Конвенция о согласительной процедуре между Союзом Советских Социалистических Республик и Польской Республикой

[23 ноября 1932 г.]

Согласно постановлению статьи 5 Договора о ненападении** между Союзом Советских Социалистических Республик и Польской Республикой, подписанного в Москве 25 июля 1932 года,

Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик, с одной стороны, и

Президент Польской Республики, с другой стороны,

решили заключить Конвенцию о согласительной процедуре и назначили для этой цели своими Уполномоченными:

Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик — Максима Максимовича Литвинова, Члена Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик, Народного Комиссара по Иностранным Делам, н Президент Польской Республики— господина Станислава Патека, Чрезвычайного Посланника и Полномочного Министра Польской Республики в Москве,

которые, после взаимного предъявления своих полномочий, найденных составленными в должной и надлежащей форме, согласились о нижеследующих постановлениях;

8 См. также док. Л? 156, 464, 494, 504. ** См. док. №300.


Статья 1

Договаривающиеся Стороны взаимно обязуются передавать Согласительной Комиссии, согласно постановлениям настоящей Конвенинн, для достижения взаимного соглашения, всякие возможные спорные вопросы, которые могли бы возникнуть между Союзом Советских Социалистических Республик н Польской Республикой из фактов, имевших место после вступления в силу настоящей Конвенции н которые не удалось бы разрешить в надлежащий срок дипломатическим путем.

Постановления настоящей Конвенции ие относятся к территориальным вопросам.

Предусмотренная в советско-польском Соглашении от 3 августа 1925 года процедура по разрешению пограничных конфликтов остается в силе *. В случае недостижения полюбовного их разрешения, согласно порядку, предусмотренному в вышеупомянутом Соглашении, каждая из Договаризающихся Сторон будет иметь возможность внести их ка рассмотрение Согласительной Комиссии, предусмотренной настоящей статьей.

Статья 2

Согласительная Комиссия, предусмотренная в статье I, будет состоять из четырех членов, назначаемых на каждую сессию Комиссии, причем каждая из Договаривающихся Сторон назначает двух членов из числа своих граждан.

Каждая из Договаривающихся Сторон будет иметь право прибегать к услугам назначенных ею экспертов, которые могут заседать в Комиссии с правом совещательного голоса. Каждая из Договаривающихся Сторон может также, по взаимному соглашению обеих сторон Комиссии, направлять в Комиссию для выслушивания лиц, показания которых эта сторона сочтет полезными.

На каждой сессии председательствовать будет представитель стороны иной, чем та, на территории которой имеет место данная сессия.

Статья 3

Согласительная Комиссия имеет задачей выяснять споркые вопросы, которые будут ей переданы, собирать для этой цели все необходимые сведения, прилагать усилия для примирения сторон и формулировать для разрешения спорных вопросов предложения, которые она находит справедливыми и которые она рекомендует обеим Договаривающимся Сторонам принять дипломатическим путем.

Если Согласительной Комиссии не удастся сформулировать на одной сессии предложение о разрешении рассматриваемого ею спора и если Договаривающиеся Стороны не придут в надлежащий срок к соглашению дипломатическим путем, каждой из Договаривающихся Сторон предоставляется право требовать передачи спора в Согласительную Комиссию для вторичного рассмотрения.

Статья 4

Согласительная Комиссия будет собираться по заявлению одной из Договаривающихся Сторон, направленному другой Стороне дипломатическим путем, в срок, устанавливаемый Договаривающимися Сторонами по обоюдному соглашению.

* См. т. VIII, док. Л? 257.


Собрание Комиссии должно состояться не позже, чем через один месяц с момента поступления вышеупомянутого заявления.

Как правило, сессии Комиссии не должны иметь место чаще, чем один раз в год, за исключением экстренных случаев, в каковых случаях Комиссия должна собраться по требованию одной из Сторон.

Поскольку Договаривающиеся Стороны по обоюдному соглашению не решат иначе, сессии Комиссии будут происходить поочередно в Москве и в Варшаве. Место первой сессии определяется жребием.

