать нарушения статута Лиги *-:аиий. а также создать «балтийскую группу» с последующим присоединением к ней скандинавских государств. Далее в телеграмме ТАСС говорилось: «В финляндском министерстве иностранных дел. куда газета обратилась для проверки этих езедений. заявили, что считают их «продуктом фантазии». В министерстве указали, что сообщение газеты неправильно уже потому, что переговоры о гарантийном договоре с СССР прерваны только Финляндией, В министерстве далее заявили, что в Ревеле не было принято решения ö возобновлении советско-финляндских переговоров и что свелегшй г. возобновлении этих переговоров в распоряжении


министерства в настоящий момент нет. Отвечая на вопросы представителей печати, финляндский министр иностранных дел Войонмаа ограничился общими фразами*.— 15.

Ё Имеется в виду заявление государственного секретаря США Ф- Кел-лога под тенденциозным названием: «Цели и политика большевиков в Мексике н Латинской Америке», которое было представлено им сенатской комиссии по иностранным делам 12 января 1927 г. В этом заявлении, опубликованном на следующий день в американской печати и разосланном госдепартаментом 27 января того же года дипломатическим представителям США в латиноамериканских странах, содержались клеветнические обвинения против Советского Союза и международного коммунистического движения s «экспорте революции» в Латинскую Америку якобы с целью использования этих стран как «базы для деятельности против Соединенных Штатов Америки». В «доказательство» приводились произвольно подобранные и преднамеренно подтасованные цитаты из резолюции III конгресса Профнптерна, резолюции и заявлений Коминтерна, Рабочей (коммунистической) партии США, доклада Г. В. Чичерина на III сессии ЦИК Союза ССР в марте 1925 г., а также клеветнического заявления члена мексиканской палаты депутатоз Р. Тревиньо, выступившего 9 сентября 1925 г. с обвинениями полпреда СССР в Мексике в мнимом финансировании деятельности мексиканских коммунистов, направленной якобы против США. Характерно, что на следующий же день после этого заявления госсекретаря США, 13 января 1927 г., Тревиньо направил К&ллогу телеграмму, в которой осудил попытку последнего использовать его выступление как доказательство «коммунистического проникновения» в Мексику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: