Отработка элементарных коммуникативных действий

Передать предмет Подойди ко мне поближе, Наклонюсь я чуть пониже, Руку вытяну вперед, Пусть твоя рука возьмет Этот шарик на ладошке. Подержи его немножко, А потом отдай скорей, Да тому, кто всех милей. Что ты сделал, нам скажи, И еще раз покажи! (Ребенок говорит: «передал шарик» и показывает как в жестовом варианте) Здороваться Если ты протянешь руку, И пожмет ее другой, Это вмиг развеет скуку, Потому что друг с тобой. Вместе будет веселей, Так здоровайся скорей! Что ты сделал, нам скажи, И еще раз покажи! (Ребенок говорит: «поздоровался» и показывает как в жестовом варианте)
Совместные кувырки Ляг на коврик и лежи, Не волнуйся, не дрожи, Свой прекрасный кувырок Будет делать твой дружок А быть, может, и подружка, Говорунья, хохотушка. Браво, браво, молодец! Только это не конец. Все теперь наоборот: Ты исполнишь кувырок. Друг уляжется на коврик, Ну, а ты, совсем, как кролик, Прыг, кувырк через него, И не бойся ничего. Совместные хлопки Самому в ладоши хлопать Так легко, раз-раз, два-три. А теперь со мной попробуй, Мне ладошки протяни, Я по ним ударю смело, Ты – в мои. Скорей за дело! Я – хлоп, хлоп, и ты – хлоп-хлоп. Ох, нахлопались мы! Стоп. Выбирай теперь скорей, С кем ты будешь из детей Хлопать весело в ладоши, Может, хочешь ты с Алешей, Или с Вовой или с Машей Может с Таней и Наташей? С кем ты хочешь, говори. Начинайте, раз, два, три!
Замри – отомри. Дети спонтанно танцуют под музыку. Ребенок, который водит, командует им «Замри!». Все застывают в той позе, в которой их застала команда. Через некоторое время водящий ребенок говорит: к кому я сейчас подойду и коснусь, рукой и скажу «отомри», тот будет свободен. Подходит к каждому по очереди, касается какой-либо части тела и говорит: «Отомри!». Докинь до меня мячик голосом. Педагог уходит на значительное расстояние от детей и просит кидать воображаемый мячик, сопровождая движение словом: «Лови!». Если ребенок говорит тихо и неуверенно, педагог говорит: «Ты не докинул мячик, попробуй еще раз».
Спаси от беды. Одному из детей дается задание изобразить, будто у него болит нога, и он не может идти. Педагог спрашивает у детей, кто может ему помочь. Выбирается кто-нибудь из детей, который поддерживает попавшего в беду и приговаривает: «Скоро все продет, не волнуйся, тебя доктор вылечит…» (или что-нибудь в этом роде). Превращение. Педагог набрасывает на себя какую-нибудь шаль, берет волшебную палочку, говорит, что он волшебник и сообщает, что сейчас подойдет к кому-нибудь из детей, прикоснется ко лбу и губам палочкой, и тот станет тем, кого он назовет «волшебным голосом». Например: «Стань птицей» (ребенок изображает птицу), стань кошечкой … и т.п.
Угадай, что я покажу Педагог пантомимически показывает, какое-либо действие, а дети отгадывают, что оно обозначает. Затем педагог берет в партнеры кого-либо из детей и они показывают действие вместе. Дети отгадывают. Далее загадывают действия сами дети: сначала по одному, а затем совместно – по 2-3 человека. Больше друзей. Педагог встает на середину зала и вытягивает руку. Затем он предлагает детям подходить по очереди и класть свою руку сверху. Вырастает гора рук, символизирующая дружбу всех участников.

Активизация непроизвольного внимания к частям тела и лица.

Релаксация их мышц

Части тела
ГОЛОВА На плечах у нас есть шея, А, пощупайте, над нею Разместился прочно шар: То пыхтит, как самовар, То кивает: да, да, да! Возражает иногда, И дает такой ответ: Не шалим мы, нет-нет-нет! Говорит тот шар слова. Это нашаГОЛОВА Да, ребятки, я права: Это наша … (голова). НОС Ты умеешь говорить? Так, смелее, раз, два, три… На лице посередине, Не зеленый и не синий, Рос тихонько и подрос… Наш все нюхающий НОС. Что же это? – Не вопрос, Это наш, ребята … (нос)
ШЕЯ Голова сидит на ШЕЕ, ШЕЯ ей вертеть умеет, То направо, то налево, То опустит, то опять, Поднимает вверх. Не спать! Головой так крутить умеет, Наша гибкая, что?.... (шея) ПОДБОРОДОК У кого есть борода? Ну, у папы иногда, Или дедушка иной Ходит с длинной бородой, Но зато у всех от роду На лице есть ПОДБОРОДОК. Ты пощупай, есть он, вроде, Этот самый … (подбородок)
ПЛЕЧИ Устают они под вечер, Наши бедненькие ПЛЕЧИ, Потому что нам не лень Нагружать их целый день. Отдохни и станет легче, Будут рады, наши … (плечи) ЛОБ Нам умнеть, ребята, надо? Да, но только ум – награда За труды и за терпенье, За прилежное ученье. Сколько будет 3+3? Нос, пожалуйста, не три, Не кусай свою губу, Ум находится во ЛБУ. Вам понятно? Нужно чтоб Много знал и думал … (лоб).
ЖИВОТ Он голодный, так сердит, Что бунтует и бурчит, Так возьми котлетку в рот, Успокоится ЖИВОТ, Ты поел уже? Вот-вот… Подобрел он, твой … (живот) ЩЕКИ Ото рта неподалеку Разместились наши ЩЕКИ. Если мало мы гуляем, Щеки бледными бывают, Если мало съели каши, То худеют щеки наши. А у тех, кто быстро ест, Щеки, будто маков цвет Что от губ неподалеку? Верно, дети – это … (щеки).
РУКИ А спасают нас от скуки, Золотые наши РУКИ: Все работают, мелькают И повсюду успевают. Нет, они не знают скуки Наши с вами, дети, … (руки). УШИ А теперь поведай нам, Что такое по бокам? Там не яблоки, не груши, А, представьте себе, УШИ. Хорошенечко послушай И скажи погромче … (уши)
НОГИ Быстро ходят по дороге, Наши шустренькие НОГИ, Танцевать они хотят, Прыгать двести раз подряд. Это мало или много? Пусть ответят ваши … (ноги). РОТ Что под носом, может, лоб? Постучи по лбу – хлоп, хлоп! Нет, совсем наоборот, Под носами, дети,– РОТ! Что под носом, покажи, И погромче нам скажи! Говорит он и поет Наш прекрасный смелый … (рот)

3. Непроизвольное внимание к артикуляционным и мимическим мышцам

Артикуляционное зеркало Эхо
Педагог встает напротив какого-либо ребенка и показывает ему беззвучные оральные и артикуляционные позы. Ребенок повторяет, как в зеркале. Затем он озвучивает воспринимаемые беззвучные позы. Далее дети выполняют это упражнение попарно (без взрослого). Педагог произносит какое-нибудь слово и просит детей сделать его эхом (предварительно объяснив и показав, как звучит эхо). Затем то же задание дается на уровне фразовой речи. Далее каждый ребенок сам придумывает слова и фразы, которые другие дети повторяют, как эхо.
Мимическое зеркало Пантомимическое зеркало
   

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: