30 декабря 1932 г.
Беседа состоялась в МИД. Предметом ее явилось положение итало-советских торгпереговоров *.
Итало-советские переговоры в оценке полпреда. Полпред сообщил Сувнчу, что явился к нему для беседы о состоянии нтало-советских торговых переговоров. Сам полпред не принимает в них непосредственного участия. Однако он находится в их курсе и должен сказать, что направление, принятое ими, представляется ему неожиданным к нежелательным. До сих пор полпред был убежден, что, несмотря на действие мирового кризиса, итало-советские торговые отношения развивались вполне благоприятно. В особенности это следует отнести к Италии, которая за два последних года почти утроила свой вывоз в Советский Союз и расчетный баланс которой к концу 1932 г. свелся к пассивному сальдо для итальянской стороны в столь незначительном размере, как 39 млн. лир с небольшим. Для СССР динамика этого развития была менее благоприятной. За последние годы экспорт из Союза по некоторым статьям начал убывать, причем зависело это в значительной мере от таможенных стеснений (касающихся фанеры) и от тех распоряжений итальянского правительства, коими оказывалось покровительство некоторым отраслям национального производства (например, итальянской пшенице мягких сортов). Можно было ожидать, что начатые экономические переговоры обеспечат дальнейший рост итало-советского экономического сотрудничества, внеся лишь некоторые улучшения в ныне действующий торговый режим. К сожалению, пока этн надежды не оправдались. Представителями итальянской стороны выдвинуты требования, принципиально неприемлемые
|
|
* О, док Л? 445. 464, 494.
7)0
Для СССР и формулированные притом в неприменимой и ультимативной прстановке. Дело идет о построении итало-советских торговых отношений на принципе нетто-баланса, с незначительным отклонением (толеранцеи) в пользу той или иной стороны, и об организации смешанной паритетной комиссии для регулирования такой торговли. Может быть, в отношении тех стран, которые имеют в торговле с Италией подавляющий актив, указанные требования итальянского правительства и представляются естественными. Однако они отнюдь не вытекают из существа итало-советских торговых отношений, развивающихся столь благоприятно для Италии и имеющих все признаки здорового роста. Представители итальянской стороны заявляют, что в настоящее время Италия ведет торговые переговоры с целым рядом стран и что для итальянского правительства желательно в соглашении с СССР, в порядке прецедента, провести принципы нетто-баланса и отмены консолидированных ставок, обеспечивающие Италии полную свободу таможенной политики. Однако непонятно, почему итальянское правительство начинает свою пробу именно с СССР, пытаясь подчинить итало-советскую торговлю стеснительным ограничениям и бюрократическим формам. Ведь и Советское правительство ведет сейчас торговые переговоры с другими странами, например с Англией; естественно, что оно стоит в этих переговорах на известных принципиальных позициях, которые не могут быть сданы в Италии, на этом благополучнейшем для обеих сторон участке международного торгового фронта. В интересах самой Италии — не производить на этом участке никаких рискованных экспериментов. Ей удобнее и легче сговариваться с другими странами, обеспечив свои экономические отношения с СССР. Если бы порвалось это наиболее здоровое звено в цепи международных торговых отношений Италии, прочие государства, ведущие сейчас переговоры с итальянцами, оказались бы в выигрышном положении, и тон их требований сразу повысился бы, Эти контрагенты не могли бы не учесть того, что, нарушая нормальные экономические отношения с СССР, Италия рисковала бы потерять советские заказы, обречь на бездействие значительную часть своего торгового тоннажа, ныне фрахтуемого Советами, лишиться снабжения себя советской нефтью, углем и сырьем, что вынудило бы ее искать возмещения всех этих статей со стороны других государств, которые, несомненно, использовали бы в своих интересах такое положение. Так как в комплексе итало-советских отношений экономическое сотрудничество этих стран играет существеннейшую роль, укрепляя и политические связи между ними, всякое колебание в области итало-советской торговли могло бы иметь неблагоприятные последствия и для международного положения обоих государств. Во всяком
|
|
7П
случае, такое колебание могло бы быть истолковано как ослабление того контакта, который за последние годы установился между Италией и СССР. При таких условиях обе стороны одинаково заинтересованы в том, чтобы начавшиеся экономические переговоры в кратчайший срок закончились дружественным соглашением. Полпред считает своей обязанностью подчеркнуть, что отнюдь не жалуется на представителей итальянской стороны, ведущих упомянутые переговоры, Несомненно, они весьма добросовестно выполняют свой долг, защищая позиции, определяемые директивами руководящих органов итальянского правительства. Однако когда обе стороны ясно сформулировала свои требования и остановились на них, ожидая дальнейших директив, которые позволили бы найти базу для соглашения, желательно, чтобы в этот момент руководящие органы итальянского правительства, в частности МИД, оказали содействие нормальному выходу из такого положения. Полпред надеется, что Сувич пойдет навстречу такому пожеланию, считаясь с необходимостью сохранить и еще упрочить итало-советское экономическое и политическое сотрудничество.
Сувич ответил полпреду, что какие бы затруднения ни возникали временно в области экономических взаимоотношений Италии с СССР, они ни в каком случае не могут затронуть политического сотрудничества этих государств. Сувич не может скрыть от полпреда, что представители итальянской стороны весьма пессимистически оценивают положение переговоров, Они считают, что советские делегаты недооценивают экономических затруднений Италии, которая вынуждена во что бы то ни стало выравнивать свой торговый баланс со всеми странами, чтобы не допустить инфляции и крушения всей своей финансовой системы. В отношении СССР «технические министерства», т. е. мннфин и министерство корпораций, формулируют следующие опасения. Во-первых, слишком велика н слишком долгосрочна задолженность СССР по заказам и кредитам в Италии. Необходимо пересмотреть такое положение, дабы не подвергать финансовое хозяйство страны риску чрезмерного напряжения. Во-вторых, советская система монополии внешторга ставит Италию в положение слабейшей стороны и сводит на нет принцип взаимности и равенства, которым должны определяться нормальные экономические взаимоотношения двух стран. В-третьих, итальянский рынок рискует быть наводнен советским экспортом, объем и структура которого не поддаются заранее никакому учету. В-четвертых, практикуемые Советами цены на экспортные товары, в особенности лес, вносят пертурбацию на внутренний рынок и наносят ущерб национальным лесопромышленникам и лесоторговцам. Минфин н министерство корпораций настаивают на
|
|
необходимости подвести новую базу под итало-советские экономические отношения. В таком пересмотре их принципов Сувич не видит ничего чрезвычайного или опасного. Сейчас это происходит повсеместно. Необходимо строго соблюдать различие между экономикой и политикой. Не так давно Италия находилась в состоянии экономической войны с Германией. Однако это не мешало Муссолини со всей энергией поддерживать ту же Германию политически. Во всяком случае, МИД примет все меры к тому, чтобы предупредить потрясение итало-советских экономических отношении. Сувич обещает лнчно заняться этим делом. Он поручит директору экономического департамента Чанкарелли изучить весь материал, относящийся к нтало-советским переговорам, и доложить ему, чтобы выяснить возможности достигнуть соглашения. Если бы последнее не удалось и Италии пришлось бы поставить вопрос о радикальном пересмотре существующих Торговых взаимоотношений между обеими странами или даже принять известные меры временного порядка для обеспечения своих торговых интересов — никаких нежелательных последствий для политического сотрудничества Италии с СССР такое положение не имело бы.
Полпред выразил надежду, что интервенция МИД в итало-советские экономические переговоры может им придать благоприятное направление и устранит нз них всякий элемент узковедомственной ограниченности.
|
|
[В. Потемкин)
Леча г, по арх.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Статистические данные по внешней торговле СССР за 1932 г,*
Таблица Ш-в**
СВОДКА ДАННЫХ ВЫВОЗ II ПРИВОЗ ТОВАРОВ ПО ГОСУДАРСТВАМ И СТРАНАМ
Наименование еосудаоств
и стран
Топни
Яч-ispb — декабрь 1932 г.
тысяч и | рублей | ||
I гр. | II гр, | IV гр. | ягпсго екл-юч. III гр. |
7 |
Австралия....
Австрия.....
Англия... -,. Гибралтар....
Мальта......
Ст ренте-Сеттльмент
Судан......
Цейлон......
Ямайка......
Прочие английские
КОЛОНИИ.....
Аргентина.....
Афганистан.....
Бельгия......
вывоз
привоз
вывоз
привоз
вывоз
привоз
БЫЕСЗ
привоз
БЫЕОЗ
привоз
вывоз
привоз
вывоз
привез
вывоз
привоз
вывоз
привоз
вывоз
привоз
вывоз
призоз
вывоз
прквоз
ЕЫЗОЗ
пэивоз
3 534 85 539 14 177
4 352
4 265 170
315 574 203 1S3
106 18 ISO
3 295 25 886
4 73S 10 978 12 йо*>
Г02 439 4 222
4 017 167
57 9S0 4 414
88
2 087
1 125
1S14
72 214
19 116
2 803
1 303
1S17
3S3
9 175
174S6
0 186
3 299
4 116
67 189
0,2
12 107 776 113 347
76 5861
1 293
4 010 134311
90 932
2 S03
1632 13
14 574
H 782
18 752
* Публикуются тто журна-у «Внешняя торговля Ссх>за ССР. Статистический обзор», вып. 12 '|8€). М.. ВзеиторпззДЕт. ['ИЗ, стр. 1£>—lï.
Имеющиеся в таблицах неточности а И'тлгэаых офрах не оговариваются. Оценку товаров з пересчете по курс--- рубля 1SCÎ г. см. 'В1:еи:няя торговля СССР. Статистически!: сборник. [318—ÎÏ65 гг.»'. М., 1967. сто. =—13.
** Из тзблэцы опушены данЕ^ые за 1931 г.. оттублнков£К:-ше в т. XIV настоящего издания, Условные обозначения дактст г.о журналу: Ï гр. — жазке^ные припаси; II гр. — сырье в полуобработанные материалы; III гр. — животные: IV гр. — изделия, В графах для цифровых данных (O't означает чисто менее 50 кг нли менее 51) руб.: t—} отсутствие привоза нли вывоза.
Продолжение
Конго (Бельгийское)
Прочие белы, колонии.......
вывоз 9 238 | —
привоз — —
Болгария.....
Бразилия.....
Венгрия.....
Геджае и Неджд. Германия.,... Голландия...
Сукатра.....
Ява.......
Проч. остр, голланд. Ост-Индии....
Прочие голланд. колоний......
Греция Дания
Вольный город Данциг (Гданьск)...
Египет.......
Йемен.......
Индия.......
Исландия......
Испания......
Испанские колонии.
Ирак........
Ирландия......
Италия.......
вывоз призоз I вывоз \ привоз | вывоз \ призоз
(ВЫВОЗ
\ привоз I вывоз \ привоз 1 зывоз \ привоз I вывоз \ привоз | вывоз \ прнвоз | вывоз \ привоз
| вывоз \ привоз
) вывоз \ прнвоз I вывоз \ прнвоз } вывоз I. привоз
(вывоз \ прнвоз I вывоз \ привоз (вывоз \ привоз | зывоз \ прнвоз I вывоз \ привоз / вывоз I привоз J вывоз \ привоз I вывоз \ привоз I вывоз \ прнвоз i вывоз \ прнвоз
о
2 860 291 271
1 123 0-39
8 261
27 5S5
639 551
1 115
5 759
7 752
419 226
6 666
193 551
437 277
21 407
2 062 330 I 27 093
5 622
5 259
325 3 962
2 367
0,1
66 666 72 513 14531
6 955
3852 0
5 513
4 433
2 192
7 955 153
21861 2 651
53 0.4
9 479
251 801
2 787
3 874 | |
о | |
2 470 | |
2 521 |
0,3
398 1
46 117
95 061 324 411
20 800 3 405
6 955
9 203
4SI
6 526
2 760
6 161
4 903
4 557
— 7 955 0 153
— 124
346 1979
300 26 012 24 496 i 27 144
П родол же ни е
Канада
Китай, кроме Сннь-цзяна......
Китай Западный (Синь-цзян)......
Куба........
Латвия.......
Литва.......
Мексика......
Монголия......
Новая Зеландия...
Норвегия......
Палестина.....
Парагвай......
Персия.......
Польша......
Португалия.....
Португальские колонии.......
Румыния......
Соед. Штаты Сев. Америки.....
филиппинское острова........
Прочие колон. Соед. Шт. Сев. Америки
Снам (Таиланд).,.
Сирия.......
I вывоз \ привоз
i вывоз \ привоз (вывоз \ привоз | вывоз \ привоз { вывоз 1 привоз | вывоз \ привоз I вывоз S привоз I вывоз \ привоз / вывоз I привоз \ вывоз I привоз / вывоз) привоз / вывоз I привоз (вывоз) привоз
/ ВЫВОЗ
\ привоз
/ вывоз 1 привоз / вывоз I оривоз
f вывоз \ привоз
Г ВЫВОЗ \ привоз
I вывоз 1 привоз / вывоз \ привоз t вывоз \ привоз
291510 39 788
8006 21838
120 979
12 404
368 243
3 526
58 452
54 508
318 086
62 422
14 601
142 446
157 645
59 951
81 513
74617 2
624 250 27 449
9 266 15
2 143 5323
1090 13
767 131 155
2 550
3 307 149
6 023
21 473
3 706 197
4510 395
8 928
8 23S
257 3 102
372 3 464
9 939
2 855
9 939
25 917
4 879
714 1
2 083
1 432 168
13817 23
5 380
26 922 1
0,1
13235 633
407 566
1211 29 384
95 47
6 —
Продолжение
Тува........
Турция.....- -
Уругвай......
Финляндия.....
Франция......
Алжир.......
Индокитай франц...
Мадагаскар.....
Марокко франц...
Тунис.......
Прочие франц. колонии.......
Чехословакия....
Чили........
Швейцария.....
Швеция......
Эквадор......
Эстония......
Югославия.....
Юж но- Африканский Союз......
Япония н Тайвань. Корея......
Прочие японские колонии......
Прочие государства и страны......
вывоз
привоз
вывоз
привоз
вывоз
привоз
вывоз
привоз
вывоз
привоз
вывоз
привоз
вывоз
привоз
вывоз
привоз
вывоз
привоз
вывоз
привоз
вывоз привоз вывоз привоз вывоз привоз вывоз привоз вывоз привоз вывоз привоз вывоз, привоз вывоз привоз
' вывоз _прпвоз 1 вывоз { привоз
I ВЫВОЗ
L привоз
| вывоз { привоз
[ вывоз I прпвоз
4 301
8 079
190 900
34 719
42 029
297 644
1352 181
1 100
29 554
28 605
70 878 32 245
1 1245
367 900 21096
72 257
54 573
3 655
743 157
12 158
23411, 5 253
862 120 664
304 37
27 522 —
1300 17
2 365
2 327 1062 1992
3 478 1637
26528 1231 1 190
52 5 502 2 713
5 831 13
1090 751
8 809
141 986
— I 240
3 107
2 359
2 647
103 —
29 9344
4 842
18 807
274 10
4 388 2 191
5 391 5 700
1 450 2080 5259
2 806 28 536
3 879 1 190
1 372
10 283
4 896
6 141
7 382 39
1 102
10 099
4 786
1209 240
Итого..
вывоз 117 547 062 привоз; 2 300 211
139 578 330678 51 698 1198 592
I 93 366 429 960
563884, 698 693
сводка
Распределение вывоза и привоза
за январь —
Вывоз | Прш | сэ | В ПС.К HtK.ie прюеэено | |||||
1931 г. 1932 г. | 1931 г. | 1932 г. | Австрии | Англии | Ароен- г\ины | |||
I. Материалы и изделия для промыт.!, погребл. в технич. целей: а) Оборудование H орудия производства.. | 356 447 43,9 6 043 0,7 | 269 603 47.8 12 552 2.2 | 495 80S 44.9 296 142 26,8 35 556 3.2 132 372 12.0 6? 454 6,2 1 216 0.1 64 722 5.9 3 086 0.3 2 339 0.2 4 234 0,4 105 0,0 | 389 364 55.7 175 224 25.1 18:82 2.6 8 263 1.2 31 181 4.5 465 0.1 63 728 9.8 3 322 0.6 1 0S7 0.1 2 124 0.3 153 0.0 | 3 2 39 80.8 7Û0 17,5 58 1 Л 0.0 10 о.з 2 0.0 0 0,0 | 63 9?9 70.3 17 356 19.I 665 0,8 296 0.3 I 823 2,0 465 0.5 4 527 5.0 I 826 2.0 27 0.0 28 0.0 | 1 638 SO. I 179 9,9 | |
в) Полуфабрикаты н веком, материалы.. | ||||||||
П..Материалы н изделия сельскохозяйственного | ||||||||
Ш. Материалы я изделия для обслуж. средств н путей сообщения... | 935 876 0,1 0 1 | |||||||
IV. Топливо........ в %........... | 37 939 4,7 297 337 36,7 87 462 10.8 5 278 0.7 4 024 0,5 15 745 1.9 | 32 626 5,8 141 496 25,1 84 534 15,1 2 819 0.5 1 727 0.3 17 651 3.1 | ||||||
V. Предметы и изделия широкого потребления: а] Продукты для питания H вкусовое ве- | ||||||||
б) Предметы личного з %........... | ||||||||
VI. Предметы и принадлежности гигиены, медицины к санитарии.. в %........... VII. Предметы ку.-ьтурных | ||||||||
Всего.
811 210 563 S84 I 100%, 100%
I 105 034 698 693 4 010 90 932 1 817 100% 100% 100% 100%' 100%
ДАННЫХ
по признаку назначения товаров делабрь 1932 г. (в ™с- р>'6->
Таблица IV
зз янзарь~декабрь 1932 г. из
Ггр.ч-z-, _ „. Ика-
нии \Лагши Индии rtziU
ды
Польши
Ссгд. | |
Ulms- I Фин- Фран- I Чехо-?- I Ш s-
rr.ca \ляндишл ции \ло-:скии цт:
Амери.«.!; | |
7 221 1 9J
öS 2.5
з;7&, s s 1. а! зд
П 741 563
3/3 2а, 4
-305 6.7
204 4 5
0.3
0.0
2S6 6651 L SS4 73.0 68,2 I 62 653 31 1 673 I 2 342 ' 26 | 4 631
19.з]:,1; 35.7 I 8,6 1.3 S3.9
22226, — 615 |21145 204 2 02 7 S 930 I 17 5S0
81. э| — I 11.1 66.S 7,3 32.3 I 86hS SS.7
743 1 392 i 535 399 j 2 568
2.3 49.ö I Ï3h8 3.9 I 11.9
285 I —
1.1 —
407 —
1.5, —
1 S44 —
6.8 I —
20 0.4
178 3.2
1 167 3,7
2,1
241 8,6
3 0-1
7 618 507 24.1 I 13.1
538 13h9
0.7
17.7
518 5.0
252 2,6
I,7
I.9
722 3,4
l.i
0,2J
129 | 2 367 4 7 51.9
52 —
o.o| -
52б| —
0.2 —
I 733| О
0.5 0,0
481 —
0.0 —
0 I 2 031
0,0 9S.7
0.2, —
1.4
О 0,0
0,5 —
0,0, —
о
0.0
31 0,1 9 0.0 —
0.1 0.0
о
0,0
199 ' 420 I 1
0,6 I 15,0 I 0.0
- 10
— I о.з
1 I —
0.0 I —
126 0,4
О 29
0,0 1,0
0.0
О 0.0
5 j —
0,1 —
0,5 | ||
1,5 | 0.0 | 0.0 |
0.4 | ||
0,0 | 0.0 | 0.0 |
,324 41 il 2 760 4 557 127 144 2 058 5 521 31 665 j 2 805 Ю0%1 100% i 100% 100% I 100% I 100% | 100% 100%
3 879 10 233 | 21 521 100ft 100% 100%