Ребенку предлагается вообразить (представить мысленно), что
ему кто-то что-то говорит, а затем спрашивают у него, что ему сказали и кто сказал.
Работы
В рамках психокоррекционной работы полезно также использовать и психотерапевтические формулы, предназначенные для повышения чувства уверенности в речи (составлены Т.Визель ):
1.
Наша речь как ручеек,
Или как реки поток,
Льется плавно и легко,
И плывем мы далеко,
Будто бы на корабле
И к неведомой земле.
2.
Помогает ветерок
Нам сказать и звук и слог:
Па-па-па и ля-ля-ля,
Далеко уже земля.
Ж-ж-ж-, Зу-зу, У-у,
Я плыву, плыву, плыву.
Не во сне, а на яву
Свою песенку пою:
Капитан отважный я,
Покоряю я моря,
И хотя еще я мал
Знаю, как держать штурвал.
И еще умею я
Опускать вглубь якоря.
Взял учение я в толк,
Перед вами – морской волк.
3.
Я люблю всем говорить,
Что умею морем плыть.
Нет акул во рту моем,
Там спокойно, ночью, днем.
Нету скал и нет штормов,
Только много-много слов.
Отчего ж их не сказать,
Если некому мешать?
Особенно осложнена работа по коррекции речи при наличии особых черт характера у ребенка, требующей усиленного психотерапевтического вмешательства.
Далее приводится фрагмент дневника наблюдений автора данной публикации за таким ребенком - Диночкой С-ко. Наблюдения сделаны в условиях пребывания девочки дома.
Условия жизни – высоко комфортные, родители – интеллигентные спокойные люди, внутрисемейные отношения – самые благоприятные. Таким образом, какие-либо привходящие, дополнительно осложняющие терапию факты, отсутствовали.
Коррекционное воздействие проходило на фоне медикаментозного лечения, назначенного опытным врачом-неврологом.
8.07.05.
Девочка адекватна в поведении. Со мной улыбчива, приветлива. Мальчика- подростка Гришу, специально приглашенного в семью (в диагностических и терапевтических целях), сторонится: поза и мимика стеснения.
Настроение в целом ровное. Подвижна, активна.
Похоже все-таки, что физической нагрузки Диночке не хватает. Чтобы исправить это, пытались попасть в школу танцев, но оказалось, что в этот дегь она закрыта. В понедельник попытка будет повторена.
Высказывания не обильны. В основном речь представлена отдельными словами или короткими фразами. Запинки единичны, но мама и няня говорят, что с утра их гораздо больше.
Песенный и речевой материал, который использовался мной в прошлый приезд, помнит. При воспроизведении его мной улыбается. С гостящим в семье мальчиком Гришей (13 лет) говорить отказывается, забивается в угол и смотрит на него оттуда, правда, с неподдельным интересом.
9. 07.