Практические технологии имитационных игр

«ЧП НА ЛУНЕ»

Цели: развить интерактивный потенциал играющих, научить принимать коллективные решения, выявить лидерские возможно­сти участников игры, показать преимущества сотрудничества.

Процедуры:

1. Принятие индивидуальных решений.

2. Выработка коллективного решения в группах.

3. Межгрупповое взаимодействие: дискуссия.

4. Анализ результатов и подведение итогов игры. Время: 30-40 минут.

Информация для участников игры

На луноходе, которым управляет каждый из вас, вышел из строя двигатель. До базы - лунной станции - около 300 км; туда необхо­димо добраться пешком в течение трех суток. Половину пути надо


i моток прочной веревки, аптечка, спички, карта звездного неба, обогреватель, два кислородных бал­лона бортпаек,

пройти по темной стороне Луны, вторую — по освещенной. На борту лунохода имеется неприкосновенный запас, состоящий из предме­тов 14 наименований:

ящик сгущенного молока, ■ надувной спасательный жилет, 20 литров питьевой воды, магнитный компас, сигнальная ракета, рация УКВ, парашют.

Карточка участника игры

Имя (символ)........................... Группа.......

Наименование предметов Оценка Дирек­тивная оценка Разница в оценках Приме­чание  
инди­видуа­льная груп­повая ли­де­ров инд. 5-2 2-6 груп­повая 3-5 лидеров 4-5 5-4  
1. Моток проч­ ной веревки 2. Аптечка 3. Спички 4. Карта звездного неба 5. Обогрева­ тель 6. Два кисло­ родных баллона 7. Бортпаек 8. Ящик сгуще- ного молока 9. Надувной спасательный жилет 10.20 литров питьевой воды 11. Магнитный компас 12. Сигнальная ракета 13. Рация УКВ                  
     
   
         
     
     
14. Парашют    

1-й этап. Предметы необходимо взять с собой, а для уменьше­ния груза и ускорения движения поочередно избавляться от них по степени важности и по мере использования. Очередность записы­вается в карточку, выдаваемую каждому играющему, причем пер­вый выброшенный предмет будет номером 14, последний - номе­ром 1.

Времени на принятие данного решения дается не более 5-7 ми­нут, при условии полной тишины среди играющих.

2-й этап. На втором этапе начинается интерактивная часть игры. Создаются команды по 5-7 человек. Цель игры — добраться до базы лунной станции, остаться живыми; цель команды — обсу­дить проблему и принять коллективное решение. Каждый играю­щий при обсуждении отстаивает свою точку зрения, старается реа­лизовать индивидуальную программу выживания, используя разнообразные стратегии взаимодействия.

Время на обсуждение: 10-20 минут.

После принятия групповых решений - их презентация и защита.

В игре возможно и продолжение: если решения в разных коман­дах не совпадают, то собираются лидеры команд и снова пытают­ся выработать коллективное решение. По итогам работы лидеров можно выявить тех из них, кто действительно является и организа­ционным и интеллектуальным лидером, то есть умеет соорганизо-вать коллективное обсуждение, аргументированно ведет свою ли­нию, способен влиять на партнеров и переубеждать их.

За взаимодействием лидеров наблюдают остальные участники игры и оценивают их работу в количественном или качественном аспекте на основе предварительной договоренности и исходя из общего для всех количества баллов.

После проведения всех этапов игры участники записывают в свою карточку (в рубрику «директивная оценка») очередность ос­вобождения от предметов. Правильное решение: 6, 7, 14, 2, 9, 1, 5, 11,12, 4,13, 10, 3, 8.

Получив эти данные от руководителя игры, ее участники нахо­дят разницу между своей оценкой и директивной или наоборот, записывают данные в соответствующей графе карточки, затем итог суммируют. Далее те же подсчеты проводятся с коллективной оцен­кой и оценкой лидеров.

Выигрывает группа, которая ближе других оказалась к дирек­тивной оценке.

Руководитель подводит итоги и отмечает «позитивных» и «не­гативных» лидеров и отдельных слушателей, которые вели за со­бой группу к победе или к поражению. Целесообразно выявить людей, у которых были правильные или близкие к эталону оценки


и причины, по которым не удалось их провести, убедить группу в принятии такого решения.

Предметом анализа могут быть не только сами решения, но и то, каким образом участники игры взаимодействовали, например агрессивно или лояльно, корректно или без уважения к партнеру, демонстрировали культуру слушания или нет, умеют выражать мысли понятно и убедительно или это умение не развито в доста­точной степени и т.п.

Руководителю игры следует также обратить внимание на ин­дивидуальный стиль взаимодействия и на выбор стратегий об­щения (избегания, противоборства, уступки, компромисса, со­трудничества; см. тест К. Томаса «Стратегии взаимодействия»). По результатам такого анализа можно разработать программу самокоррекции для улучшения индивидуальной коммуникатив­ной культуры.

ТЕСТ «СТРАТЕГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

Инструкция

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения американский психолог К. Томас описывает перечисленные ниже возможные варианты поведения индивида в конфликтной ситуа­ции. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар. Вам необходимо выбрать в каждой паре то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики вашего поведения в по­вседневных ситуациях конфликта мнений. Вы ставите номер оче­редного вопроса и букву выбранного вами ответа.

1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя
ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого человека и моих собственных.

3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти под­
держку у другого человека..

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напря­женности.



6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя. Б. Я стараюсь добиться своего.

7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем что­бы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться дру­гого результата.

8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то воз­
никающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А. Первым делом я стараюсь четко определить, в чем состоят
все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого человека, а главное - сохра­нить наши отношения.

12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может выз­
вать споры.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мне­нии, если он также идет мне навстречу.

13. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его
взглядах.

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15. А. Я стараюсь успокоить другого человека, а главное- сохра­
нить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напря­женности.

16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого. Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего. Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать ненужной напря­женности.

18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мне­нии, если он также идет мне навстречу.

19. А. Первым делом я стараюсь четко определить, в чем состоят
все затронутые интересы и спорные вопросы.


Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем что­бы со временем решить его окончательно.

20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желани­
ям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине
между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания
каждого из нас.

Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постара­
юсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих
взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желани­ям другого.

26. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может выз­
вать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то воз­никающих разногласий.

30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы

мы совместно с другим заинтересованным человеком могли

добиться успеха.

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шка­ле, дает представление о выраженности у него тенденции к про­явлению соответствующих форм поведения в конфликтных си­туациях.


                       
   
     
   
   
 
 
 
     
 
 
 

Ключ:

№п/п
Соперни­чество
Сотрудни­чество
Приспособ­ление
Компро­мисс
2.

3.

4.

5.

6.

7.

А

9.

10.

А

11.

Избе­гание

12.

А

13.
14.

А

15.

А

16.

А

17.
А
19.

А

20. 21.

А

А

22.
23.

24.

А

25.
26.
27.

А

28. 29.
А

А

30.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: