В ходе служебного расследования часто встаёт вопрос - имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП?
. Если водитель совершил наезд, то в соответствии с ПДД при обнаружении препятствия он должен был, применив экстренное торможение, снизить скорость или остановиться. Соответственно, если у водителя была возможность остановить автомобиль, а он ею не воспользовался, то водитель виновен; если такой возможности у него не было, то водитель не виноват в совершении данного ДТП.
Эффективность торможения оценивается величиной остановочного пути - So - пути со времени обнаружения опасности до остановки ТС:
, (3)
где Sр, Sср, Sн - путь, проходимый автомобилем соответственно за время реакции водителя, срабатывания тормозов, нарастания замедления; SТ - путь торможения.
Значения слагаемых Sо определяются по формулам:
; (4)
где tр - время реакции водителя, зависит от его возраста, квалификации, состояния здоровья и других факторов, изменяется в достаточно широких пределах от 0,3 до 1,5 с и в среднем для расчёта может быть принято 0,6 - 0,8 с;
|
|
tр - время срабатывания тормозного привода, зависит главным образом от типа привода и его технического состояния и для расчётов может быть принято 0,2 - 0,3,с;
tн - время нарастания замедления, зависит от типа тормозного привода, состояния дорожного покрытия, массы автомобиля и для расчётов может быть принято 0,1 - 0,4 с;
Vа - скорость автомобиля, м/с;
g - ускорение свободного падения, g = 9,8 м/с2;
j - коэффициент сцепления шин с дорогой, выбирается в зависимости от. состояния дорожного покрытия (примерные значения j приведены в табл. 7).
Подставив в формулу (3) значения слагаемых (4) получим значение остановочного пути на горизонтальном участке дороги:
(5)
Таблица 7
Значения коэффициента сцепления (j для асфальтобетонного покрытия
Состояние покрытия | Значение j |
Сухое, чистое Мокрое, чистое Мокрое, покрытое грязью Заснеженное Обледенелое | 0,7 - 0,8 0,4 - 0,5 0,3 - 0,4 0,2 - 0,3 0,1 - 0,2 |
Если значение Sо меньше, чем Sсв - свободное пространство до препятствия в момент его обнаружения водителем (Sо < Sсв), то из этого следует сделать вывод» что у водителя была техническая возможность предотвратить наезд, если Sо > Sсв, то у водителя технической возможности предотвратить наезд не было.
Однако водители должны знать, что в некоторых случаях для избежания наезда более эффективным, чем торможение, оказывается объезд препятствия.
Величина пути, необходимого для объезда препятствия Sоб, аналогично рассмотренному варианту торможения определяется:
, (6)
где - путь, проходимый автомобилем соответственно за время реакции водителя и за время запаздывания рулевого управления;
|
|
Sм - путь маневра, например в соседний ряд, в процессе которого автомобиль двигается с колёсами, повёрнутыми, например, вправо; какое-то время автомобиль движется прямолинейно, затем водитель поворачивает колёса влево, выравнивая автомобиль (рис. 4).
Значения слагаемых и определяются:
; , (7)
где , - соответственно время реакции водителя и время запаздывания рулевого управления. Строго говоря, и не совпадают со значениями и , однако для практических расчётов они могут быть приняты равными.
С некоторыми упрощениями, с достаточной для практических расчётов точностью значение Sм может быть определено по формуле, м:
, (8)
где у - расстояние смещения автомобиля при объезде препятствия.
Подставив в формулу (6) значения слагаемых (7), (8), получим значение пути объезда препятствия, м:
(9)
Рассмотрим пример. Определить, имел ли водитель легкового автомобиля техническую возможность предотвратить наезд на стоящий на полосе его движения грузовой автомобиль, если в момент обнаружения водителем препятствия расстояние до него составляло 50 м, приняв следующие исходные данные: Va = 72 км/ч = 20 м/с; j = 0,5; = = = 0,8 с; = = 0,2 с; = 0,4; y = 3 м, Sсв = 50 м.
Рис. 4. Схема объезда препятствия |
Определим значение остановочного пути по формуле (5)
м,
а также значение пути объезда по формуле (9)
Получаем, что > , a < - применив торможение, водитель не сможет избежать наезда, а применив объезд препятствия, водитель имеет возможность его предотвратить. Следовательно, общий вывод: действуя в соответствии с правилами дорожного движения, водитель не имел технической возможности предотвратить наезд. Однако водитель должен помнить, что ему никто не запрещает применения объезда препятствия. Расчёты и практический опыт показывают, что при скоростях меньших, чем 20 - 40 км/ч, более эффективным оказывается торможение, при больших скоростях объезд, как правило, более эффективен.