Статья 5

Каждая из Договаривающихся Сторон сообщит другой Стороне дипломатическим путем не позднее, как за 15 дней до срока созыва Согласительной Комиссии, список вопросов, которые она желает рассмотреть на данной сессии,

Статья 6

Поскольку Договаривающиеся Стороны по обоюдному соглашению не решат инзче, Согласительная Комиссия сама определит порядок своей процедуры, соблюдая при этом, однако, положения, предусмотренные настоящей Конвенцией.

Статья 7

Для правомочности заседания Согласительной Комиссии необходимо присутствие всех ее членов.

Если бы один из членов Комиссии не мог принять участие в работах Комиссии, заинтересованная Стсрона назначит его заместителя в течение 30 дней после того, как будет констатирована невозможность присутствовать на сессии.

Статья 8

Договаривающиеся Стороны обязуются облегчать Согласительной Комиссии исполнение возложенных на нее задач, в частности снабжать ее в возможно полной мере всеми необходимыми сведениями и документами.

Статья 9

Согласительная Комиссия составляет доклад относительно переданных ей спорных вопросов. Доклад этот должен быть представлен Договаривающиеся Сторонам до окончания сессии, во время которой рассматривались эти вопросы, поскольку Договаривающееся Стороны не согласятся продлить этот срок.

В докладе должен заключаться проект разрешения каждого из спорных вопросов, переданные на рассмотрение Комиссии, прн условии принятия проекта всеми членами Комиссии.

В случае невозможности сформулирования совместного проекта, доклад должен заключать предложения обеих сторон.

Статья 10

Доклад Согласительно«Комиссии подписывается всеми ее членами, Он должен быть доведен в кратчайший срок до сведения Договаривающихся Сторон.


Статья И

Каждая из Заговаривающихся Сторон обязуется в надлежащий срок, ни в каком случае не превышающей трех месяцев, известить другую, принимает ли она совместные предложения Комиссии, изложенные в ее докладе.

Статья 12

Доклады Согласительной Комиссии могут быть опубликованы полностью или частично исключительно по обоюдному соглашению Договаривающихся Сторон.

Статья 13

Вознаграждение членов Согласительной Комиссии, экспертов, а также п других лии, приглашенных одною из сторон, возлагается на данную сторону. Другие расходы, связанные с деятельностью Комиссии, обе Договаривающиеся Стороны несут поровну.

Статья 14

В процессе согласительной процедуры Договаривающиеся Стороны взаимно обязуются воздерживаться от всякой меры, могущей повлиять неблагоприятным образом на выполнение предложений Согласительной Комиссии.

Статья 15

Настоящая Конвенция является нераздельной частью Договора о ненападении между Союзом Советских Социалистических Республик н Польской Республикой, подиисанного в Москве 25 июля 1932 года, и будет ратифицирована одновременно с вышеуказанным Договором.

Она вступит в силу одновременно с инм и останется в силе на все время действия названного Договора.

В удостоверение чего, вышеуказанные Уполномоченные подписали настоящую Конвенцию и приложили к ней свои печати.

Учинено в.Москве, в двух экземплярах, каждый на русском и польском языках, 23 ноября 1932 года.

М. Литвинов St. Patek

Лечат, по срх. Опиб.г. в *Собраяих захо-нов...*, отд. II, M 6, 23 аг.ргля 1933 г.. стр. 4S—52.

Конвенция ратифицирована: ЦИК СССР 27 ноября 1932 г. президентом Польской Республики 26 ноября 1932 г.

Обж-я ратификационными грамотами состоялся в г. Варшаве 23 декабря 1932 г.


447. Запись беседы Полномочного Представителя СССР в Норвегии с Заместителем Министра Иностранных Дел Норвегии Эсмарком

23 ноября 1932 г.

Зайдя впервые после возвращения из отпуска в МИД. я был проведен к Эсмарку за нахождением Бродланда в Женеве. После обычной церемонии обоюдных приветствий и любезностей (так как трн месяца мы с ннм не виделись) я первым делом передал ему свое официальное письмо о нотификации нового торгпреда т. Клннгера, разрешение на что мною было получено от т. Стомонякова накануне. Тут же я сделал коротенькое сообщение о прошлой работе Клннгера и выразил надежду на то, что с его приездом будет приступлено к переговорам о новой госгарантии. В своем ответе Эсмарк полностью присоединился к моим пожеланиям. Напомнивши ему затем о последней нашей с ннм беседе (от 2 августа) *, я поинтересовался узнать о разрешении вопросов, которые были у иас тогда предметом нашего разговора. Это были почти нс-склгочнтельно шпицбергенские вопросы. Эсмарк ответил мне, что налоговый вопрос, по сведениям министерства финансов, разрешен непосредственно сговором нашего консульского агента т. Плисецкого с местными (шпицбергенскими) властями; сообщил также и о благополучном разрешении вопросов о радиостанции ** и устройстве для нас маяка. На мое заявление, после того как я выразил удовлетворение по поводу полюбовной ликвидации налоговых и радиовопросов, о том, что вопрос об устройстве для нас маяка нуждается еще в заключении норвежского правительства после того, как он был предметом обсуждения ведомств, Эсмарк, сделавши вид будто бы он этого не знал, взял себе это на заметку и обещал навести справки и сообщить мне конкретно о положении этого вопроса.

Этим деловая часть беседы была как бы закончена, но, конечно, не для меня. Отвечая на вопрос Эсмарка о том, как я провел свой отпуск, я не преминул коснуться моего свидания в Москве с норвежской делегацией295 и переговоров, которые в это время вел Иогаисен с Наркомвнешторгом ***.

Последние я охарактеризовал как неблагоприятную прелюдию к предстоящим переговорам н заявил, что по всем основным вопросам госгарантии Иогансен в Москве занимал резкую, непримиримую позицию, нз-за чего ни по одному нз

* В тексте, видимо, неточно — 21 августа; характер обсуждавшихся в ходе беседы вопросов указан в этом документе. ** См. док. X» 245, 257.

*** Заведующий торгсво-политическим отделом МИД Норвегии Иогансен находился в СССР с \2 по 29 октября 1932 г.


вопросов не удалось даже в порядке предварительном наметить модуса вивендн... В виде курьеза я ему сообщил, что даже благоприятное разрешение в стортинге вопроса о правах торгпредства Иогансен ставил под сомнение. На это Эс-марк мне ответил, что он имел беседу с Иогансеном после возвращения последнего из Москвы и что у него, Эсмарка, остается все же уверенность в том, что переговоры в этом году удастся быстро н благоприятно закончить. По поводу же статуса торгпредства он еще раз повторил заверения о благоприятном разрешении вопроса.

Говоря о своих впечатлениях о Норвегии, по моем сюда возвращении, я заговорил о том шуме, который я застал в здешней прессе в связи с последним обличительным по адресу норвежского правительства выступлением Мувннкеля (по делу Кюльмана) 2&6. Норвежские газеты, сказал я, привыкли видеть во всяком выступлении iMy-винкеля его желание самому стать у власти.

Каково Ваше мнение об этом?

В ответ на это Эсмарк, явно оживившись, начал уверять меня в том, что единственным выходом из положения сейчас является именно приход к власти Мувннкеля, что теперь он (Мувинкель) определенно «хат люст дацу» * и что он будет ждать лишь нехода гренландского спора, что должно развязать ему рукн для принятия руководства. Этого он (Эсмарк) ждет не позже февраля. Оживляясь все больше и больше, Эсмарк стал говорить о Мувинкеле как о единственном человеке, могущем выровнять положение.

Тут я счел уместным еще раз заявить о том законном возмущении, которое имеется у нас в связи с неоднократными бестактными выступлениями Квнслннга, а также напомнить о тех заверениях, которые были даны министром Урбн в Москве моему правительству и мне о неповторенни в будущем таковых **. Эсмарк это подтвердил. Слушая его, я думал, как много этому культурному чиновнику приходится терпеть от правительства Хундсейда — Квислинга.

Прощаясь, я выразил надежду видеть его скоро у себя. (Имеется в виду предстоящий прием).

Полпред СССР в Норвегии А, Бекзадян

Печат. по арх.

* Имеет желание (нем.). ** См. док. Л? 370.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: