Развитие культуры как сектора экономики всегда протекает в противопоставлении, с одной стороны, культурных традиций и материальных артефактов, накопленных за долгое время, и, с другой, креативных практик, создающих новые материальные и духовные ценности.
Развитие культуры является важнейшим фактором обеспечения достойного качества жизни населения.
В современных условиях культура как социальный институт следующим образом влияет на качество жизни населения:
· создает предпосылки для развития человеческого капитала, выступая одной из основных составляющих последнего и фактором его непрерывного повышения;
· формирует и развивает коммуникационные и адаптационные способности индивидов, являясь фактором социализации и адаптации в конкретных социально-культурных условиях;
· создает широкий спектр возможностей для самореализации индивидов в профессиональной, общественной и личной жизни;
· определяет и укрепляет самоидентификацию индивидов, принадлежащих к различным слоям и группам общества, но объединенных одними культурно-историческими традициями.
|
|
Перечисленные направления и формы влияния культуры на такой ключевой показатель социального развития как качество жизни населения обуславливают необходимость выработки государственного подхода к сфере культуры как важнейшему социальному институту и совокупности взаимоувязанных отраслей и подотраслей. Государственный подход выражается в разработке культурной политики на общенациональном уровне и региональной стратегии развития культуры в отдельных территориальных образованиях.
Следует отметить, что в нашей стране сегодня сформулированы и приняты в качестве стратегических ориентиров «Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года и план действий по их реализации»[67]. Нормативно закрепляются эти направления в рамках ряда документов федерального уровня. Среди них, прежде всего, «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»[68].
Что касается законодательства в отдельных секторах культуры, то оно представляет собой набор нормативных документов регламентирующих деятельность отдельных «культурных» направлений. В ряду основных Федеральных законов можно указать такие как «Об архивном деле в Российской Федерации» (2004 г.), «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (2002 г.), «О народных художественных промыслах» (1999 г.), «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» (1996 г.), «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996 г.), «Об информации, информатизации и защите информации» (1995 г.), «О библиотечном деле» (с изменениями от 2004 г.), «Об обязательном экземпляре документов» (с изменениями от 2002 г.), «Об авторском праве и смежных правах» (с изменениями от 2004 г.), «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (с изменениями от 2004 г.) и ряд других законодательных актов.
|
|
Однако укажем, что сегодня нет Федеральной целевой программы развития культуры на долгосрочную перспективу. Базовой программой, действующей в настоящее время, является Федеральная целевая программа «Культура России (2006-2011 годы)»[69], которая пришла на смену ФЦП «Культура России (2006-2010 гг.)». Фактически, это является неким паллиативным вариантом, который лишь частично решает проблемы сферы культуры и не позволяет комплексно подойти к их устранению.
В Петербурге в последние годы культура развивалась на основе программного документа - «Концепции развития сферы культуры Санкт-Петербурга на 2006-2009 гг.». Главная цель развития культуры Санкт-Петербурга сформулирована в Концепции следующим образом: расширение участия населения в культурной жизни. Эта формулировка определяет культурную политику Санкт-Петербурга как социально-ответственную, ориентированную, в первую очередь, на интересы общества и на интересы конкретного человека, потребителя культурных благ. Культура признана важнейшим фактором, без которого невозможно создание качественной среды обитания, такой среды, где каждый человек, помимо социальных гарантий, имеет возможность творчества и приобщения к культуре, где культурная жизнь стремится стать частью его ежедневного бытия.
В данной Концепции было установлено шесть ключевых ориентиров, определяющих круг современных требований к культурным процессам, происходящим в Санкт-Петербурге; среди них следующие: востребованность, доступность, статусность, динамизм, устойчивость и эффективность. Помимо этого в Концепции было выделено 9 базовых направлений, в рамках которых и развивается культура города в настоящее время. Однако отметим, что 2010 г. был для культурной сферы Санкт-Петербурга в определенным смысле переходным. Закончились сроки реализации ранее заявленной Концепции, хотя, справедливости ради, нужно отметить, что деятельность по обозначенным ориентирам продолжалась.
В развитие нормативной базы культуры в городе в конце 2010 г. состоялось утверждение «Закона о политике в сфере культуры в Санкт-Петербурге»[70], в котором сформулированы и закреплены основы развития сферы культуры в новых условиях. Этот закон во многом опирается на положения Концепции развития сферы культуры Санкт-Петербурга 2006- 2009 гг. Важно отметить, что в этом законе обозначены цели культурной политики, среди которых:
· развитие сферы культуры в Санкт-Петербурге в целом;
· расширение участия различных групп жителей Санкт-Петербурга в развитии сферы культуры в Санкт-Петербурге, включая приобщение жителей Санкт-Петербурга к творчеству, культурному развитию, самообразованию в сфере культуры в Санкт-Петербурге;
· укрепление статуса Санкт-Петербурга как одного из центров культуры и культурно-исторического наследия в Российской Федерации и мировом сообществе;
· сохранение культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга на уровне, соответствующем современным мировым достижениям искусства, науки, технологий, управления;
· создание в Санкт-Петербурге условий для формирования художественного продукта на уровне, соответствующем мировым достижениям искусства и технологий, продвижения инновационных творческих идей, привлечения в Санкт-Петербург лучших мастеров искусств и творческих коллективов, талантливой творческой молодежи;
|
|
· сохранение статуса Санкт-Петербурга как города высокой культуры поведения, культуры быта и совместного проживания.
Несмотря на достаточно активную законотворческую деятельность, в настоящее время наблюдается ряд противоречий в стратегии развития культуры Санкт-Петербурга, не позволяющих с наибольшей эффективностью удовлетворять культурные потребности жителей города. Следует отметить, что данные противоречия носят как концептуальный характер, так и организационно-исполнительский. В целом, наличие данных противоречий существенно снижает эффективность функционирования организаций и учреждений петербургской культуры.
Цель данного статьи – показать на основе проведенных авторами исследований инновационные пути решения выявленных противоречий в управлении петербургской культурой. В качестве инструментария исследования был использован экспертный опрос руководителей петербургских учреждений культуры, а также фактографический анализ базы данных о культурной жизни города, накопленной в Институте культурных программ Комитета по культуре Санкт-Петербурга.
Всю гамму противоречий, присущих петербургской стратегии развития культуры, можно систематизировать следующим образом:
· Противоречия, связанные с федеральным уровнем управления культурой.
· Противоречия, обусловленные ведомственным подходом к управлению культурой.
Рассмотрим последовательно эти противоречия.