Хорева Л.В

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 7 февраля 2012 г. № 113 "О программе развития сферы культуры в Санкт-Петербурге "Культурная столица" на 2012-2014 годы"

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 7 июня 2011 г. № 731 "О концепции развития сферы культуры в Санкт-Петербурге на период 2012-2014 годов"

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 февраля 2012 г. N 113

О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

"КУЛЬТУРНАЯ СТОЛИЦА" НА 2012-2014 ГОДЫ

(в ред. Постановлений Правительства Санкт-Петербурга

от 17.04.2012 N 346, от 28.04.2012 N 402,

от 12.05.2012 N 445, от 09.06.2012 N 596)

В целях организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по реализации мероприятий по развитию сферы культуры в Санкт-Петербурге в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 15.12.2010 N 739-2 "О политике в сфере культуры в Санкт-Петербурге", статьей 8 Закона Санкт-Петербурга от 24.06.2009 N 335-66 "О Правительстве Санкт-Петербурга", пунктом 2 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.10.2010 N 1435 "Об организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по подготовке решений о бюджетных инвестициях в объекты государственной собственности Санкт-Петербурга и порядке формирования и реализации Адресной инвестиционной программы" Правительство Санкт-Петербурга постановляет:

1. Утвердить Программу развития сферы культуры в Санкт-Петербурге "Культурная столица" на 2012-2014 годы (далее - Программа) согласно приложению.

2. Осуществить реализацию мероприятия, указанного в пункте 1.2 Перечня мероприятий Программы, в части, касающейся проектирования и строительства объекта капитального строительства государственной собственности Санкт-Петербурга путем выделения бюджетных ассигнований из бюджета Санкт-Петербурга на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Санкт-Петербурга в период 2012-2013 годов.

3. Комитету по культуре осуществлять координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, являющихся исполнителями мероприятий Программы, в части, касающейся реализации мероприятий Программы.

4. Исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, являющимся исполнителями мероприятий Программы:

4.1. Обеспечить реализацию мероприятий Программы.

4.2. Один раз в полугодие до 20 числа месяца, следующего за отчетным полугодием, представлять в Комитет по культуре отчеты о выполнении мероприятий Программы.

4.3. В порядке и сроки составления проекта бюджета Санкт-Петербурга представлять в Комитет финансов Санкт-Петербурга, а также в Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли в части, касающейся реализации мероприятия, указанного в пункте 2.1 Перечня мероприятий Программы, предложения по выделению бюджетных ассигнований из бюджета Санкт-Петербурга, необходимых для реализации мероприятий Программы, финансирование которых будет осуществляться в рамках реализации Программы.

5. Внести в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 07.06.2011 N 731 "О Концепции развития сферы культуры в Санкт-Петербурге на период 2012-2014 годов" следующие изменения:

5.1. В абзаце девятом пункта 7.2 приложения к постановлению слова "посредством включения в долгосрочную целевую программу "Культурная столица" раздела "Культура Санкт-Петербурга - детям" исключить.

5.2. Дополнить пункт 10.1 приложения к постановлению абзацем следующего содержания:

"11) литературное творчество".

5.3. В абзаце первом раздела 12 приложения к постановлению слова "долгосрочной целевой" исключить.

5.4. В абзаце четвертом раздела 12 приложения к постановлению слова "ведомственных целевых программ Санкт-Петербурга" заменить словами "долгосрочных целевых программ Санкт-Петербурга, ведомственных целевых программ Санкт-Петербурга, программ и планов мероприятий".

5.5. Абзац пятый раздела 12 приложения к постановлению исключить.

6. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Кичеджи В.Н.

Губернатор Санкт-Петербурга

Г.С.Полтавченко

ПРИЛОЖЕНИЕ

к постановлению

Правительства Санкт-Петербурга

от 07.02.2012 N 113

ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

"КУЛЬТУРНАЯ СТОЛИЦА" НА 2012-2014 ГОДЫ

(в ред. Постановлений Правительства Санкт-Петербурга

от 17.04.2012 N 346, от 28.04.2012 N 402,

от 12.05.2012 N 445, от 09.06.2012 N 596)

Паспорт Программы

Наименование Программы - программа развития сферы культуры в

Санкт-Петербурге "Культурная столица" на

2012-2014 годы (далее - Программа)

Цель Программы - создание условий для динамичного, инновационного

развития сферы культуры в Санкт-Петербурге,

укрепление и развитие бренда "Санкт-Петербург -

культурная столица"

Разработчик Программы - Комитет по культуре

Исполнительные органы - Комитет по культуре;

государственной власти Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга;

Санкт-Петербурга, Комитет по образованию;

являющиеся исполнителями Комитет по молодежной политике и взаимодействию

мероприятий Программы с общественными организациями;

(далее - исполнители Комитет по печати и взаимодействию со средствами

мероприятий Программы) массовой информации;

Комитет по информатизации и связи;

Комитет по градостроительству и архитектуре;

Комитет по строительству;

Комитет по инвестициям и стратегическим

проектам;

Комитет по науке и высшей школе;

администрации районов Санкт-Петербурга;

Комитет экономического развития, промышленной

политики и торговли;

Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга;

Комитет по государственному контролю,

использованию и охране памятников истории и

культуры

Исполнительный орган - Комитет по культуре

государственной власти

Санкт-Петербурга,

осуществляющий

координацию деятельности

исполнителей мероприятий

Программы

Сроки выполнения - 2012-2014 годы

мероприятий Программы

Направления реализации - обеспечение устойчивости развития сферы культуры

Программы в Санкт-Петербурге, развитие инфраструктуры

сферы культуры в Санкт-Петербурге;

формирование имиджа культуры как основного

конкурентного преимущества Санкт-Петербурга,

закрепление и развитие бренда "Санкт-Петербург -

культурная столица", а также разработка иных

имиджевых брендов Санкт-Петербурга;

сохранение культурно-исторического наследия

Санкт-Петербурга;

развитие комплекса масштабных культурных событий

и мероприятий всероссийского и мирового уровня;

развитие современного искусства, модернизация

творческой жизни Санкт-Петербурга;

поддержка одаренных детей, продвижение

талантливой молодежи, повышение образовательной

роли культуры в Санкт-Петербурге;

улучшение ситуации в учреждениях культуры

Санкт-Петербурга путем развития деятельности,

направленной на повышение образовательной роли

культуры в Санкт-Петербурге, поддержку одаренных

детей, продвижение талантливой молодежи;

(в ред. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 09.06.2012 N 596)

развитие творческих индустрий, инноваций в

культуре и искусстве;

поддержка негосударственного сектора

петербургской культуры, развитие

государственно-частного партнерства, а также

иных форм взаимодействия государства, бизнеса и

структур гражданского общества по вопросам

поддержки и развития сферы культуры в

Санкт-Петербурге;

повышение общего уровня культуры петербуржцев,

бытовой культуры горожан.

Ожидаемые конечные - Реализация мероприятий Программы позволит к

результаты выполнения началу 2015 года:

мероприятий Программы увеличить объем и качество услуг государственных

учреждений культуры;

модернизировать материально-техническую базу

государственных учреждений культуры;

повысить эффективность и качество комплекса

масштабных событий в сфере культуры и искусства;

повысить общественный интерес к чтению,

способствовать вовлечению горожан в яркие

события, организованные на базе интереса к

книге, литературе, культурному наследию;

активизировать международную гастрольную

деятельность театральных и концертных

коллективов Санкт-Петербурга;

повысить вовлеченность горожан и структур

гражданского общества в процесс формирования

единого культурного пространства

Санкт-Петербурга;

увеличить количество мероприятий по продвижению

петербургской культуры за рубежом;

увеличить долю детей и молодежи, задействованных

в сфере культуры, в том числе через содействие

приобщению подростков и детей к чтению;

повысить эффективность образовательных программ

для детей и юношества в сфере культуры;

обеспечить устойчивое развитие академической

системы музыкального и художественного

образования;

увеличить число новых экспериментальных

творческих площадок - театров, мастерских,

кластеров художественных индустрий, студий,

клубов и т.д., способствовать развитию объектов

городской инфраструктуры, ориентированных на

обеспечение и расширение интереса населения к

книге и чтению;

увеличить долю мероприятий, направленных на

социализацию культуры и обеспечение культурными

услугами социально незащищенных слоев населения,

увеличить выпуск и распространение социально

значимой литературы;

расширить использование

информационно-коммуникационных технологий в

сфере культуры;

расширить количество потребителей культурных

услуг в Санкт-Петербурге;

содействовать созданию и развитию попечительских

советов в государственных учреждениях культуры;

содействовать формированию фондов развития и

целевого капитала негосударственных

некоммерческих организаций;

увеличить ресурсы сферы культуры в результате

развития государственно-частного партнерства и

иных форм взаимодействия государства, бизнеса и

структур гражданского общества;

укрепить единое культурное пространство на

территории Санкт-Петербурга;

повысить престиж петербургской культуры, а также

престиж Санкт-Петербурга как читающего города.

Введение

Санкт-Петербург - один из общепризнанных центров мировой культуры; город, к названию которого нередко и неслучайно добавляют титул "культурной столицы". Несмотря на многочисленные достижения Санкт-Петербурга во многих сферах - промышленности, строительстве, науке, образовании и т.д., город во все времена выделялся именно своей культурной составляющей, воспринимался в первую очередь как культурный феномен. Бесценное культурное наследие, включающее в себя шедевры выдающихся зодчих, богатейшие музейные собрания, вековые традиции прославленных мастеров и творческих коллективов соединены здесь с живой творческой деятельностью наших современников, их мастерством и новаторством. Сохраняя прошлое, петербургская культура живет настоящим и устремлена в будущее. Основные контуры ближайшего будущего культуры Санкт-Петербурга определены в Программе.

Программа разработана во исполнение Закона Санкт-Петербурга от 15.12.2010 N 739-2 "О политике в сфере культуры в Санкт-Петербурге" и Концепции развития сферы культуры в Санкт-Петербурге на период 2012-2014 годов, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.06.2011 N 731, с учетом задач, стоящих перед Санкт-Петербургом как в сфере культуры, культурной деятельности, образования в сфере культуры, так и стратегических задач социально-экономического развития Санкт-Петербурга в качестве крупнейшего европейского мегаполиса, центра притяжения человеческого капитала.

Программа направлена на создание условий для динамичного, инновационного развития сферы культуры в Санкт-Петербурге, формирование комфортной среды пребывания в учреждении культуры для ребенка и его семьи и обеспечение консолидированного участия в этом процессе исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры в Санкт-Петербурге.

(в ред. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 09.06.2012 N 596)

Программа учитывает итоги реализации Концепции развития сферы культуры Санкт-Петербурга на 2006-2009 годы, одобренной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.04.2006 N 350, а также продолжает и развивает достижения Программы поддержки и развития чтения в Санкт-Петербурге на 2009-2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.07.2008 N 876.

1. Характеристика проблем, на решение которых направлена

программа, и обоснование необходимости их решения

программно-целевым методом

В последнее десятилетие в культуре Санкт-Петербурга произошли значительные положительные, порой даже прорывные изменения. Эти процессы были во многом простимулированы заметным усилением культурного фактора в политике администрации Санкт-Петербурга, усиленным вниманием к Санкт-Петербургу федеральных властей, несомненно повысившейся активностью самой сферы культуры. При этом с учетом степени происшедших изменений необходимо констатировать, что многие проблемы петербургской культуры существуют десятилетиями, носят системный характер и не могут быть решены в короткие сроки. Необходимы качественные изменения в их осмыслении обществом и властными структурами. Потребность в разработке Программы определена наличием нерешенных проблем в сфере культуры, стремлением сохранить высокие темпы развития петербургской культуры, а при возможности и увеличить их, модернизировать принципы и механизмы функционирования культуры.

1.1. Проблема сохранения культурно-исторического наследия

Санкт-Петербурга как фактора устойчивого развития

Санкт-Петербурга, гаранта сохранения единого

социокультурного пространства Санкт-Петербурга

Недостаточная обеспеченность сохранности предметов Музейного фонда Российской Федерации, фондов библиотек и архивов, кинофонда и других фондов; ограниченный объем проводимых ремонтных и реставрационных работ на объектах, занимаемых государственными учреждениями культуры; отсталость материально-технической базы государственных учреждений культуры; дефицит площадей и недостаток объектов недвижимости для целей культуры; снижение уровня просветительской работы с населением, направленной на воспитание любви и уважения к родному городу, на бережное отношение к культурным ценностям, - все эти факторы препятствуют сохранению культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга, провоцируют утрату традиций, падение спроса на культуру, снижение общего культурного уровня горожан.

Значительные усилия требуются для приведения в надлежащий вид зданий и помещений, занимаемых государственными учреждениями культуры. В настоящее время более 100 объектов недвижимости остро нуждаются в ремонтно-реставрационных работах. Для отдельных государственных учреждений культуры требуются новые площади и новые здания.

1.2. Недостаточность возможностей самореализации творческих

работников среднего и старшего поколения

В Санкт-Петербурге недостаточно развита система поддержки актеров, музыкантов, певцов и творцов иных профилей. Нет сложившейся специализированной "Биржи труда", ресурсы творческих союзов недостаточны для оказания поддержки действующим мастерам. По существу, петербургский творческий работник либо привязан к учреждению культуры, в котором служит, либо является фрилансером, работая время от времени на договорной основе с заказчиком. И то и другое положения создают значительные ограничения, не способствуют интеграции творцов в новые творческие коллективы, не расширяют возможностей самопродвижения в пространство государственной и мировой культуры. Необходимо создание новых театральных площадок, выставочных комплексов, концертных залов, культурных центров, позволяющих деятелям искусства развивать свое дарование, находить свою публику, новые возможности для самореализации. Необходима разработанная система профессиональной адаптации работников искусств, потерявших работу, пребывающих в состоянии творческого кризиса, ищущих нестандартные формы творческого воплощения. Сбережение и поддержка творцов так же важны, как сохранение материальных ценностей культуры.

1.3. Недостаточность адресной поддержки молодых творческих

работников, новаторов и художников нового поколения

В последнее время все большее распространение находит тенденция, когда активные не только в бизнесе, но и в культурном смысле люди уезжают из Санкт-Петербурга и не планируют возвращаться. Это связано с тем, что выбор, где жить, во многом определяется возможностями для реализации личностного потенциала и масштабом персонального участия в культурных и социальных процессах. После окончания образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования молодые специалисты часто оказываются без работы, без средств на реализацию проектов. Проблемы с трудоустройством вызваны рядом причин: ограниченностью спроса на данные специальности в связи с неразвитостью инфраструктуры сферы культуры в целом; сложностями в получении субсидий (грантов) на реализацию проектов для лиц без опыта работы и сложившегося портфолио; неразвитостью сети некоммерческих организаций, профессионально занимающихся фандрайзингом, и рядом иных, связанных с указанными процессами причин. В Санкт-Петербурге пока слабо развита система кластеров, аккумулирующих творческие индустрии. Очевидна недостаточность комплексных инновационных проектов на стыке современной музыки, дизайна, моды, IT-технологий и традиционных форм в искусстве.

В Санкт-Петербурге необходимо развивать систему поддержки молодых деятелей культуры и искусства: артистов, режиссеров, музыкантов, живописцев, архитекторов, писателей и представителей иных художественных специальностей.

1.4. Падение уровня профессионального художественного

образования

Из года в год возрастает численность студентов, прерывающих получение образования в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования художественного профиля, специализирующихся на подготовке работников сферы культуры и искусства. Причины падения спроса на творческие специальности, в частности в сфере библиотечного или музейного дела, в низкой стоимости труда специалистов на рынке труда, трудности интеграции выпускников в художественное пространство Санкт-Петербурга, в отсутствии возможностей для реализации творческих идей. Помимо этого необходимо отметить недостаточный уровень квалификации педагогов, не способных к обучению специалистов нового поколения.

1.5. Ограниченность культурного предложения для детей

и подростков, дефицит учреждений дополнительного

художественного и музыкального образования детей

(в ред. Постановления Правительства Санкт-Петербурга

от 09.06.2012 N 596)

Развитие современных информационных технологий приводит к изменению форм проведения досуга подрастающим поколением. Персональный компьютер с доступом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" способен подменить собой в сознании ребенка услуги, предоставляемые библиотеками, культурно-досуговыми учреждениями, кинотеатрами, музеями и т.д. Сетевые игры становятся для детей привычным способом общения с ровесниками, в котором наличествуют и эмоциональные переживания, и возможность моделирования ситуаций и правил поведения, и примеры формирования жизненных целей и задач.

Для вовлечения детей и подростков во взаимодействие с традиционными видами искусства необходимо, чтобы его демонстрационная функция (показ спектакля и кинофильма, проведение выставок и концертов и т.д.) была дополнена функцией коммуникативной. Во избежание отторжения ребенком классических форм проведения досуга последние должны быть актуализированы. То есть неподготовленному зрителю и слушателю должен быть предложен широкий спектр сопроводительных инновационных образовательных программ, помогающих ребенку понимать и овладевать символическим языком искусства.

Приобщение к культуре и искусству также должно осуществляться через творческую самореализацию ребенка. Условия для самореализации, в первую очередь, предоставляют культурно-досуговые учреждения, однако в Санкт-Петербурге наблюдается как дефицит организаций такого типа, так и недостаточность их ресурсной базы. Особенно отчетливо такая ситуация проявляется на периферии Санкт-Петербурга.

Важную роль в процессе организованного взаимодействия подрастающего поколения с произведениями культуры и искусства играет система дополнительного образования в сфере культуры, к которой относятся детские музыкальные и художественные школы, школы искусств. Эта система не имеет себе равных в мире, так как дает ребенку с раннего возраста не только духовное обогащение, но и профессиональную ориентацию по трехступенчатой системе образования: школа - училище - высшее учебное заведение.

В Санкт-Петербурге дополнительное художественное и музыкальное образование детей сопровождено рядом проблем, среди которых кадровый дефицит, несистематическое применение новых образовательных технологий и методов, неустойчивая связь учреждений дополнительного художественного и музыкального образования с учреждениями культуры и искусства.

Недостаточная информированность населения Санкт-Петербурга о предоставляемых для детской и подростковой аудитории культурных услугах приводит к фактической недоступности даже имеющегося культурного предложения. Отсутствие информации о деятельности учреждений культуры, направленной на работу с детской аудиторией, сгруппированной по возрастному, жанровому, территориальному и иным критериям, не позволяет сфере культуры быть в полной мере включенной в воспитательный и образовательный процессы. Структурированность культурного предложения для детей и юношества, работа театральных и музыкальных критиков, музейных специалистов, педагогов и психологов должны помогать родителям в формировании творчески активной и социально адаптированной личности.

1.6. Недостаточная доступность культурных услуг широким

слоям населения

При стабильном уровне спроса на культурные услуги в Санкт-Петербурге тем не менее наблюдается падение общей культуры горожан. Особенно отчетливы эти процессы на периферии Санкт-Петербурга и затрагивают интересы граждан, живущих в отдаленных от центра Санкт-Петербурга районах. Проблемы, требующие решения: недостаточная обеспеченность ряда районов Санкт-Петербурга библиотеками, культурно-досуговыми учреждениями, учреждениями дополнительного образования детей и концертными залами; ограниченность культурного предложения для жителей удаленных районов Санкт-Петербурга; в ряде случаев - отсутствие культуры "шаговой доступности" из-за неразвитости инфраструктуры; редкость культурно-досуговых мероприятий с участием популярных исполнителей и звезд, осуществляемых на периферии Санкт-Петербурга; ограниченность культурного предложения для детей и молодежи; отсутствие предложений системного досуга для пенсионеров и малообеспеченных слоев населения; недостаточная доступность культурных услуг и творческой деятельности для лиц с ограниченными физическими возможностями; недостаточность ориентации на потребности мигрантов, представителей различных национальных культур.

1.7. Низкий уровень заработной платы сотрудников

государственных учреждений культуры

Несмотря на определенный рост заработной платы сотрудников бюджетной сферы в целом и сферы культуры в частности, уровень заработной платы в данной области гораздо ниже зарплат в экономике, юриспруденции, менеджменте и слабо соотносится с реальными потребностями жителя мегаполиса. Так, по итогам первого полугодия 2011 года отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных учреждений культуры и искусства к среднемесячной заработной плате работников, занятых в экономике Санкт-Петербурга, составило 69 процентов. Низкая стоимость на рынке труда специалистов в области культуры, сотрудников музеев, библиотек, образовательных учреждений художественно-творческих направлений ведет к кадровому дефициту, оттоку молодежи, отсутствию конкуренции и, как следствие, к снижению уровня квалификации сотрудников, к преобладанию удельного веса сотрудников пенсионного возраста, к снижению качества культурных услуг, оказываемых населению.

1.8. Отсутствие системной государственной поддержки

негосударственного некоммерческого сектора сферы культуры

В условиях несформировавшейся законодательной базы по вопросам регулирования деятельности негосударственного некоммерческого сектора сферы культуры сотрудники фондов, общественных организаций, некоммерческих организаций, созданных в иных организационно-правовых формах, не располагают возможностями для планомерной и эффективной работы, теряют кадры и часто прекращают свою деятельность. В то же время, очевидно, что системное участие негосударственного некоммерческого сектора в сфере культуры позволяет решить комплекс проблем, в первую очередь связанных с приростом человеческого капитала и компенсацией культурных потребностей социально незащищенных слоев населения.

1.9. Недостаточная развитость информационного

пространства сферы культуры

В петербургском медиапространстве на настоящий момент наблюдается определенный пробел в сфере, относящейся к освещению вопросов культуры и культурной жизни Санкт-Петербурга. При обилии явно ангажированных проектов и в печатных изданиях, и в информационно-телекоммуникационной сети Интернет практически отсутствует ресурс информации, поступающей с исключительно информативной целью, то есть объективной, своевременной и нерекламного характера. Недостаточная информированность населения Санкт-Петербурга о предоставляемых культурных услугах приводит к фактической недоступности имеющегося культурного предложения. Объемная среда интернет-пользователей оказывается выключенной из культурного процесса. Неразвитость единого культурно-информационного пространства ведет к ослаблению внимания к культурным событиям, к уменьшению возможной численности потребителей культуры и понижению конкурентной способности культуры на рынке досуга: масс-медиа и индустрии развлечений.

Наряду с перечисленными существует ряд социально-экономических проблем, которые также оказывают негативное влияние на развитие и потребление культуры в Санкт-Петербурге. К числу наиболее острых проблем следует отнести рост числа семей мигрантов, имеющих детей и требующих культурной адаптации, прирост населения за счет приехавших на работу, которые в свою очередь нуждаются в культурном просвещении, рост числа детей и подростков из неблагополучных семей, прерывающих обучение в средней школе и, как следствие, выпадающих из культурного пространства, последствия градостроительных ошибок, приведших к уничтожению культурных памятников и очагов культуры, отсутствие достаточного для воспроизводства культуры финансирования и ряд подобных проблем, тормозящих развитие сферы культуры.

В связи с широким спектром факторов, оказывающих влияние на формирование государственной политики в сфере культуры, достижение целевых значений стандартов проживания в Санкт-Петербурге возможно лишь при комплексном воздействии на все стороны этого процесса, что диктует необходимость применения программно-целевого метода решения перечисленных выше проблем в области культуры.

Реализация программно-целевого метода в решении вопросов культуры позволит обеспечить достаточно высокий уровень межведомственной координации. Сохранение и укрепление культуры, создание условий для модернизации всей сферы культуры и новаторства, для повышения уровня художественного образования, для увеличения количества потребителей культурных услуг возможно только при комплексном взаимодействии различных ведомств, организаций и самих участников культурного процесса.

Использование программно-целевого метода дает возможность осуществлять меры по повышению качества жизни горожан, что должно привести к улучшению основных параметров жизни каждого петербуржца.

2. Характеристика системы учреждений Санкт-Петербурга,

предоставляющих культурные услуги

На территории Санкт-Петербурга осуществляют свою деятельность 201 учреждение в сфере культуры, финансируемое из бюджета Санкт-Петербурга, в том числе:

27 театров разной направленности, из которых 21 театр находится в ведении Комитета по культуре;

15 концертных организаций, из которых 14 концертных организаций находятся в ведении Комитета по культуре;

26 музеев (41 - с учетом филиалов), в том числе музеи-заповедники, из которых 17 (31 - с учетом филиалов) находятся в ведении Комитета по культуре;

21 общедоступная библиотека (193 - с учетом филиалов), из которых 5 библиотек (22 - с учетом филиалов) находятся в ведении Комитета по культуре;

7 учреждений кинопоказа (12 - с учетом филиалов), из которых 3 (8 - с учетом филиалов) учреждения находятся в ведении Комитета по культуре;

26 культурно-досуговых учреждений, из которых 1 учреждение находится в ведении Комитета по культуре и 1 является муниципальным учреждением культуры;

4 парка, из которых 1 - Центральный парк культуры и отдыха им. С.М.Кирова находится в ведении Комитета по культуре;

72 государственных образовательных учреждения, в том числе 7 учреждений среднего профессионального образования, находящихся в ведении Комитета по культуре, 63 учреждения дополнительного образования детей, из которых 42 находятся в ведении Комитета по культуре, 2 иных образовательных учреждения, находящиеся в ведении Комитета по культуре;

3 иных государственных учреждения в сфере культуры, находящиеся в ведении Комитета по культуре.

Также в Санкт-Петербурге в форме государственного унитарного предприятия функционирует "Ленинградский зоологический парк".

Помимо этого культурные услуги в Санкт-Петербурге оказывают учреждения, находящиеся в ведении Российской Федерации, а также частные организации.

3. Цели и основные направления реализации Программы

Основная цель Программы - создание условий для динамичного, инновационного развития сферы культуры в Санкт-Петербурге, укрепление и развитие бренда "Санкт-Петербург - культурная столица".

Программа опирается на цели, задачи и принципы политики в сфере культуры в Санкт-Петербурге, определенные в статьях 2 - 4 Закона Санкт-Петербурга от 15.12.2010 N 739-2 "О политике в сфере культуры в Санкт-Петербурге" и в Концепции развития сферы культуры в Санкт-Петербурге на период 2012-2014 годов, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.06.2011 N 731 (далее - Концепция).

Направления реализации Программы основаны на приоритетных направлениях развития сферы культуры в Санкт-Петербурге на 2012-2014 годы, определенных Концепцией, и обеспечивают решение предусмотренных Концепцией задач в рамках этих направлений, а именно:

обеспечение устойчивости развития сферы культуры в Санкт-Петербурге, развитие инфраструктуры сферы культуры в Санкт-Петербурге;

формирование имиджа культуры как основного конкурентного преимущества Санкт-Петербурга, закрепление и развитие бренда "Санкт-Петербург - культурная столица", а также разработка иных имиджевых брендов Санкт-Петербурга;

сохранение культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга;

развитие комплекса масштабных культурных событий и мероприятий всероссийского и мирового уровня;

развитие современного искусства, модернизация творческой жизни Санкт-Петербурга;

улучшение ситуации в учреждениях культуры Санкт-Петербурга путем развития деятельности, направленной на повышение образовательной роли культуры в Санкт-Петербурге, поддержку одаренных детей, продвижение талантливой молодежи;

(в ред. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 09.06.2012 N 596)

социализация культуры: повышение уровня доступности и востребованности культуры в Санкт-Петербурге;

развитие творческих индустрий, инноваций в культуре и искусстве;

поддержка негосударственного сектора петербургской культуры, развитие государственно-частного партнерства, а также иных форм взаимодействия государства, бизнеса и структур гражданского общества по вопросам поддержки и развития сферы культуры в Санкт-Петербурге;

повышение общего уровня культуры петербуржцев, бытовой культуры горожан.

Все направления развития сферы культуры в Санкт-Петербурге реализуются Комитетом по культуре и другими исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга в тесном взаимодействии с Общественным советом Санкт-Петербурга, созданным распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от 18.10.2000 N 1114-р, общественными объединениями, творческими организациями и союзами, Советом по культуре и искусству при Губернаторе Санкт-Петербурга, созданным постановлением Губернатора Санкт-Петербурга от 10.02.2011 N 2-пг.

Цели и задачи Программы достигаются за счет реализации мероприятий, которые сгруппированы в 10 разделов, соответствующих указанным выше направлениям.

4. Сроки реализации мероприятий Программы

Реализация мероприятий Программы рассчитана на три года с 2012 по 2014 год.

5. Порядок осуществления контроля за выполнением Программы

Контроль за выполнением Программы осуществляется Комитетом по культуре два раза в год на основании отчетов исполнителей мероприятий Программы. Отчеты о выполнении мероприятий Программы представляются исполнителями мероприятий Программы в Комитет по культуре один раз в полугодие до 20 числа месяца, следующего за отчетным полугодием.

6. Ожидаемые результаты реализации мероприятий Программы

Реализация мероприятий Программы позволит к началу 2015 года гарантировать:

обеспечение развития гастрольной и иной выездной деятельности в сфере культуры, представляющей Санкт-Петербург как культурную столицу России за рубежом и в других регионах страны, путем организации гастролей не менее 5 творческих коллективов государственных учреждений культуры ежегодно. Для осуществления данных мероприятий с 2012 года в ведомственную структуру расходов бюджета Санкт-Петербурга вводится отдельная целевая статья "Субсидии на иные цели на гастрольную деятельность государственных учреждений культуры". В настоящее время в связи с существующими финансовыми трудностями государственные театральные и концертные организации не имеют возможности устраивать полноценные гастрольные поездки, подменяя их участием в разнообразных фестивалях с показом одного-двух спектаклей, что не позволяет зрителю получить широкое представление о них;

продолжение и обеспечение работы учреждений культуры по направлениям деятельности, связанным с формированием и обслуживанием своей аудитории (зрителей, слушателей, читателей, учащихся и т.д.). Намеченное сохранение достигнутых результатов в традиционных сферах культуры и искусства в ситуации увеличения альтернативных форм проведения досуга (мультимедийные технологии, интернет и др.) представлено показателями раздела 7 Программы;

содержание животных на уровне, соответствующем современным требованиям санитарии, экологии и эргономики, благодаря вводу в эксплуатацию 1-й очереди нового зоопарка, намеченному на 2013 год. Петербуржцам и гостям Санкт-Петербурга будут представлены животные 197 видов (без учета беспозвоночных, рептилий, амфибий и рыб) со всех частей света. Новый зоопарк, обещающий быть лучшим зоопарком в Российской Федерации и одним из лучших в мире, станет тем знаковым объектом петербургской культуры, который будет привлекать посетителей всех возрастов со всей страны. Одновременное функционирование старого и нового комплексов зоопарка позволит ежегодно принимать более 2,1 млн чел., то есть в 3,5 раза больше, чем в настоящее время;

расширение и актуализация ассортимента культурных услуг для детей через создание к 2015 году не менее 10 детских интерактивных культурно-познавательных зон в музеях, адаптацию существующих музейных экспозиций, организацию к 2015 году не менее трех детских игровых площадок в кинотеатрах, формирование репертуара (выпуск ежегодно не менее пяти спектаклей и/или концертов) для детей в театрально-концертных организациях, для которых работа с детской аудиторией не является основным видом деятельности, развитие внесценических форм работы с детской и подростковой аудиторией в театрах и концертных организациях, реализацию не менее трех индивидуальных проектов инновационного характера в библиотеках ежегодно;

(абзац введен Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.06.2012 N 596)

повышение качества и доступности для населения Санкт-Петербурга информации о предоставляемых для детской и подростковой аудитории услугах в сфере культуры.

(абзац введен Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.06.2012 N 596)

7. Целевые показатели, которые планируется достичь

при выполнении Программы

┌───┬─────────────────────────┬──────────────┬──────┬──────┬────────────────────┐

│ N │ Показатели │ Единица │ 2010 │ 2011 │ Целевые значения │

│п/п│ │ измерения │ г. │ г. │показателей по годам│

│ │ │ │(факт)│(план)│ (прогноз) │

│ │ │ │ │ ├──────┬──────┬──────┤

│ │ │ │ │ │ 2012 │ 2013 │ 2014 │

│ │ │ │ │ │ г. │ г. │ г. │

├───┼─────────────────────────┼──────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤

│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │

├───┼─────────────────────────┼──────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤

│ 1 │Количество общедоступных │ Ед. │ 193 │ 193 │ 194 │ 194 │ 194 │

│ │библиотек (с филиалами), │ │ │ │ │ │ │

│ │финансируемых из бюджета │ │ │ │ │ │ │

│ │Санкт-Петербурга │ │ │ │ │ │ │

├───┼─────────────────────────┼──────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤

│ 2 │Посещаемость │ Кол-во │7628,3│7625,0│7630,0│7630,0│7630,0│

│ │общедоступных библиотек, │ посещений, │ │ │ │ │ │

│ │финансируемых из бюджета │ тыс. │ │ │ │ │ │

│ │Санкт-Петербурга │ │ │ │ │ │ │

├───┼─────────────────────────┼──────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤

│ 3 │Количество музеев и │ Ед. │ 41 │ 41 │ 41 │ 41 │ 41 │

│ │музеев-заповедников (с │ │ │ │ │ │ │

│ │филиалами), │ │ │ │ │ │ │

│ │финансируемых из бюджета │ │ │ │ │ │ │

│ │Санкт-Петербурга │ │ │ │ │ │ │

├───┼─────────────────────────┼──────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤

│ 4 │Посещаемость музеев, │ Кол-во │6534,2│6535,0│6535,0│6535,0│6535,0│

│ │финансируемых из бюджета │ посещений, │ │ │ │ │ │

│ │Санкт-Петербурга │ тыс. │ │ │ │ │ │

├───┼─────────────────────────┼──────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤

│ 5 │Посещаемость зоопарка │ Кол-во │613,7 │650,0 │650,0 │650,0 │2150,0│

│ │ │ посещений, │ │ │ │ │ │

│ │ │ тыс. │ │ │ │ │ │

├───┼─────────────────────────┼──────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤

│ 6 │Количество театров, │ Ед. │ 27 │ 27 │ 27 │ 27 │ 27 │

│ │финансируемых из бюджета │ │ │ │ │ │ │

│ │Санкт-Петербурга │ │ │ │ │ │ │

├───┼─────────────────────────┼──────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤

│ 7 │Процент заполняемости │ % │ 71,8 │65,00 │65,00 │65,00 │65,00 │

│ │театров, финансируемых │ │ │ │ │ │ │

│ │из бюджета │ │ │ │ │ │ │

│ │Санкт-Петербурга │ │ │ │ │ │ │

├───┼─────────────────────────┼──────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤

│ 8 │Количество концертных │ Ед. │ 15 │ 15 │ 15 │ 15 │ 15 │

│ │организаций, │ │ │ │ │ │ │

│ │финансируемых из бюджета │ │ │ │ │ │ │

│ │Санкт-Петербурга │ │ │ │ │ │ │

├───┼─────────────────────────┼──────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤

│ 9 │Количество │ Ед. │ 27 │ 26 │ 26 │ 26 │ 26 │

│ │государственных │ │ │ │ │ │ │

│ │культурно-досуговых │ │ │ │ │ │ │

│ │учреждений, │ │ │ │ │ │ │

│ │финансируемых из бюджета │ │ │ │ │ │ │

│ │Санкт-Петербурга │ │ │ │ │ │ │

├───┼─────────────────────────┼──────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤

│10 │Доля государственных │ % │ 60,4 │ 63,7 │ 68,5 │ 72,5 │ 74,5 │

│ │учреждений культуры, │ │ │ │ │ │ │

│ │финансируемых из бюджета │ │ │ │ │ │ │

│ │Санкт-Петербурга, │ │ │ │ │ │ │

│ │доступных для │ │ │ │ │ │ │

│ │маломобильных групп │ │ │ │ │ │ │

│ │населения │ │ │ │ │ │ │

├───┼─────────────────────────┼──────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤

│11 │Количество фестивалей и │ Ед. │ 107 │ 158 │ 130 │ 130 │ 130 │

│ │творческих конкурсов, │ │ │ │ │ │ │

│ │субсидируемых Комитетом │ │ │ │ │ │ │

│ │по культуре │ │ │ │ │ │ │

├───┼─────────────────────────┼──────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤

│12 │Количество занимающихся │ Чел. на 100 │ 876 │ 900 │ 920 │ 930 │ 940 │

│ │постоянно в учреждениях │ тыс. жителей │ │ │ │ │ │

│ │культуры, финансируемых │ │ │ │ │ │ │

│ │из бюджета │ │ │ │ │ │ │

│ │Санкт-Петербурга │ │ │ │ │ │ │

├───┼─────────────────────────┼──────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤

│13 │Количество учащихся в │ Чел. на 10 │ 1006 │ 1000 │ 1010 │ 1010 │ 1010 │

│ │государственных │ тыс. жителей │ │ │ │ │ │

│ │образовательных │установленного│ │ │ │ │ │

│ │учреждениях │ возраста │ │ │ │ │ │

│ │дополнительного │ │ │ │ │ │ │

│ │образования детей │ │ │ │ │ │ │

│ │(детских школах │ │ │ │ │ │ │

│ │искусств, детских │ │ │ │ │ │ │

│ │музыкальных школах, │ │ │ │ │ │ │

│ │детских художественных │ │ │ │ │ │ │

│ │школах), финансируемых │ │ │ │ │ │ │

│ │из бюджета │ │ │ │ │ │ │

│ │Санкт-Петербурга │ │ │ │ │ │ │

├───┼─────────────────────────┼──────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤

│14 │Количество │ Ед. │ 1 │ 4 │ 4 │ 4 │ 4 │

│ │специализированных │ │ │ │ │ │ │

│ │книжных выставок, │ │ │ │ │ │ │

│ │ярмарок, проведенных с │ │ │ │ │ │ │

│ │участием представителей │ │ │ │ │ │ │

│ │Санкт-Петербурга │ │ │ │ │ │ │

├───┼─────────────────────────┼──────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤

│15 │Количество творческих │ Ед. │ 65 │ 70 │ 70 │ 70 │ 70 │

│ │вечеров, встреч │ │ │ │ │ │ │

│ │писателей с читателями │ │ │ │ │ │ │

├───┼─────────────────────────┼──────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤

│16 │Количество семинаров для │ Ед. │ 72 │ 75 │ 75 │ 75 │ 75 │

│ │молодых писателей │ │ │ │ │ │ │

├───┼─────────────────────────┼──────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤

│17 │Количество комплектов │ Ед. │40000 │46000 │46000 │46000 │46000 │

│ │для первоклассников "Моя │ │ │ │ │ │ │

│ │первая библиотека" │ │ │ │ │ │ │

├───┼─────────────────────────┼──────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤

│18 │Количество спектаклей и │ Ед. │ 15 │ 30 │ 20 │ 30 │ 35 │

│ │специальных программ для │ │ │ │ │ │ │

│ │детской и подростковой │ │ │ │ │ │ │

│ │аудитории, созданных в │ │ │ │ │ │ │

│ │театрально-концертных │ │ │ │ │ │ │

│ │организациях - │ │ │ │ │ │ │

│ │государственных │ │ │ │ │ │ │

│ │учреждений │ │ │ │ │ │ │

│ │Санкт-Петербурга │ │ │ │ │ │ │

│(п. 18 введен Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.06.2012│

│N 596) │

├───┼─────────────────────────┼──────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤

│19 │Количество мероприятий │ Тыс. ед. │12,1 │12,6 │13,0 │13,2 │ 13,5 │

│ │для детей, проведенных в │ │ │ │ │ │ │

│ │зрелищных государственных│ │ │ │ │ │ │

│ │учреждениях культуры │ │ │ │ │ │ │

│ │Санкт-Петербурга (театры,│ │ │ │ │ │ │

│ │концертные организации, │ │ │ │ │ │ │

│ │кинотеатры, │ │ │ │ │ │ │

│ │культурно-досуговые │ │ │ │ │ │ │

│ │учреждения, парки │ │ │ │ │ │ │

│ │культуры и отдыха, │ │ │ │ │ │ │

│ │зоопарк) │ │ │ │ │ │ │

│(п. 19 введен Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.06.2012│

│N 596) │

├───┼─────────────────────────┼──────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤

│20 │Количество интерактивных │ Ед. │ 0 │ 0 │ 5 │ 20 │ 25 │

│ │культурно-познавательных │ │ │ │ │ │ │

│ │зон и игровых площадок, │ │ │ │ │ │ │

│ │созданных и │ │ │ │ │ │ │

│ │функционирующих │ │ │ │ │ │ │

│ │в расчете на детскую и │ │ │ │ │ │ │

│ │подростковую аудиторию в │ │ │ │ │ │ │

│ │музеях и иных учреждениях│ │ │ │ │ │ │

│ │культуры Санкт-Петербурга│ │ │ │ │ │ │

│ │(кинотеатры, │ │ │ │ │ │ │

│ │культурно-досуговые │ │ │ │ │ │ │

│ │учреждения и т.д.) │ │ │ │ │ │ │

│(п. 20 введен Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.06.2012│

│N 596) │

└───┴─────────────────────────┴──────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┘

Динамика показателей связана с


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: