Телеграмма Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Представителю СССР в Чехословакии С. С. Александровскому

П марта 1934 г.

Чехословацкое правительство хочет получить от нас компенсацию в форме торгового договора за неизбежное уже восстановление дипломатических отношений. Поэтому оно хочет начать торговые переговоры до возобновления дипломатических отношений. Мы же, конечно, ничего за признание СССР Чехословакией платить не хотим и не станем. Поэтому до нормализации дипломатических отношений мы не начнем торговых переговоров. Скажите поэтому, что Вы посылаете врученный Вам проект очередной диппочтой и вернетесь к вопросу по получении ответа из Москвы **.

Лечат, г.о арх. KpeCTUHCKÜU

84. Запись бесед Народного Комиссара Иностранных Дел СССР с Послом США в СССР Буллитом

IS и 21 марта 1934 г.

Буллит посетил меня сегодня в больнице для продолжения разговора от 14-го***. Он ничего нового не мог мне сообщить, так как не имел еще к тому времени ответа Рузвельта. После своего ухода он в тот же день прислал мне письмо с изложением ответа Рузвельта. Копия письма при сем прилагается 8S.

Так как в письме говорится о дополнительном сообщении касательно пакта о ненападении****, то я пригласил Буллита к себе в больницу 21-го. Сообщил он мне, что Рузвельт против двусторонних пактов о ненападении, но что готов рас-

* См. док. Ms П.

** См. док. Л* 82. 102, 113.

*** См. док. №77.

*** См. также док..Ni? 240.


смотреть вопрос об общем тихоокеанском пакте о ненападении, о котором Буллит мне говорил еще 14-го.

Оговорившись, что вопрос о тихоокеанском пакте у нас еще не обсуждался и что поэтому ничего официально не могу сказать, я высказал свое личное мнение, что подобный пакт может преследовать либо позитивную, либо негативную цель. Либо Рузвельт хочет добиться действительного принятия этого предложения, даже Японией, тогда вряд ли удастся избегнуть обсуждения вопроса о Маньчжоу-Го. Думает ли Рузвельт получить этот пакт ценою признания Маньчжоу-Го. Если же Рузвельт на это не пойдет, то надо считаться заранее с отклонением Японией пакта. Такой негативный результат также имел бы большое значение, но только при условии, если пакт будет принят всеми остальными тихоокеанскими государствами, кроме Японии. Я лично отнюдь не уверен, что пакт будет принят Англией и Францией. Думает ли Рузвельт предварительно зондировать эти страны и вообще намерен ли он выступить с предложением тихоокеанского пакта? *

Буллит ответил, что вряд ли Рузвельт собирается обратиться к державам с предложением о пакте. Он скорее склонен «выбрасывать идеи», чтобы их подхватывали другие государства и сделали из них надлежащее употребление. Так, например, он недавно «выбросил идею» об общем пакте о ненападении, не обращаясь с этим ни к кому в частности. По мнению Буллита, на Японию производит наибольшее впечатление то, что говорится Одновременно с обоих берегов Тихого океана, и то, что будет заявлено нами в Москве и одновременно Рузвельтом в Вашингтоне, не сможет не иметь большого эффекта в Японии. Я вновь повторил, что я на эту тему не могу официально разговаривать, будучи сейчас лишен личного контакта с правительством.

На вопрос Буллита, как обстоит вопрос с урегулированием претензий, я сказал, что разногласия выявлены достаточно четко. Рузвельт говорил о займе и думал при этом о товарных кредитах с переложением 50% риска на поставщиков. Мы же говорили о займе и думали только о займе. В единственном имеющемся документе, именно записи беседы, сделанной самим Рузвельтом**, тоже говорится о займе, а не о кредитах. Это основное разногласие, но есть и другие. Мне остается сообщить об этих разногласиях правительству и предложить ему принять решение для ответа Рузвельту. Возможно, что правительство отложит решение до моего выздоровления и, может быть, до приезда Богданова. Одно, что я могу теперь же сказать совершенно решительно, это то, что

* См. также док. А» 399, 436. ** См. т. XVI, док. № 361.


мы ни в коем случае не пойдем на товарные кредиты и будем настаивать, по крайней мере, на предоставлении в наше распоряжение хотя бы через Экспортно-импортный банк соответственной суммы, в счет которой могли бы расплачиваться с поставщиками наличными. Вопрос может лишь стоять о том, какую часть этой суммы мы сможем использовать вне Соединенных Штатов.

Буллит ответил, что если это так, то чем скорее мы сообщим ему ответ, тем лучше, чтобы скорейшим образом ликвидировать только что созданный банк. Совершенно ясно, что если эта сделка не состоится, то, согласно закону Джонсона, мы ничего покупать в Америке в кредит не сможем, а так как за наличные мы также не станем покупать, то речь идет о полном прекращении советско-американской торговли. Это не значит, что между нашими странами не может быть дружественных отношений, но, несомненно, такое положение вызовет во многих кругах разочарование или даже кампанию.

Я ответил, что нас вполне устраивали бы дружественные отношения без торговли, в особенности на тех условиях, которые нам теперь предлагают. Так как сам Буллит признает, что в Америке имеются круги, заинтересованные в торговле с нами, то я предложил бы Отделить вопрос о торговле от сделки по урегулированию претензий. Буллит ответил, что закон Джонсона делает это невозможным. (Необходимо отметить, что закон Джонсона не Вошел еще в силу. На всякий случай я запросил Трояновского о проверке на месте ссылок Буллита на этот закон*).

Был затронут также вопрос о червонцах для нужд посольства. Я сказал, что с Гринько еще не сносился, но что ие представляю себе, чтобы он мог менять кому бы то ни было доллары иначе, чем по официальному курсу, а тем более по курсу черной биржи.

Литвинов

Печат. по арх.

85. Заключительный протокол германо-советских экономических переговоров89

[20 марта 1934 г.] 1

Между Германией и Союзом Советских Социалистических Республик устанавливается нижеследующая договоренность:

Платежи, подлежащие уплате со стороны СССР Германии в 1934 г., должны осуществляться следующим образом:

* См. док. X«. U2.


\) Согласованный Кредитным соглашением от 25 февраля 1933 г.* между двумя германскими Консорциумами банков, с одной стороны, и Государственным банком СССР и Торговым представительством СССР в Германии, Берлин, с другой стороны, при участии Германского правительства, так называемый 140-миллионный кредит, подлежащий погашению с мая по октябрь 1934 г., предоставляется на дальнейшие 14 месяцев в размере первоочередной суммы погашения — 85 млн. германских марок, сроки погашения каковой установлены в мае, июне и июле 1934 г. Дальнейшая частичная сумма кредита в размере 25 млз. германских марок из доли, подлежащей погашению в августе, также предоставляется Советской стороне на дальнейшие 14 месяцев, если она будет об этом ходатайствовать до 1 августа 1934 г. Предоставление кредита осуществляется на действующих до сих пор условиях с той мерой, что

a) указанная в § 1 Кредитного соглашения стоимость кредита составит 2,5% сверх дисконта Рейхсбанка;

b) гарантии, предоставленные в форме уступки контрактов и заклада товаров, отменяются н, в случае необходимости, заменяются другими гарантиями, т. е. облигациями, и в дальнейшем при заложенных облигациях промышленных трестов и экспортных объединений отменяются гарантийные заявления внегерманских торговых обществ;

c) обязательства СССР в соответствии с § 6 Соглашения между Государственным банком СССР. Москва, и Торговым представительством СССР в Германии, Берлин, с одной стороны, и «Дейче банк унд Дисконто-гезельшафт», Берлин, с другой стороны, от 25 февраля 1933 г. не изменяются.

Советская сторона принимает к сведению заявление Германской стороны, что оба Консорциума банков дали свое согласие на вышеуказанное урегулирование. Обмен письмами между Консорциумами банков, с одной стороны, и Торговым представительством СССР в Германии, Берлин, и Государственным банком СССР, Москва, с другой стороны, в которых изложены вышеуказанные договоренности, должен быть осуществлен в течение двух недель после подписания Протокола.

2) Часть обязательств по платежам в размере около 200 млн. германских марок должна быть погашена поставками советских товаров в Германию. С этой целью Германское правительство постарается воздействовать на круги покупателей и со своей стороны будет стремиться к тому, чтобы сбыт товаров СССР в Германию в 1934 г. был увеличен до стоимости около 200 млн. германских марок. Об осуществлении этой договоренности в ближайшее время должна начать переговоры особая комиссия.

* См. т. XVI, прим. 35.


3) Оставшаяся часть платежных обязательств будет погашена СССР путем уплаты золотом и валютой.

II

Далее были достигнуты приведенные в приложениях договоренности

о продлении Соглашения с Рейхсбанком от 3 мая 1932 г.*;

о платежах в германских марках германских фирм Торговому представительству и контролируемым им органам;

о действии сроков кредитов основного Соглашения о поставках от 15 июня 1932 года **';

о переводе 100 000 руб. от выручки за имущество немцев, выехавших из Советского Союза.

Берлин, 20 марта 1934 г.

ВеСщер Р. Мейер

С. Бессонов Мосдорф

Приложение 1

ПИСЬМО

МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИКИ ГЕРМАНИИ

ТОРГОВОМУ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВУ СССР В ГЕРМАНИИ

Берлин, 20 марта 1934 г.

В связи с подписанным сего числа Заключительным протоколом германо-советских экономических переговоров Вы выразили пожелание, чтобы соглашение, заключенное между Рейхсбанком и Торговым представительством СССР в Германии 3 мая 1932 г. и продленное 6 января 1933 г., было пролонгировано и на текущий 1934 г. Настоящим покорнейше сообщаю Вам, что Рейхсбанк заявил мне о принципиальной готовности продлить Соглашение на 1934 г. с тем условием, что указанная в пункте 4 Соглашения максимальная сумма будет установлена в размере 7 млн. долл.

По выраженному Вами далее пожеланию заявляю, что платежи в германских марках германских фирм Торговому представительству и контролируемым им органам и в 1934 г. не б\гдут засчнтываться в счет импортных континентов фирм п что фирмы могут неограниченно осуществлять платежи в германских марках банкам внутри страны, которые получат соответствующее разрешение на принятие таких платежей.

По поручению

Мосдорф

* См. т. XV, док. Хэ 200. ** См, т. XV, док. Аз 250.


Приложение 2 ПИСЬМО ТОРГОВОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ СССР В ГЕРМАНИИ МИНИСТЕРСТВУ ЭКОНОМИКИ ГЕРМАНИИ

Берлин, 20 марта 1934 г.

Подтверждаю получение Вашего письма от 20 с. м, касательно продления Соглашения с Рейхсбанком от 3 мая 1932 г. и о платежах в германских марках германскими фирмами Торговому представительству СССР в Германии и контролируемым им органам и заявляю о своем согласии с его содержанием.

Торговый представитель СССР в Германии

Вейцер

Приложение 3

ПИСЬМО

ТОРГОВОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ СССР В ГЕРМАНИИ

МИНИСТЕРСТВУ ЭКОНОМИКИ ГЕРМАНИИ

Берлин, 20 марта 19-34 г.

В связи с подписанным сего числа Заключительным протоколом германо-советских экономических переговоров подтверждаю, что СССР и его хозяйственные органы будут в календарном 1934 г. выдавать текущие заказы в кредитные сроки, предусмотренные в Соглашении от 15 июня 1932 г.

По остальным пунктам Соглашения я готов вскоре вступить в переговоры с германской промышленностью.

Торговый представитель СССР в Германии

Вейцер

Приложение 4

НОТА

ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА СССР В ГЕРМАНИИ

МИНИСТЕРСТВУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ГЕРМАНИИ

Берлин, 20 марта 1934 г.

В связи с подписанием сего числа Заключительного протокола германо-советских экономических переговоров Посольство СССР имеет честь сообщить Министерству Иностранных Дел Германии, что Правительство Союза Советских Социалистических Республик по просьбе Германского Правительства выразило готовность перевести в Германию сумму в 100 000 руб. (сто тысяч руб.) в германских марках от выручки за имущество выехавших немцев.

Заключительный протокол и приложения печат. по срх.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: