Краткий обзор зарубежных имитационных игр

Имитационная интерактивная игра «Демократия» пользуется большой популярностью у современных специалистов по обуче­нию взрослых. Она моделирует работу законодательного органа -Конгресса США. Игра была разработана в конце 60-х годов груп­пой педагогов и ученых университета Джонса Гопкинса под руко­водством известного американского социолога и педагога Дж. Ко-улмена.

Игра может проводиться на нескольких уровнях сложности, игровой контингент — начиная с начальной школы и до взросло­го возраста. Популярности игры немало способствуют простота и низкая цена игровых материалов (печатных карточек). Приведем описание игры на первом уровне сложности.

От 6 до 11 играющих получают игровые карточки, каждая из которых представляет часть избирательного округа и позиции избирателей по таким вопросам, как гражданские права, обра­зование, медицинское обслуживание, оборона, национальный прибрежный парк в избирательном округе А, месторождение нефти в открытом море, федеральная плотина в избирательном округе В, военная база в избирательном округе С и т.д.

Участники играют роли конгрессменов; в ходе игры каждый из них ставит на голосование, обосновывает и стремится провести свое предложение (например, сохранение или закрытие военной базы, разработка или консервация месторождения и т.д.). Они по очереди аргументируют и ставят на голосование свои предложения, причем положительное решение законодательного органа приносит играю­щему определенное число голосов в его избирательном округе.

Выигрывает тот, кому удается получить наибольшее число го­лосов.

По результатам многолетнего применения этой игры американ­ские эксперты делают вывод, что обучаемые «лучше готовятся к роли деятельных граждан и меньше склонны к тому, чтобы зани­мать стороннюю позицию и жаловаться на «коррумпированную систему».

Имитационная интерактивная игра «Железнодорожная компа­ния» создана в конце 60-х годов в США; ее предметное содержание сосредоточено в области экономической географии, но и затраги­вает историю страны.

ПО


Участники игры делятся на пять групп, каждая из которых пред­ставляет совет директоров одной из пяти железнодорожных ком­паний. В каждой группе обязательно имеются: секретарь, фикси­рующий решения, которые принимает «Совет директоров»; казначей, ведущий финансовые дела; топограф, намечающий пла­ны прокладки новых дорог.

Действие игры происходит в 1860 году. Перед каждой желез­нодорожной компанией стоит цель - пересечь страну с востока на запад, проложив железнодорожный путь. Каждый раунд игры соответствует трем месяцам реального времени. Каждый раунд компания принимает решение о том, где и как прокладывать путь, учитывая при этом ряд факторов: рельеф местности, расположе­ние населенных пунктов, возможные отчисления в местный бюд­жет, состояние финансового баланса по итогам предыдущего ра­унда, а также наличие других компаний и планы их работ.

После того как компании примут решения, руководитель игры вытаскивает наугад заготовленную ранее карточку из набора «слу­чайных событий» и объявляет о каком-либо неожиданном проис­шествии. Например, наводнением разрушен железнодорожный мост и одна из компаний вынуждена срочно заняться ремонтом пути; на северных участках другой компании на железнодорожных рабочих напали индейцы племени сиу и т.д. Пострадавшие компа­нии вынуждены вносить поправки в свои расчеты.

Имитационная игра «Фторирование воды» была создана в Ве­ликобритании в конце 70-х годов для обучения таким предметам, как биология, санитария и гигиена, экология и др.

Исходная игровая ситуация состоит в том, что органы санитар­ного надзора гипотетического района Англии изучают вопрос: сле­дует ли фторировать воду, поступающую в систему коммунально­го водоснабжения.

Основная часть игры проводится в форме собрания местного совета по здравоохранению с участием представителей различных общественных организаций, где обсуждается этот вопрос.

На подготовительном этапе, примерно за неделю до проведения основной части игры, каждому участнику выдается брошюра с опи­санием структуры местных органов власти, сведениями о главных особенностях района, а также описанием хода основной части игры.

Участники распределяют роли, получают брошюры-инструкции, которые помогают им подготовить соответствующие предложения.

Основная часть игры занимает до двух часов и представляет собой имитацию собрания, в ходе которого выступают представи­тели санитарной и стоматологической служб района, профсоюза работников здравоохранения, ассоциации по борьбе с загрязнени-


ем водных ресурсов, ассоциации домохозяек, ассоциации налого­плательщиков и т.д.

Сторонники фторирования (С) доказывают его пользу и необхо­димость, в то время как противники (П) стремятся обосновать его пагубные последствия. В своей аргументации представители каждой из сторон руководствуются множеством соображений, включая та­кие, как нежелание расходовать дополнительные средства на фто­рирование воды, стремление во что бы то ни стало провести поли­тику своей ассоциации и т.д.

На совещании присутствуют следующие представители:

Сторонники фторирования:

С1 - представитель районной стоматологической службы,

С2 - представитель районной санитарной службы.

СЗ - представитель профсоюза работников здравоохранения,

С4 - частное лицо (местный стоматолог).

Противники фторирования:

П1 - представитель Национальной ассоциации по борьбе с за­грязнением водных ресурсов,

П2 - представитель Комитета по борьбе с принудительным по­треблением лекарственных или химических добавок,

ГО - представитель местной ассоциации домашних хозяек, П4 - представитель местной ассоциации налогоплательщиков, П5 -П7 - частные лица.

Ведущий собрание председатель местного совета по здравоох­ранению предоставляет слово выступающим в заранее установлен­ном порядке, используя остальное время для свободной дискуссии. Как отмечают авторы разработки, игра позволяет понять суть конфликтов, которые возникают между сторонниками тех или иных спорных мероприятий, доказывающими их техническую или эко­номическую выгоду для всего общества, и их противниками, кото­рые обычно ссылаются на то, что предлагаемые мероприятия ущем­ляют права личности или влекут за собой неблагоприятные (хотя и не поддающиеся количественной оценке) последствия, наносящие вред обществу или окружающей среде [Ellington H.J., Addinal Е., Percival F. Games and simulations in science education. L.-N.Y.,1981]. В организационном отношении игра имеет «радиальную струк­туру» взаимодействия участников. Такая организация идеально подходит для имитации дискуссий, когда решение зависит не от здравой оценки фактов, а от убедительности аргументации. Вывод о характере интерактивного взаимодействия в ходе дискуссии -один из предусматриваемых результатов игры, на котором реко­мендуется остановиться при ее обсуждении. Игра эффективна в познавательном и эмоциональном плане.


Техника техникой, но ведь чаше из строя выходит лифт, а не лестница.

Станислав Ежи Леи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: